Богачева Н. В.1, Епишин В. Е.1, Мильянская А. В.1Адаптация русскоязычной версии опросника мотивации игры в массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры (ММОРПГ) Ника Йи
2021.
Т. 18.
№ 3.
С. 475–490
[содержание номера]
Цель исследования — адаптация русскоязычной версии опросника мотивации игры в ММОРПГ Ника Йи. В исследовании участвовали 538 человек (72.5% мужчин) в возрасте 12–40 лет. Для оценки внешней валидности опросника использовались «Шкала мотивации гейминга» (GAMS) и опросник опыта потока в групповых ролевых играх. Итоговая версия опросника воспроизводит оригинальную факторную структуру, но содержит 24 пункта из 39. Показатели пригодности итоговой модели (CFI = 0.95; RMSEA = 0.042) демонстрируют хорошую согласованность модели и эмпирических данных. Показатели внутренней согласованности шкал опросника (a Кронбаха) варьируют в диапазоне 0.619–0.906. Корреляции шкал опросника со шкалами GAMS и опросника опыта потока подтверждают его конструктную валидность. С внутренней мотивацией, интегративной и интроецированной регуляцией (GAMS) преимущественно связаны факторы шкалы мотивации погружения. Идентифицированная и внешняя регуляции коррелируют в основном со шкалами социальной мотивации и мотивации достижения. Все шкалы мотивации игры в ММОРПГ связаны с переживанием опыта потока, также множественные корреляции демонстрируют шкалы достижения и социальной мотивации опросника Йи с ориентацией на общение и шкалой продуманность–спонтанность опросника опыта потока. Обнаружены значимые межполовые различия в мотивации игры: у мужчин более выражен фактор механики (мотивация достижения), а у женщин — факторы эскапизма и кастомизации (мотивация погружения). Адаптированный опросник Ника Йи может считаться достаточно надежным и валидным инструментом для изучения мотивации игроков в онлайн-компьютерные игры.
Ключевые слова:
компьютерные игры;
мотивация игры;
геймеры;
онлайн-игры;
компьютерные игроки;
адаптация опросника
|
|
|