|
2021. т. 18. №3
|
Специальная тема выпуска:
Киберпсихология нового десятилетия
Войскунский А. Е.
Вступительное слово
|
429–430
|
|
431–450
|
В рамках трансдисциплинарного подхода и с опорой на многолетние эмпирические исследования разработана социально-когнитивная концепция цифровой социализации, отражающая процесс адаптации изменяющегося человека к возможностям и рискам динамичной социотехнологической среды. Ключевой элемент концепции цифровой социализации — гиперподключенная, технологически достроенная цифровая личность как часть личности реальной; она отражает современный этап социальной и когнитивной эволюции человеческой психики, когда развивающееся сознание фактически сращивается с внешними орудиями (гаджетами) и знаковой реальностью (Интернетом). Цифровые технологии интегрируются в нашу когнитивную и социальную систему, определяя цифровое расширение (достройку) человека. Ключевые измерения цифровой социализации — гиперподключенность к Интернету, смешанная реальность, расширенная личность и цифровая социальность. Существование в смешанной реальности и гиперподключенность к Интернету — не только базовые и определяющие характеристики цифровой социализации и взрослого, и ребенка, но и главная основа изменений, которые происходят сегодня с человеком. Расширенное Я — постоянно развивающееся и совершенствующееся культурное орудие — формируется в своем социотехнологическом воплощении и меняет экосистему человека. Формирующаяся и трансформирующаяся личность расширяется и вбирает в себя в качестве значимого звена техносистему, способствующую реализации психологических механизмов экстериоризации и включающую цифровые устройства и компьютерные программы вместе со способами их применения. Новый антропологический тип цифрового человека — «человек подключенный и достроенный» — обитает во многих реальностях и взаимодействует уже и с неживыми системами (чат-ботами, бытовыми роботами и др.): требуется смена парадигм, обновление теоретико-методологических моделей. Это определяет кумулятивность теоретико-методологического подхода, главной опорой которого выступает разработанная Л.С. Выготским и его последователями культурно-историческая теория развития психики, впитавшая в себя классические и современные гуманитарные и естественно-научные концепции. Данный подход — перспективный базис для исследования особенностей цифровой реальности, способный выдержать вызовы «новой нормальности». |
|
451–467
|
Представлены результаты исследования психологических факторов доверия к популярным видеоблогерам у современной молодежи. Исследование доверия в видеоблогах представляет значительный интерес, так как, несмотря на значимость данной формы виртуального общения, количество отечественных теоретических и эмпирических исследований по данной проблеме невелико. В качестве методического инструментария исследования использованы авторская анкета, методика «Личностный дифференциал», методика «Вера в людей» М. Розенберга, рефлексивный опросник уровня доверия к себе, модифицированная методика межличностного доверия Р. Левицки, М. Стивенсон, Б. Банкер, методика оценки доверия к информации в электронных СМИ. В исследовании приняли участие 70 студентов российских вузов. В статье обсуждаются результаты описательного, корреляционного и факторного анализа. Установлено, что большая часть респондентов склонны доверять мнению видеоблогеров. Среди компонентов доверия наиболее ярко выделяется стремление к установлению тождества, идентичности с предпочитаемым видеоблогером. Новым результатом стало выявление взаимосвязи самооценки интереса и компетентности по отношению к тематике, обсуждаемой в видеоблогах, с общим уровнем доверия к видеоблогеру. Показано, что факторная структура доверия включает один независимый и два коррелированных фактора. Независимый фактор охватывает параметры самооценочной компетентности в жизненных сферах, обсуждаемых в видеоблогах, самооценку интереса, а также интегральную оценку доверия к себе. Взаимосвязанные факторы отражают преобладание когнитивных аспектов восприятия видеоблогера, рационального ожидания эквивалентного обмена и расчета полезностей либо аффективно окрашенного отношения к влогеру, основанного на общей вере в людей, стремлении к установлению с ним тождества, идентификации. |
|
468–474
|
Знаменитости — это известные люди, которые нередко принадлежат к индустрии развлечений. Известно, что они оказывают значительное влияние на поведение людей. В эпоху цифровых технологий это влияние распространилось и на онлайн-арену. Знаменитости все чаще используют социальную сеть Instagram для продвижения коммерческих продуктов. Важно исследовать, в какой степени люди подвержены влиянию такого типа продвижения и на каких людей он способен влиять. Исследования показали, что на поведение в Интернете в значительной мере влияет личность человека. Однако до сих пор подобные исследования не включали взаимосвязь между личностью и степенью влияния знаменитостей посредством социальных сетей. В этом исследовании изучается вопрос о том, насколько личность пользователя связана со степенью влияния на него сообщений знаменитостей в Instagram. В исследовании принял участие 121 студент (34 юноши, 87 девушек). Они отвечали на опросники, посвященные их личностным особенностям. Испытуемых также спрашивали о степени влияния, которое знаменитости оказывают на них через Instagram. Результаты показали, что люди, которых можно охарактеризовать как открытых и обладающих внутренним локусом контроля, более устойчивы к такому влиянию со стороны знаменитостей. В настоящей работе показано, что личность получателя информации, вероятно, влияет на степень воздействия одобрительных высказываний знаменитостей. Обсуждаются выводы на основе этих результатов. |
|
475–490
|
Цель исследования — адаптация русскоязычной версии опросника мотивации игры в ММОРПГ Ника Йи. В исследовании участвовали 538 человек (72.5% мужчин) в возрасте 12–40 лет. Для оценки внешней валидности опросника использовались «Шкала мотивации гейминга» (GAMS) и опросник опыта потока в групповых ролевых играх. Итоговая версия опросника воспроизводит оригинальную факторную структуру, но содержит 24 пункта из 39. Показатели пригодности итоговой модели (CFI = 0.95; RMSEA = 0.042) демонстрируют хорошую согласованность модели и эмпирических данных. Показатели внутренней согласованности шкал опросника (a Кронбаха) варьируют в диапазоне 0.619–0.906. Корреляции шкал опросника со шкалами GAMS и опросника опыта потока подтверждают его конструктную валидность. С внутренней мотивацией, интегративной и интроецированной регуляцией (GAMS) преимущественно связаны факторы шкалы мотивации погружения. Идентифицированная и внешняя регуляции коррелируют в основном со шкалами социальной мотивации и мотивации достижения. Все шкалы мотивации игры в ММОРПГ связаны с переживанием опыта потока, также множественные корреляции демонстрируют шкалы достижения и социальной мотивации опросника Йи с ориентацией на общение и шкалой продуманность–спонтанность опросника опыта потока. Обнаружены значимые межполовые различия в мотивации игры: у мужчин более выражен фактор механики (мотивация достижения), а у женщин — факторы эскапизма и кастомизации (мотивация погружения). Адаптированный опросник Ника Йи может считаться достаточно надежным и валидным инструментом для изучения мотивации игроков в онлайн-компьютерные игры. |
Статьи
|
491–505
|
Статья посвящена проблематизации виртуальной жизни личности в аспекте телесности в условиях тотальной цифровизации социальных и личных отношений. Проблемность этой области стала особенно ощутима в период эпидемии COVID-19. В работе предложена категория «виртуального Другого», который одновременно является результатом активности личности в виртуальности и специфическим объектом ее отношений. В контексте развития Модели топологии жизни Е.Б. Старовойтенко предложены дополнения в виде виртуального и предметно-фигуративного пространств жизни личности. В этих координатах раскрывается особенная проблематика жизненной активности личности. Анализ статей и рефлексивных заметок, появившихся по следам мировой самоизоляции 2020 г., а также ряда других источников, посвященных цифровизации, позволяет сосредоточить сформулированные проблемы в рамках трех сфер личностной активности: коммуникации, деятельности и отношений личности. В работе осмысляются такие проблемы, как потеря телесности в виртуальной коммуникации – недоступность целостного облика Другого и собственной телесной самопрезентации, фрагментарность невербальных проявлений, недоступность контакта глаз, невозможность подхватить диалог на основе чуткого телесного со-присутствия в едином пространстве. Рассматриваются возможные причины Zoom fatigue. Мы анализируем психологические искажения в результате неестественной коммуникации в Zoom’е — все одновременно смотрят на меня (или нет?), и я непрерывно вижу себя в числе других. Реализация отношений в виртуальном пространстве делает коммуникацию с Другим бестелесной и непрерывной и исключает важнейшие паузы, в которых развивается внутренний диалог с Другим. Наряду с реальным, телесным Другим и редуцированным «внутренним Другим» развивается «виртуальный Другой», который должен стать предметом психологических исследований. Виртуальность — это новое, мало освоенное пространство индивидуальной жизни. Пока что оно безграничное, инвазивное и исключающее телесность. На данный момент в культуре нет сформированных способов персонального освоения виртуального пространства и разрешения противоречий, порождаемых личностной активностью в нем. |
|
506–524
|
Исследования показывают, что одной из ключевых детерминант потребительской удовлетворенности является неподтверждение ожиданий, под которым понимаются воспринимаемые различия между функционированием продукта и ожиданиями, сформированными перед его покупкой. При этом позитивное неподтверждение (когда функционирование превосходит ожидания) приводит к высокой, а негативное (когда оно уступает ожиданиям) к низкой удовлетворенности. В настоящем исследовании изучалась роль вовлеченности при возникновении эффектов ассимиляции (снижения оценок неподтверждения и смещения оценок удовлетворенности в сторону ожиданий) и эффектов контраста (повышения оценок неподтверждения и смещения оценок удовлетворенности в противоположную сторону), а также процессы, приводящие к эффектам контраста. И формулировались две гипотезы о том, что вовлеченность будет вызывать эффекты контраста и что такие эффекты будут возникать в результате активизации когнитивных процессов, приводящих к усилению воспринимаемых различий между функционированием продукта и ожиданиями. Гипотезы проверялись в лабораторном эксперименте, манипулировавшем функционированием продукта (качеством спрея для экранов мониторов), ожиданиями и уровнями вовлеченности участников и позволявшем изучить два вида эффектов ассимиляции/контраста, негативных и позитивных, возникающих в результате завышенных и заниженных ожиданий относительно продукта. Эксперимент показал, что вовлеченность действительно вызывала эффекты негативного и позитивного контраста в оценках неподтверждения ожиданий и удовлетворенности, за одним исключением: она не вызывала позитивного контраста в оценках удовлетворенности. В статье рассматриваются возможные причины такого результата. Эксперимент также поддержал существование цепочки процессов, приводящих к эффектам контраста, в которой вовлеченность повышает уровень активации субъекта, активация стимулирует когнитивную активность, когнитивная активность повышает точность суждений в оценках продукта, а точность суждений усиливает воспринимаемые различия между функционированием продукта и ожиданиями. Обсуждаются ограничения, вопросы для будущих исследований и следствия для производителей и продавцов, вытекающие из эффектов ассимиляции/контраста. |
|
525–543
|
В широком спектре психологических подходов перспективным представляется ситуационный подход, получивший теоретическое обоснование в отечественных исследованиях. Центральным является понятие ситуации как опосредующего элемента между условиями среды и индивидуально-личностными особенностями субъекта в контексте проблем двойной детерминации деятельности. Определения ситуации преимущественно ограничиваются представлением о субъективном образе внешних условий, адекватность которого интерпретируется как проявление средовой, а вариативность — проявление личностной детерминации деятельности. Пристрастность образа внешних условий является одним из проявлений личностной детерминации когнитивной составляющей, но не снимает проблемы детерминации деятельности. Цель работы — ограничение понятия «ситуация» субъективной сферой и его интерпретация как результата интеграции детерминант. Уточнены представления об условиях среды, аргументирована необходимость оценок интерпретируемого образа условий, собственных ресурсов и их соотношения, а также «пространства» оценок как механизма интеграции детерминант. Ситуация определяется как рефлексивная оценочная «модель» отношений интерпретируемого образа объективных условий и внутреннего состояния в пределах актуальной мотивации, наличного опыта и личностных предпочтений. Функции ситуации — организация деятельности (актуалгенез) и ее регуляция на стадии исполнения, обеспечивающие ее стабильность и целесообразность. Представлена систематизация ситуаций на основе типологии условий и вариантов их субъективных оценок, наличных ресурсов субъекта и их оценок. Особое внимание уделено ситуациям неопределенности, принятия решения и риска, определены их особенности, психологические механизмы и личностные детерминанты. Ситуационный подход расширяет возможности объяснения вариативности деятельности в тождественных условиях, ее устойчивость в меняющихся условиях, а также объяснение причин ошибок, обусловленных своеобразием оценок рефлексивной модели реальности. |
|
544–561
|
В статье поднимается вопрос о применимости методологических принципов советской психологии для решения актуальных задач современной науки. Сложность вопроса усугубляется тем, что методологические принципы в отечественной психологии вообще мало отрефлексированы, допускают разное толкование, относятся к разным методологическим уровням, имеют разные сферы приложения. В данной статье представлен содержательный анализ одного из главных принципов отечественной психологии советского периода — принципа восхождения от абстрактного к конкретному. Рассматриваются три основные трактовки метода восхождения от абстрактного к конкретному в психологии, предложенные Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. У Выготского акцент был сделан на аналитической составляющей метода и поиске «клеточки» психологии при сохранении «старого» эмпирического понимания общего («абстрактно-общего») как одинакового для всех. Восхождения к конкретному — объяснению многообразия явлений психического в их взаимосвязи — здесь не получилось. Рубинштейн прибегает к методу восхождения от абстрактного к конкретному и как психолог, и как философ. Он восстанавливает внутреннюю логику развития психических процессов и образований из исходного противоречия субъективного и объективного, заложенного в природе психического отражения, а затем переходит к объяснению структуры человеческого бытия и основных способов отношения человека к миру. Леонтьев по существу полностью «выводит» психику из деятельности, определяя ее как «функциональный орган» деятельности. Таким образом, формально один и тот же метод предстает у Выготского как аналитический, у Рубинштейна — как аналитико-синтетический, у Леонтьева — как метод «выведения». Вместе с тем опыт отечественных психологов демонстрирует большой методологический потенциал этого метода, в том числе для решения интегративных задач современной психологии. |
|
562–574
|
Статья посвящена феномену «этно-слух» в контексте поиска инструментальных исследовательских категорий музыкально-психологической антропологии. Музыкально-психологическая антропология как область знания объединяет комплексную психологическую и культурологическую методологию изучения взаимодействия человека и созданных им форм и стилей музыкального искусства. Серия исследований в статье основана на методологии кросс-культурного изучения особенностей восприятия «родной» и «чужой» музыки группами российских и китайских реципиентов. Все испытуемые — студенты-музыканты московских вузов (N = 53). Представлены процедуры, методы и результаты исследования восприятия музыки разных этнических стилей: а) с помощью биполярных шкал оценки эмоционального содержания; б) с помощью электроэнцефалографических измерений альфа-активности мозга. Как в психосемантическом, так и в ЭЭГ-исследовании было показано, что различий между группами в восприятии классической музыки нет, но есть значительные различия между русскими и китайскими музыкантами в восприятии традиционной русской и китайской музыки. Можно сделать вывод, что восприятие эмоционального контекста «родной» и «чужой» музыки связано с внутренней картиной мировосприятия, сформированной национальной культурой и традициями. |
Обзоры и рецензии
|
575–597
|
Целью настоящего обзора является обобщение результатов эмпирических исследований, выявляющих психологические эффекты взаимодействия человека с разными видами визуального окружения в современных городах. Анализ работ, выполненных в области психологии окружающей среды за последние 50 лет, позволяет сделать ряд обобщений. Во-первых, большое число сравнительных исследований обнаруживает более благоприятное влияние восприятия природы по сравнению с «построенной» средой, что проявляется в когнитивной, аффективной, личностной и межличностной сферах. Во-вторых, обобщены свидетельства того, что разные типы «построенной» среды также могут вызывать различные психологические эффекты: здания с элементами орнаментации и деталировки, невысокой этажности, имитирующие природу, имеющие исторические смысловые коннотации, способны оказывать благоприятное влияние на эмоциональную и когнитивную сферу воспринимающего. В-третьих, большое количество исследований направлено на выявление «восстановительного потенциала» разных типов среды: изучаются средовые факторы восстановления внимания, восстановления после стресса и аффективного восстановления. Гораздо меньше работ посвящено исследованию положительных влияний визуальной среды на человека за пределами восстановления. В-четвертых, большинство современных исследований ориентировано на выявление «восходящих» факторов восприятия среды — ее предметных, физических качеств (деталировка, этажность, фрактальная структура, сложность, открытость и др.). При этом зачастую упускается роль «нисходящих» влияний — смысловых характеристик воспринимаемой среды, установок наблюдателя и его исходного состояния, которые могут оказывать существенное влияние на эффекты восприятия окружения. Обоснована важность учета совместного действия восходящих и нисходящих факторов в понимании истинных причин обнаруживаемых эффектов восприятия среды. Проведенный анализ позволил систематизировать широкий спектр влияний визуальной среды города на психологические характеристики человека. Предложено классифицировать все рассматриваемые факты по нескольким основаниям: объективному (физические характеристики среды: природное и «построенное» окружение), субъективному (особенности восприятия среды субъектом: восходящие и нисходящие процессы) и методологическому (способ получения данных: объективные и субъективные методы). Обозначены возможные пути улучшения визуальной среды города в направлении ее более благоприятного воздействия на психическое функционирование личности. |
|
598–622
|
В статье анализируется и обсуждается современное состояние проблемы способностей и одаренности в психологии. Показано, что на протяжении длительного периода развития российской психологии (1935–2018 гг.) наблюдается довольно низкий интерес психологов к ее разработке. Анализ содержания и количества публикаций в ведущих российских и зарубежных журналах за последние пять лет позволяет говорить о продолжающемся снижении заинтересованности психологов в разработке проблем способностей и одаренности. Тем не менее опубликованные работы можно классифицировать по ряду оснований: тип исследования (теоретическое, эмпирическое, комплексное), предмет (вид и тип изучаемых способностей), метод (качественный, количественный, комплексный анализ), основание обращения к проблеме (высокие достижения, школьная успеваемость и др.). Анализ позволяет утверждать, что ведущая причина неудовлетворительного состояния проблемы — отсутствие в современной психологии теории способностей и одаренности, удовлетворительно решающей вопрос структуры способностей, их взаимосвязи, развития не только в разные возрастные периоды, но и в условиях разных видов и типов деятельности, взаимосвязи способностей с одаренностью. Позитивно оценивая роль предложенной более восьмидесяти лет назад Б.М. Тепловым концепции способностей, отметим, что за прошедшие десятилетия накоплено множество данных, требующих обновления и теоретических, и методологических, и конкретно прикладных основ общей теории способностей. В статье утверждается, что теория способностей и одаренности В.Д. Шадрикова позволяет преодолеть неудовлетворительное состояние этой области психологического знания, теоретически обосновать множество прикладных работ, не ограничиваться исключительно высокими достижениями в понимании результата функционирования способностей субъекта деятельности и др. Представленные в статье данные будут полезны не только в плане теоретического и методологического изучения проблемы способностей и одаренности, но и в процессе планирования и организации эмпирических исследований способностей и одаренности. |
|
623–642
|
Рассмотрены разные точки зрения на процессы взаимодействия нейронных сетей мозга при селекции информации и принятия решения на основе инсайта или критического анализа идей, сгенерированных при тестировании креативности. Для изучения сочетания разных когнитивных операций в креативности предложены модели BVSR (Blind Variation and Selective Retention) и «GENEPLORE» (Generate and Explore). Анализ возникновения инсайта в экспериментальных исследованиях выполняется с использованием задач на эвристическое мышление, восприятие двойственных фигур, теста отдаленных ассоциаций слов (RAT) или составных отдаленных ассоциаций (CRA). Приведены сведения о наиболее устойчивом ЭЭГ-корреляте инсайта: синхронизации альфа-биопотенциалов и изменениях выраженности и регионарной специфики этого эффекта, обусловленных особенностями креативного задания. Результаты томографических исследований выявили ключевое значение специфичных паттернов «преднастройки» нейронных сетей дефолтной и исполнительной систем и динамики взаимодействия лобных и теменных областей мозга, отражающих разные показатели креативности. Показаны роль критического анализа решения проблемы, модулирующая творческий процесс, и значение тормозных функций в селекции релевантной информации. Включение в поиск решения проблемы противоположных процессов — конвергентного или дивергентного мышления, направленного или дефокусированного и интернального или экстернального внимания — сопровождается временной и структурной реорганизацией активации или торможения в нейронных системах мозга. Ведущими структурами мозга, необходимыми для переключения разных стратегий селекции информации и выбора ответа при решении экспериментальных творческих задач в зависимости от их сложности и содержания, являются префронтальная, цингулярная области коры и гиппокамп. |
|
643–655
|
В настоящей статье представлено продолжение исследования феномена функциональной фиксированности, негативно влияющего на процесс творческого мышления и ограничивающего его эффективность. Описаны и кратко проанализированы основные психологические методы снижения функциональной фиксированности. Основной акцент в них делается на обогащении и расширении ассоциативного пространства, служащего источником идей и нестандартных решений в рамках творческой деятельности субъекта. Подчеркивается связь этих методов с теоретическими моделями и разработками, представленными в научно-психологической литературе (например: теорией «забывания фиксации», гипотезой «оппортунистической ассимиляции» и пр.). Некоторые из этих методов основываются на общих рекомендациях по ведению творческого процесса, другие же ориентированы на использование конкретных инструкций по его оптимизации. Описываются основные параметры инструкции, а также наиболее эффективные способы ее предъявления субъекту, осуществляющему творческую деятельность. Уделяется внимание той роли в снижении уровня функциональной фиксированности, которую выполняют процессы категоризации объектов, обращения субъекта к прошлому опыту, а также отвлечения субъекта от осуществляемой мыслительной деятельности. Кроме этого вкратце рассмотрены подходы, рассматривающие функциональную фиксированность не только как антагониста креативности, но и в некоторых случаях как фактор повышения эффективности творческого мышления. Это происходит в тех случаях, когда субъект отчетливо осознает влияние прошлого опыта на процесс решения творческой задачи и достаточно глубоко понимает ее структуру. Указывается на то, что в научных исследованиях функциональной фиксированности наметилась тенденция к выделению и анализу ее отдельных компонентов, что в ближайшем будущем может привести к появлению более таргетированных методов ее ослабления. |
|
|