|
2022. т. 19. №2
|
Специальная тема выпуска:
Психология близких отношений
Екимчик О. А.
Вступительное слово
|
221–222
|
|
223–240
|
В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования проблемы сопряженности романтической привязанности партнеров и качества их диадического совладания. Авторы предположили, что характеристики надежной привязанности к партнеру позитивно влияют на диадический копинг в отношениях. Характеристики ненадежной привязанности, согласно гипотезам авторов, негативно влияют на диадическое совладание. .В исследовании приняли участие 65 пар (n = 130), мужчины в возрасте от 18 до 35 лет (M = 25.4; SD = 5.7) и женщины от 18 до 35 лет (M = 23.4; SD = 4.2). В браке состоят 25 пар, 40 пар в отношениях, из них 18 диад проживают совместно, 22 пары находятся на этапе романтических встреч. Были применены «Мультиопросник измерения романтической привязанности у взрослых» (К.А. Бреннан, Ф.Р. Шейвер), «Опросник диадического копинга» (Г. Боденманн). Установлено, что характеристики романтической привязанности партнеров влияют на использование ими стратегий диадического копинга разнонаправленно: усиливая одни и снижая другие. Характеристики романтической привязанности предсказывают не только применение стратегий диадического копинга самим субъектом, но и использование копинг-стратегий его партнером. Результаты, полученные в исследовании, позволяют заключить, что диадический копинг партнеров имеет как схожие, так и специфические особенности у мужчин и женщин. Романтическая привязанность детерминирует диадический копинг в близких отношениях. Ненадежные стили привязанности снижают частоту обращения к диадическим стратегиям у мужчин и женщин. Надежная привязанность увеличивает ориентированность партнеров на диадический копинг как средство стабилизации близких отношений. Заявленная гипотеза нашла свое частичное подтверждение. |
|
241–258
|
В данной работе изучается влияние двух стратегий эмоциональной регуляции: когнитивной переоценки и подавления экспрессии — на субъективное благополучие в супружеских парах с опорой на модель взаимозависимости актора и партнера. В исследовании приняли участие 214 супружеских пар со стажем семейной жизни от нескольких месяцев до 47 лет (M = 11, SD = 11), возраст супругов варьировал от 19 до 72 лет (M = 37, SD = 13). Было установлено небольшое сходство супругов только по частоте использования когнитивной переоценки (r = 0.13, p < 0.05). При анализе влияния когнитивной переоценки на благополучие были выявлены эффекты актора и партнера (двойной паттерн ориентации на пару): 1) использование когнитивной переоценки мужем и женой положительно влияет на их удовлетворенность жизнью, при этом в качестве медиатора выступает жизнестойкость; 2) использование когнитивной переоценки мужем положительно влияет на удовлетворенность жизнью у жены, что опосредовано таким компонентом жизнестойкости, как вовлеченность, а использование когнитивной переоценки женой положительно влияет на удовлетворенность жизнью у мужа напрямую. При анализе влияния подавления экспрессии на благополучие был выявлен только эффект партнера: если муж подавляет экспрессию, это отрицательно влияет на удовлетворенность семейными отношениями у жены, что в большей степени выражено при маленьком стаже семейной жизни. Кроме этого были установлены индивидуальные различия в частоте использования стратегий эмоциональной регуляции: 1) мужчины чаще прибегают к подавлению экспрессии по сравнению с женщинами; 2) с возрастом люди чаще используют обе стратегии эмоциональной регуляции; 3) чем выше уровень образования родителей, тем реже дети прибегают к подавлению экспрессии. |
|
259–277
|
В статье представлены результаты изучения связи между этнической, гражданской, религиозной идентичностями, а также идентичностью с местом проживания и отношением к вступлению в межкультурный брак жителей двух регионов России: Московского региона и Республики Бурятия. Выборку составили представители трех групп: русские, проживающие в Московском регионе (N = 189), русские, проживающие в Бурятии (N = 111), буряты, проживающие в Бурятии (N = 102). Результаты анализа показали, что отношение к межкультурному браку не имеет кросс-культурных и кросс-региональных различий и является скорее положительным. Однако выявлены различия в выраженности социальных идентичностей, а также их роли в отношении к браку с представителем другой культуры. Русские, проживающие в исследуемых регионах, имеют кросс-региональные различия в выраженности этнической, религиозной и гражданской идентичности: в Бурятии они выше. Респонденты обеих национальностей, проживающие в Республике Бурятия, обладают более выраженными этнической, религиозной и гражданской идентичностями в сравнении с русскими, проживающими в Московском регионе. Результаты анализа с использованием моделирования структурными уравнениями показали, что существует негативная связь между этнической идентичностью бурят и их отношением к браку с представителем другого этноса. У русских из обоих регионов идентификация с местом проживания позитивно связана с отношением к браку с представителем другой культуры. Гражданская идентичность по-разному связана с отношением к выбору супруга другой культуры: у бурят эта связь положительная, у русских из Московского региона — отрицательная. Это может быть объяснено разным характером гражданской идентичности в данных группах: у русских из Московского региона она тесно сплетена с этнической, тогда как для бурят, проживающих в Бурятии, можно говорить о «надэтнической» идентичности, которая объединяет их со всеми гражданами России любой национальности и вероисповедания. |
Статьи
|
278–302
|
Настоящая статья посвящена исследованию значения хронометрической структуры мысленного образа через связи с другими его особенностями, в том числе с ракурсом, доступностью и типом используемых ориентиров, а также с уровнем спортивного мастерства. Исследование выполнено при участии 54 лыжников-гонщиков в максимально возможном диапазоне квалификации. Испытуемые мысленно представляли собственное исполнение элементов одновременного двухшажного конькового хода (всего 11 описаний). Изучаемые особенности представления фиксировались посредством специально разработанного опросного блока. Для определения уровня мастерства были получены экспертные оценки за техническое исполнение хода, а также подсчитано количество двигательных циклов на срединных шестидесяти метрах в двух стометровых лыжероллерных забегах, один из которых выполнялся в режиме совмещения двух задач. При помощи кластерного анализа спортсмены были объединены в группы на основании уровня мастерства и преимущественно используемого ракурса образов. Исследование показало, что в ~74% случаев испытуемые оценивали темп своего представления как соответствующий реальному движению; в оставшихся случаях статические образы встречались в 1.5 раза чаще, чем замедленные. Получены данные, поддерживающие интерпретацию статических образов как крайней степени замедления для отслеживания важных ориентиров. Хронометрически измененные образы в большей мере были связаны с начальным и наиболее высоким уровнями мастерства, представлением от 1-го лица и оценкой движения в невизуальной модальности на основе его структуры. Данные связи указывают на применение хронометрически измененных образов как средства углубленного субъективного анализа действия. Обосновано замедленное представление на начальных этапах обучения с его постепенным доведением до скорости, эквивалентной реальному действию. |
|
303–322
|
Представлены результаты экспериментального исследования удержания в рабочей памяти (РП) и последующего двигательного воспроизведения серийной информации двух типов — вербальной (последовательности букв) и невербальной (ломаные линии). Серии элементов предъявлялись в двух режимах: статически (единовременно) и динамически (поэлементно). Исследовали влияние режима предъявления последовательностей, их сложности (числа элементов) и времени удержания в РП на точность и латентное время (время реакции) воспроизведения запомненных серий элементов. На 33 взрослых праворуких испытуемых были получены следующие результаты. Оказалось, что точность воспроизведения обоих типов последовательностей качественно сходным образом зависит от режима предъявления и количества элементов: она меньше в динамическом режиме и падает с ростом длины последовательности. Использование динамического режима предъявления в большей степени сказывается на точности воспроизведения ломаных линий, чем буквенных последовательностей. Увеличение количества элементов, напротив, больше снижает точность воспроизведения последовательностей букв по сравнению с невербальными последовательностями. Выявлено, что время удержания информации в РП существенно влияет на латентное время двигательного ответа только при воспроизведении ломаных линий, но не буквенных последовательностей. При этом латентное время ответа возрастает при увеличении длины последовательности букв, но не изменяется при увеличении числа сегментов ломаной линии. Полученные результаты указывают на различия в механизмах сохранения и преобразования вербальной и невербальной серийной информации в рабочей памяти. Опираясь на них, можно утверждать, что вербальная информация сохраняется в большей степени как последовательность и при этом претерпевает меньше изменений в процессе ее удержания в рабочей памяти в задачах, связанных с воспроизведением порядка элементов. |
|
323–337
|
Цель исследования — изучить наличие и характер связи идентификаций (персональной, межличностной, микрогрупповой, групповой, суборганизационной и организационной по когнитивному и аффективному компоненту в каждой) с двумя разновидностями организационного гражданского поведения (высказыванием квалифицированных идей и предложений, оказанием помощи и поддержки коллегам) научно-педагогических работников внутри кафедр. Выборку составили 158 научно-педагогических работников из семи государственных вузов. Были использованы четыре авторских опросника для измерения соответствующих идентификаций и опросник для оценки двух разновидностей организационного гражданского поведения внутри малых групп (кафедр). Обнаружено, что групповая идентификация по когнитивному компоненту значимо положительно связана с квалифицированными идеями и предложениями, а по аффективному компоненту — с двумя разновидностями организационного гражданского поведения. Другие идентификации значимо не связаны с этими разновидностями поведения. Предиктором высказывания квалифицированных идей и предложений также является соотношение групповой идентификации с организационной (по когнитивному компоненту), микрогрупповой (по аффективному компоненту) и персональной (по аффективному компоненту) идентификациями. Соотношение групповой идентификации с персональной идентификацией (по аффективному компоненту) также значимо связано с оказанием помощи и поддержки. Между групповой идентификацией и перечисленными идентификациями наблюдаются своего рода взаимоисключения с точки зрения их совместной связи с разновидностями организационного гражданского поведения. Чем сильнее групповая идентификация и слабее другая идентификация, тем сильнее проявляется соответствующее гражданское поведение. Полученные результаты расширяют представление о связях идентификаций с гражданским поведением сотрудников в малых группах на примере научно-педагогических работников вузов. |
|
338–352
|
В современном мире, когда коммуникация часто осуществляется исключительно в рамках обмена текстовой информацией, актуальны исследования того, как формируется впечатление о различных индивидуально-психологических особенностях автора текста у читателя. Изучению подлежат вопросы точности этого впечатления и тех особенностей написанного, которые его формируют. Подобные работы часто проводятся с использованием корреляционных дизайнов, а попытки проверить влияние наличия или отсутствия тех или иных параметров текста, которые создают представление об авторе, с помощью экспериментальных процедур практически отсутствуют. В данной работе исследуется вопрос о формировании у читателя впечатления об уме/интеллекте автора текста. Ранее мы обнаружили, что респонденты часто указывают в качестве важного для оценки ума/интеллекта авторов текстов такой параметр, как наличие ошибок. Мы решили проверить, действительно ли и насколько сильно влияет этот фактор в условиях отсутствия у читателя доступа к другой информации об авторе. В двух исследованиях (N = 40 и N = 167) взрослым респондентам показывались тексты, написанные реальными людьми с разным уровнем интеллекта и предъявляемые либо без орфографических и пунктуационных ошибок, либо с ними (ошибки добавлялись в тексты специально), по четыре текста каждой категории. Респондентов просили оценить по шкале от 1 до 10, насколько умным кажется автор, а также насколько высокий балл он набрал бы, выполняя тест интеллекта. В обоих исследованиях был обнаружен слабо выраженный основной эффект переменной «наличие ошибок в тексте». Это может интерпретироваться так, что, с одной стороны, наличие ошибок в тексте снижает впечатление о том, насколько умен его автор, а с другой, что иные содержащиеся в тексте признаки могут играть более существенную роль в формировании этого впечатления. |
|
353–372
|
Статья посвящена анализу экзистенциальных мотивов в творчестве С.Л. Рубинштейна и его отношения к экзистенциализму. С конца 1950-х гг. взгляды Рубинштейна развивались в тесном диалоге с экзистенциальной философской мыслью. В его работах появляются имена М. Мерло-Понти, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра. Последняя монография Рубинштейна «Человек и мир» носит ярко выраженный экзистенциальный характер, в ней ему удалось осуществить свой давний замысел онтологизации психологии, вписав человека и его сознание в общую структуру бытия. Идеи, высказанные Рубинштейном в последние годы жизни, обнаруживают интересные переклички со взглядами родоначальника экзистенциализма С. Кьеркегора, а в ряде случаев почти буквально повторяют отдельные положения философии М. Хайдеггера. Одновременно Рубинштейн дает развернутую критику экзистенциального подхода по вопросам понимания сущности человека как субъекта переживания, реализующего свой «проект», обоснованности феноменологического метода и человеческой свободы. Наибольшую сложность в интерпретации взглядов Рубинштейна составляет сочетание в его концепции ориентации на марксистскую методологию с утверждениями экзистенциального характера. Главный вопрос, по которому ученый не допускает никаких компромиссов с экзистенциализмом, касается оценки роли объективного знания. Здесь он сохраняет верность рационалистической традиции Гегеля и Маркса. По мнению Рубинштейна, познание пронизывает все формы отношения человека с миром, включая этические отношения. Познание действительности преобразует само бытие, заменяя стихийный характер его развития сознательным. При всей неоднозначности диалога Рубинштейна с экзистенциалистами, обусловленной в значительной степени веяниями времени, он, безусловно, имел важное значение для развития отечественной психологии, введя в нее новый круг экзистенциальных вопросов. |
Короткие сообщения
|
373–381
|
В ситуации высококонфликтного развода довольно часто между родителями возникают разногласия, связанные с правом на воспитание ребенка, что служит поводом их обращения в суд. Суд назначает психолого-педагогическую экспертизу. Эксперт часто наблюдает, что ребенок предъявляет не свои убеждения и взгляды, а транслирует такую позицию к отдельно проживающему родителю, которая не соответствует его настоящим, искренним чувствам и отношению к нему. В арсенале психолога отсутствуют конкретные диагностические средства, направленные на обнаружение обозначенного явления. В данной статье предпринимается поиск проективных маркеров психогенного индуцирования (механизма формирования негативного образа другого родителя у ребенка) посредством анализа данных, полученных с помощью методики «Рисунок несуществующего животного». Исследуемую выборку составили 63 несовершеннолетних испытуемых, чьи родители пребывают в ситуации высококонфликтного развода и имеют судебный спор о праве на воспитание ребенка. Выделены 48 рисуночных параметров, представленных в порядковой шкале. Далее был осуществлен корреляционный анализ 48 изобразительных признаков с переменной «наличие психогенного индуцирования». Квалифицированный эксперт осуществлял качественную оценку выраженности психогенной индукции. Выборка детей разделилась по степени выраженности психогенного индуцирования следующим образом: отсутствие признака (0 баллов) — 39.6%, средняя степень выраженности (1 балл) — 35.9%, признак выражен (2 балла) — 24.5%. Параметр «выраженность психогенного индуцирования» положительно взаимосвязан с такими параметрами детского рисунка, которые являются маркерами эмоционального упадка, сбережения сил, а также агрессивного эмоционального состояния ребенка. |
Обзоры и рецензии
|
382–404
|
Статья представляет аналитический обзор проблемы успешности копинга. Понятие успешности активно используется в научной литературе по совладанию со стрессом и трудными ситуациями, но до сих пор не получило четкого определения. Целями статьи являются: описание критериев, функций и компонентов успешного совладания с трудными жизненными задачами; обоснование схемы, которая репрезентирует этапы этого процесса. Представлены признаки успешного копинга; выделены определяющие его характеристики воспринимаемой ситуации (контроль и понимание ситуации, прогнозирование разных вариантов развития событий, включая позитивный образ будущего, формулирование цели как достижения высокого результата). Успешность копинга определяется как эффективное достижение трудной жизненной цели и рассматривается в контекстах эффективности, гибкости, ресурсов личности, культурных особенностей. Показано, что успешный копинг соответствует трудным жизненным задачам, а его функциями являются приближение к цели через планомерные усилия и резистентность к собственному избеганию, а также к внешним помехам. Обоснована центральная роль цели для актуализации успешного копинга, что отличает его от проактивного совладания. На основе анализа результатов проективной графической методики «Схема трудной жизненной ситуации» детализированы компоненты успешного копинга и различия для двух типов восприятия трудностей: эмоционального переживания и комплексного анализа ситуации. В целом, исследование выполнено в рамках подхода, рассматривающего копинг как позитивный процесс. Представленная в приложении схема, иллюстрирующая динамику и этапы успешного копинга, может использоваться при обучении студентов-психологов, а также в практической работе. |
|
405–423
|
The development of possible selves theory has led to the introduction of new types of the construct. However, the types are inconsistent with the original definition by Markus & Nurius (1986). Researchers tend not to consider the phenomenon of agency playing a crucial role in the motivational function of possible self. Thus, now in the literature, we have non-systemized concepts of various types of possible self. The primary aim of this paper is to analyze existing types of possible selves through the lens of agentic energy, and to unify the understanding of the construct. We consider the most frequent types of possible self, such as hoped-for possible self, feared possible self, best possible self, self-regulatory and self-enhancing possible selves, lost possible self, shared possible self, and impossible self. Creating the systematic view is essential for the future of the theory as there are already some misconceptions that come from a liberal interpretation of the originally strong construct. We propose a solution in the form of a traditional literature review with the result of definitions reconsidered depending on the role of agentic energy in possible self producing. We conclude that taking into account the agentic potential reveals the processes behind the various types of possible selves. The expected outcome of the framework is to set a unified direction for further discoveries. |
|
|