Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., 4, стр. 2 

Е-mail:
psychology.hse@gmail.com

 


Организационная психология

Линч М. 1,2,3, Салихова Н. Р. 2, Еремеева А. В. 2
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 2 Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, ул. Кремлёвская, 18.
  • 3 Рочестерский университет (Рочестер, США), New York 14627 USA

Базовые психологические потребности в разных культурах: Использование качественных методов в исследовании ключевых вопросов теории самодетерминации

2020. Т. 17. № 1. С. 133–144 [содержание номера]
Теория самодетерминации (SDT) сделала огромные шаги в своем развитии за последние 30 лет. Бjльшая часть этого прогресса достигнута за счет строгих эмпирических исследований и элегантности самой теории. Все же бjльшая часть эмпирического подтверждения теории самодетерминации была получена в исследованиях количественного типа, при этом мало внимания до сих пор уделяется возможному вкладу качественного подхода. В этой статье подробно описаны два недавних качественных исследования мотивации в сфере образования, направленные на решение критически важных вопросов данной теории. В первом исследовании был поставлен вопрос: «Могут ли быть какие-либо другие базовые психологические потребности в других культурах?» Анализ ответов, которые дали 195 учителей, психологов и директоров школ Республики Татарстан (Россия), показал, что основой психологического благополучия ребенка в их представлении является удовлетворение потребности ребенка в отношениях с другими людьми. Во втором исследовании в центре внимания был вопрос: «Каков опыт автономности для представителей другой культуры?» 115 аспирантов университета (Казань, Россия) описали свой опыт автономности и неавтономности в университете в форме эссе. Анализ позволил выявить две дополнительные категории, различающие эти ситуации между собой: фактор времени и смысл ситуации для человека. В обоих исследованиях участники отвечали в свободной форме своими словами. Эти исследования дают убедительные примеры того, как качественный дизайн может раздвинуть границы современного понимания в отношении центральных вопросов теории самодетерминации в кросс-культурной перспективе. Определены направления для дальнейшего исследования.
BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss