Солнцева Г. Н.1Ситуационный подход: типы ситуаций и психологические особенности
2021.
Т. 18.
№ 3.
С. 525–543
[содержание номера]
В широком спектре психологических подходов перспективным представляется ситуационный подход, получивший теоретическое обоснование в отечественных исследованиях. Центральным является понятие ситуации как опосредующего элемента между условиями среды и индивидуально-личностными особенностями субъекта в контексте проблем двойной детерминации деятельности. Определения ситуации преимущественно ограничиваются представлением о субъективном образе внешних условий, адекватность которого интерпретируется как проявление средовой, а вариативность — проявление личностной детерминации деятельности. Пристрастность образа внешних условий является одним из проявлений личностной детерминации когнитивной составляющей, но не снимает проблемы детерминации деятельности. Цель работы — ограничение понятия «ситуация» субъективной сферой и его интерпретация как результата интеграции детерминант. Уточнены представления об условиях среды, аргументирована необходимость оценок интерпретируемого образа условий, собственных ресурсов и их соотношения, а также «пространства» оценок как механизма интеграции детерминант. Ситуация определяется как рефлексивная оценочная «модель» отношений интерпретируемого образа объективных условий и внутреннего состояния в пределах актуальной мотивации, наличного опыта и личностных предпочтений. Функции ситуации — организация деятельности (актуалгенез) и ее регуляция на стадии исполнения, обеспечивающие ее стабильность и целесообразность. Представлена систематизация ситуаций на основе типологии условий и вариантов их субъективных оценок, наличных ресурсов субъекта и их оценок. Особое внимание уделено ситуациям неопределенности, принятия решения и риска, определены их особенности, психологические механизмы и личностные детерминанты. Ситуационный подход расширяет возможности объяснения вариативности деятельности в тождественных условиях, ее устойчивость в меняющихся условиях, а также объяснение причин ошибок, обусловленных своеобразием оценок рефлексивной модели реальности.
Ключевые слова:
среда;
условия;
ситуация;
чрезвычайные условия;
сложность;
экстремальность;
опасность;
напряженность;
неопределенность;
проблемность;
принятие решения;
риск;
рефлексия
|
|
|