|
2020. т. 17. №1
|
К юбилею академика РАО Татьяны Николаевны Ушаковой
|
5–7
|
Специальная тема выпуска:
Консультативная психология
Кисельникова (Волкова) Н. В.
Вступительное слово
|
8–9
|
|
10–26
|
Статья посвящена теоретическому обзору направлений психотерапии и рассмотрению авторской суггестивной методики «сенсомоторного психосинтеза», особенность которой состоит в интеграции внушаемых ощущений и образов, в духе недерективного гипноза М. Эриксона и в требовании активности от пациента, в его непрекращающемся диалоге с терапевтом. Приводятся фрагменты психотерапевтической работы с пациентом по методу сенсомоторного психосинтеза. Обсуждаются различные варианты интеграции терапевтических направлений, такие как технический эклектизм, теоретическая интеграция, ассимиляционная интеграция, интеграция с опорой на общие факторы. Сенсомоторный психосинтез рассматривается как метод, позволяющий раскрывать новые возможности интеграции психотерапевтических приемов. В частности, как метод, позволяющий интергрировать психотерапевтические приемы, с учетом их отношения к уровневой организации психической деятельности; моделировать поведение человека в разных жизненных ситуациях и различные варианты реагирования в одной конкретной ситуации, включая весь спектр физиологических, чувственных, эмоциональных, поведенческих реакций. В заключении авторы присоединяются к мнению К. Юнга о том, что будущее психологии и психотерапии заключается в разработке понимания места человека в природе и смысла его существования. Отмечается, что будущее психологии не только в создании новых психопрактик, не только в их интеграции, но и в развитии их идеологического основания. Отмечается, что современная психотерапия во многом заимствовала, интегрировала и развила психотехники из различных религиозных течений. И так же как религиозные конфессии, нуждается в собственной «теологии», научно объясняющей смысл и цели человеческого существования. |
|
27–42
|
Понимание и изучение обиды до сих пор в значительной степени остается за пределами научной психологии, что нельзя считать нормальным положением вещей. Трудно найти в душевной жизни человека более распространенное и важное явление, которое сопутствует всем нашим контактам и ежеминутно влияет на наши установки, чувства и решения. Целью данной работы стало введение этого важного явления в круг тем научной психологии, дабы хотя бы в небольшой степени компенсировать этот пробел. Для введения обиды в круг психологических исследований были использованы данные по изучению другого явления – прощения, которое является в известной степени антиподом обиды и может помочь в понимании и изучении обиды, так же как и исследования непрощения, что уже в значительной степени ближе к явлению обиды. Соответственно построена и структура статьи – описание и анализ психологических фактов о прощении, затем переход от знаний о прощении к пониманию его отсутствия, далее — к пониманию весьма сходного явления, получившего название «непрощение», за эмпирическим исследованием непрощения следует описание феноменологии обиды, и, наконец, обсуждаются возможности операционализации явления обиды для проведения полноценного научного исследования. На данном, начальном этапе изучения обиды происходит лишь уточнение психологического содержания этого явления с опорой на факты, собранные в исследовании прощения и пока еще весьма в немногочисленных исследованиях непрощения. Впоследствии предполагается проведение эмпирического исследования обиды и прощения, на основе разработанного опросника. |
|
43–59
|
В статье рассматриваются традиционные и новые формы суицидального поведения, которые анализируются в рамках представлений о влечении к смерти. Особое внимание уделяется таким феноменологиям, как «группы смерти» и «суицидальный терроризм». Если ранее суицид практически всегда описывался как единичный случай отдельного человека, осуществляемый самостоятельно и добровольно, то в последние десятилетия появились сотни случаев, когда суициденты не только убивали себя, но и одновременно демонстративно уничтожали десятки и даже сотни ни в чем не повинных людей. Обобщаются результаты психоаналитических исследований случаев суицидального поведения, в частности: «Исследования истерии» (случай Анны О.), «Человек-волк», «Человек-крыса», «Случай Доры», «Психоаналитические заметки об одном случае паранойи», «О психогенезе одного случая женской гомосексуальности», «Печаль и меланхолия». Затрагиваются проблемы утраты смыслов и извращения идеологических установок в современном обществе в ряду ведущих причин роста агрессивного и суицидального поведения. |
|
60–72
|
Антисоциальная (malevolent) креативность (АК) проявляется в реализации чужих или собственных оригинальных идей, наносящих вред другим людям. Анализ исследований показывает, что существуют возрастные и гендерные особенности в антисоциальной креативности. В статье приводятся результаты исследования предикторов АК с учетом возраста и пола респондентов. Состав выборки (N = 293): мужчины (N = 192); кадеты (N = 97), курсанты (N = 150) и студенты (N = 46, все женщины). Использовалась батарея опросников: Поведенческие особенности антисоциальной креативности (в адаптации Н.В. Мешковой и др.), агрессии Басса–Перри (в адаптации С.Н. Ениколопова, Н.П. Цибульского), сокращенный вариант NEO-FFI опросника NEO PI-R П. Коста и Р. Макраэ (в адаптации В.Е. Орла, И.Г. Сенгина), «ЭмИн» (Д.В. Люсин), МАК-4 (в адаптации В.В. Знакова). Мы выявили качественные возрастные и половые особенности личностных предикторов антисоциальной креативности: у мужчин — это враждебность, у женщин — агрессия. Согласно результатам регрессионного анализа, специфика подростковой антисоциальной креативности состоит в том, что в число отрицательных предикторов входят черты Большой пятерки «Согласие» и «Добросовестность», связанные с девиантным поведением, чего не наблюдалось у взрослых респондентов. Полученные результаты могут быть использованы для разработки программ по профилактике девиантного поведения у подростков. |
|
73–88
|
Настоящее междисциплинарное исследование направлено на определение информативных признаков поведения русскоязычных пользователей социальной сети ВКонтакте в связи с уровнем выраженности у них признаков депрессии. В исследовании анализировались результаты опроса 1268 пользователей ВКонтакте (опросник депрессии А. Бека), которые предоставили доступ к информации своих профилей. Из них были сформированы три группы респондентов с разным уровнем выраженности признаков депрессии. C помощью методов машинного обучения, метода опорных векторов (SVM) и алгоритма случайного леса (Random Forest) были выявлены информативные лингвистические и поведенческие признаки депрессии у пользователей социальной сети ВКонтакте, сопоставимые с данными, полученными исследователями англоязычных респондентов других социальных сетей. |
Статьи
|
89–101
|
Современная научная литература характеризуется противоречивостью в отношении изучения двух основных механизмов (процессов) восприятия, которые играют значительную роль в процессах идентификации и распознавания выражений лица — аналитического (восприятие индивидуальных особенностей лица) и целостного (восприятие лица как гештальта). Несмотря на большое количество исследований, вопрос об их относительном вкладе в распознавание мимики остается открытым. В настоящей работе представлен анализ основных методологических трудностей изучения проблемы роли механизмов в восприятии экспрессий лица и результаты эмпирического исследования. Мы изучали взаимодействие аналитической и целостной обработки с использованием методов композитных и инвертированных изображений лица в решении задачи по оценке сходства экспрессий. Для достижения этой цели использовался метод многомерного шкалирования, который позволяет построить субъективное пространство сходств выражений, а затем проанализировать кластеризацию выражений в нормальном и инвертированном условии. Результаты показали, что: 1) в правильных условиях презентации лица целостная обработка играет более важную роль; 2) в перевернутых условиях роль аналитической обработки возрастает, что проявляется в изменении кластеризации выражений в субъективном пространстве сходства выражений; 3) метод многомерного шкалирования полезен для исследования взаимодействия аналитических и целостных механизмов кодирования выражений лица; 4) методы одновременного использования композитных и инвертированных лиц являются эффективным инструментом для изменения влияния аналитического и целостного процессов при оценке сходства выражений. |
Чумакова М. А.,
Жукова М. А.,
Корнилов С. А.,
Голованова И. В.,
Давыдова А. О.,
Логвиненко Т. И.,
Овчинникова И. В.,
Петров М. В.,
Антонова А. В.,
Наумова О. Ю.,
Григоренко Е. Л.
Психологическое, социальное и эмоциональное благополучие взрослых с опытом институционализации: результаты пилотного исследования
|
102–117
|
В статье представлены пилотные данные исследования, являющегося частью исследовательского проекта «Влияние ранней депривации на биоповеденческие показатели развития ребенка», осуществляемого в рамках программы мегагрантов Правительства РФ № 14.Z50.31.0027. Цель статьи — изучение показателей психического, социального и эмоционального благополучия взрослых с опытом институционализации в сравнении с контрольной группой взрослых, выросших в биологических семьях. Сравнение проводилось по шкалам Опросного листа Ахенбаха и краткого опросника ВОЗ для оценки качества жизни. Значимых различий по шкалам опросников между группой выпускников детских домов и контрольной группой обнаружено не было. Однако при использовании процедур классификации было установлено, что важным признаком, позволяющим классифицировать принадлежность к группе выпускников детского дома или к группе взрослых из биологических семей, являются условия проживания: отдельная квартира или «общественное» пространство — коммунальная квартира или общежитие. Выдвинута гипотеза о влиянии актуальной жизненной среды на диагностируемые показатели психического, социального и эмоционального благополучия выпускников интернатных учреждений. |
|
118–133
|
Изучение процесса принятия решения приобретает в психологии все большую популярность и составляет содержание одной из значимых общепсихологических проблем. В последнее время исследователи особое внимание акцентируют на процессе выбора межличностных стратегий взаимодействия (сотрудничества или конфронтации) в условиях доверия или недоверия. При этом ряд авторов изучают личностные и ситуативные предпосылки, которые могут рассматриваться в качестве предиктора выбора той или иной стратегии. В данной статье автор описывает проведенный эксперимент (208 испытуемых, 123 женщины, 85 мужчин, средний возраст 22 года) на примере моделирования ситуации «дилемма заключенного», где участники под воздействием ситуативных факторов (индуцирование положительных или отрицательных эмоций и дефицит времени) выбирали исход, соответствующий определенной стратегии взаимодействия. Полученные результаты свидетельствуют о том, что негативное эмоциональное состояние и дефицит времени увеличивает вероятность выбора стратеги конфронтации. Также полученные результаты показывают, что эмоциональная стабильность увеличивает вероятность выбора стратегии сотрудничества. При этом выраженность таких личностных черт, как импульсивность, отделенность и прокрастинация, увеличивает вероятность выбора стратегии конфронтации (как при дефиците времени, так и при отрицательном эмоциональном состоянии). Более того, при дефиците времени для выбора стратегии сотрудничества значимым становится макиавеллизм, а для выбора стратегии конфронтации — приязнь к другому человеку как критерий доверия. Было подтверждено, что ситуативные предпосылки оказывают более сильное влияние на выбор стратегий взаимодействия, чем личностные предикторы. |
|
133–144
|
Теория самодетерминации (SDT) сделала огромные шаги в своем развитии за последние 30 лет. Бjльшая часть этого прогресса достигнута за счет строгих эмпирических исследований и элегантности самой теории. Все же бjльшая часть эмпирического подтверждения теории самодетерминации была получена в исследованиях количественного типа, при этом мало внимания до сих пор уделяется возможному вкладу качественного подхода. В этой статье подробно описаны два недавних качественных исследования мотивации в сфере образования, направленные на решение критически важных вопросов данной теории. В первом исследовании был поставлен вопрос: «Могут ли быть какие-либо другие базовые психологические потребности в других культурах?» Анализ ответов, которые дали 195 учителей, психологов и директоров школ Республики Татарстан (Россия), показал, что основой психологического благополучия ребенка в их представлении является удовлетворение потребности ребенка в отношениях с другими людьми. Во втором исследовании в центре внимания был вопрос: «Каков опыт автономности для представителей другой культуры?» 115 аспирантов университета (Казань, Россия) описали свой опыт автономности и неавтономности в университете в форме эссе. Анализ позволил выявить две дополнительные категории, различающие эти ситуации между собой: фактор времени и смысл ситуации для человека. В обоих исследованиях участники отвечали в свободной форме своими словами. Эти исследования дают убедительные примеры того, как качественный дизайн может раздвинуть границы современного понимания в отношении центральных вопросов теории самодетерминации в кросс-культурной перспективе. Определены направления для дальнейшего исследования. |
Короткие сообщения
|
145–155
|
Какова связь между лексиконом человека и процессом познания? Многочисленные исследования показывают, что легкость наименования названия объектов ускоряет категориальное научение. Мы предположили, что наличие названий местоположения признаков объекта тоже помогает научению новым правилам категоризации. В эксперименте испытуемые учились различать две искусственные болезни по изображениям симптомов, расположенных в разных пространственных местах. Мы варьировали местоположения симптомов на силуэтном изображении ноги. В условии с высокой называемостью местоположения изображения симптомов располагались на тех частях ноги, для которых есть общепринятые названия (например, «пятка» или «стопа»). В условии с низкой называемостью — на тех, для которых используются редко употребляемые названия (например, «ахилл» или «свод»). Формируемое правило требовало нахождения связи места симптома и его изображения. Согласно гипотезе, расположение категориальных признаков в местах, имеющих более удобные для обозначения названия, будет повышать успешность научения правилу категоризации в отличиие от расположения этих же признаков в местах, не имеющих удобных для обозначения названий. В результате мы обнаружили, что данная гипотеза подтвердилась: испытуемые успешнее формировали правило в условии с высокой называемостью местоположения, чем с низкой. Мы объясняем результаты тем, что наличие удобных названий позволяет легче проверять гипотезы в ходе научения новым категориям — соотносить значения признаков с обратной связью при определении правила категоризации. Данные результаты обсуждаются в связи с развитием способности к формированию категорий в ходе онтогенеза. |
|
156–165
|
Данное исследование посвящено референциальной неоднозначности — ситуации, которая возникает, когда местоимение может быть потенциально проинтерпретировано в пользу нескольких упомянутых ранее референтов. С помощью методики регистрации движений глаз изучалось влияние контекстно заданных читательских ожиданий на обработку референциально однозначных и неоднозначных предложений. В качестве стимулов использовались короткие фрагменты дискурса с временной референциальной неоднозначностью: за фрагментом с местоимением следовала информация, разрешающая неоднозначность. При этом стимулы были поделены на две группы. В первой группе не было более предпочтительного референта для местоимения, в то время как во второй группе первый упомянутый референт был более ожидаем. Каждый стимул был также представлен в однозначном условии. Результаты показали, что ожидания формируются еще до того, как появляется местоимение. Это приводит к тому, что при чтении однозначных стимулов из второй группы наблюдается замедление на фрагменте с местоимением, если оно относится к менее ожидаемому референту. Неоднозначное условие дает возможность проинтерпретировать местоимение в соответствии с ожиданиями, поэтому замедление возникает только при чтении разрешающего неоднозначность фрагмента, если оказывается, что местоимение относится к менее ожидаемому референту. В обоих случаях замедление связано с необходимостью заново обработать предложение и скорректировать ментальную репрезентацию. В стимулах с равно ожидаемыми референтами наблюдалось замедление при чтении фрагмента, разрешающего неоднозначность, независимо от того, к какому референту относится местоимение. Это может быть обусловлено трудностью извлечения референта из памяти, необходимостью повторной обработки предыдущего текста или самим процессом установления референциальных отношений. |
Обзоры и рецензии
|
166–180
|
В статье рассматриваются вопросы прогнозирования индивидуально-психологических характеристик человека (личностных черт, эмоциональных состояний, ценностей, мотивов и др.) на основании его цифровых следов. Как показали исследования, такие характеристики можно весьма точно выявлять на основании самых разных видов цифровых следов: текстов, изображений, особенностей интернет-серфинга, характера и длительности телефонных звонков, «лайков» (мне нравится), финансовых транзакций, изменений местоположения человека. Чаще всего для решения указанной задачи применяется текстовая информация из самых разных источников (профилей пользователей, блогов, твитов и др). При ориентированном на лексику прогнозировании психологических характеристик используются два основных подхода к анализу текстов. Один, так называемый фиксированный (closed-vocabulary), использует ограниченный словарь лексики, а другой — открытый (open-vocabulary) – неограниченный словарь лексики. В случае фиксированного подхода изначально задается некоторый набор слов и категорий, взаимосвязь которых с личностными чертами выявляется. В отличие от использования фиксированного подхода, в случае открытого подхода отсутствует заранее заданный список слов, а лексические предикторы личностных черт обнаруживаются непосредственно в ходе анализа текстов. Наибольшая точность прогноза достигалась в случае личностных черт «Большой пятерки». По степени успешности прогнозирования они располагались следующим образом (от наиболее успешных к наименее): экстраверсия, открытость опыту, добросовестность, нейротизм, дружелюбие. Эмоциональные состояния, ценности, мотивы и удовлетворенность жизнью прогнозируются несколько хуже. Одновременное использование нескольких видов цифровых следов, а также более совершенных процедур сбора и анализа данных позволяет существенно повысить точность прогноза. Оцениваются ближайшие и более отдаленные перспективы исследований в данной области. |
К юбилею академика РАО Валерии Сергеевны Мухиной
|
181–183
|
|
|