Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 101а

Е-mail:
hsejournal.psychology@gmail.com

 


Организационная психология

Адмакина Т. А.1
  • 1 Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 192236, Россия, Санкт- Петербург, ул. Фучика, д. 15

Проективные маркеры психогенного индуцирования в рисунках детей в ситуации судебной психолого-педагогической экспертизы

2022. Т. 19. № 2. С. 373–381 [содержание номера]
В ситуации высококонфликтного развода довольно часто между родителями возникают разногласия, связанные с правом на воспитание ребенка, что служит поводом их обращения в суд. Суд назначает психолого-педагогическую экспертизу. Эксперт часто наблюдает, что ребенок предъявляет не свои убеждения и взгляды, а транслирует такую позицию к отдельно проживающему родителю, которая не соответствует его настоящим, искренним чувствам и отношению к нему. В арсенале психолога отсутствуют конкретные диагностические средства, направленные на обнаружение обозначенного явления. В данной статье предпринимается поиск проективных маркеров психогенного индуцирования (механизма формирования негативного образа другого родителя у ребенка) посредством анализа данных, полученных с помощью методики «Ри­сунок несуществующего животного». Иссле­дуемую выборку составили 63 несовершеннолетних испытуемых, чьи родители пребывают в ситуации высококонфликтного развода и имеют судебный спор о праве на воспитание ребенка. Выделены 48 рисуночных параметров, представленных в порядковой шкале. Далее был осуществлен корреляционный анализ 48 изобразительных признаков с переменной «наличие психогенного индуцирования». Квалифицированный эксперт осуществлял качественную оценку выраженности психогенной индукции. Выборка детей разделилась по степени выраженности психогенного индуцирования следующим образом: отсутствие признака (0 баллов) — 39.6%, средняя степень выраженности (1 балл) — 35.9%, признак выражен (2 балла) — 24.5%. Параметр «выраженность психогенного индуцирования» по­ло­жительно взаимосвязан с такими параметрами детского рисунка, которые являются маркерами эмоционального упадка, сбережения сил, а также агрессивного эмоционального состояния ребенка. 

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss