Адрес редакции: Е-mail: |
Саенко Е.1, Прокопеня В. К.1Роль контекстно заданных ожиданий при чтении референциально однозначных и неоднозначных предложений
2020.
Т. 17.
№ 1.
С. 156–165
[содержание номера]
Данное исследование посвящено референциальной неоднозначности — ситуации, которая возникает, когда местоимение может быть потенциально проинтерпретировано в пользу нескольких упомянутых ранее референтов. С помощью методики регистрации движений глаз изучалось влияние контекстно заданных читательских ожиданий на обработку референциально однозначных и неоднозначных предложений. В качестве стимулов использовались короткие фрагменты дискурса с временной референциальной неоднозначностью: за фрагментом с местоимением следовала информация, разрешающая неоднозначность. При этом стимулы были поделены на две группы. В первой группе не было более предпочтительного референта для местоимения, в то время как во второй группе первый упомянутый референт был более ожидаем. Каждый стимул был также представлен в однозначном условии. Результаты показали, что ожидания формируются еще до того, как появляется местоимение. Это приводит к тому, что при чтении однозначных стимулов из второй группы наблюдается замедление на фрагменте с местоимением, если оно относится к менее ожидаемому референту. Неоднозначное условие дает возможность проинтерпретировать местоимение в соответствии с ожиданиями, поэтому замедление возникает только при чтении разрешающего неоднозначность фрагмента, если оказывается, что местоимение относится к менее ожидаемому референту. В обоих случаях замедление связано с необходимостью заново обработать предложение и скорректировать ментальную репрезентацию. В стимулах с равно ожидаемыми референтами наблюдалось замедление при чтении фрагмента, разрешающего неоднозначность, независимо от того, к какому референту относится местоимение. Это может быть обусловлено трудностью извлечения референта из памяти, необходимостью повторной обработки предыдущего текста или самим процессом установления референциальных отношений.
|
![]() |