Сысоева Т. А.1, Ярошевская С. В.1Влияние ошибок в тексте на формирование впечатления читателей об уме и интеллекте авторов
2022.
Т. 19.
№ 2.
С. 338–352
[содержание номера]
В современном мире, когда коммуникация часто осуществляется исключительно в рамках обмена текстовой информацией, актуальны исследования того, как формируется впечатление о различных индивидуально-психологических особенностях автора текста у читателя. Изучению подлежат вопросы точности этого впечатления и тех особенностей написанного, которые его формируют. Подобные работы часто проводятся с использованием корреляционных дизайнов, а попытки проверить влияние наличия или отсутствия тех или иных параметров текста, которые создают представление об авторе, с помощью экспериментальных процедур практически отсутствуют. В данной работе исследуется вопрос о формировании у читателя впечатления об уме/интеллекте автора текста. Ранее мы обнаружили, что респонденты часто указывают в качестве важного для оценки ума/интеллекта авторов текстов такой параметр, как наличие ошибок. Мы решили проверить, действительно ли и насколько сильно влияет этот фактор в условиях отсутствия у читателя доступа к другой информации об авторе. В двух исследованиях (N = 40 и N = 167) взрослым респондентам показывались тексты, написанные реальными людьми с разным уровнем интеллекта и предъявляемые либо без орфографических и пунктуационных ошибок, либо с ними (ошибки добавлялись в тексты специально), по четыре текста каждой категории. Респондентов просили оценить по шкале от 1 до 10, насколько умным кажется автор, а также насколько высокий балл он набрал бы, выполняя тест интеллекта. В обоих исследованиях был обнаружен слабо выраженный основной эффект переменной «наличие ошибок в тексте». Это может интерпретироваться так, что, с одной стороны, наличие ошибок в тексте снижает впечатление о том, насколько умен его автор, а с другой, что иные содержащиеся в тексте признаки могут играть более существенную роль в формировании этого впечатления.
|
|
|