|
|
2025. т. 22. №3
|
Специальная тема выпуска:
Спортивная психология: от саморегуляции до цифровых технологий
|
|
384–394
|
Исследуется совладающее поведение (копинг-стратегии) спортсменов высокой квалификации различных видов спорта. Материалы и методы диагностики включают психологическое тестирование базовых стилей совладающего поведения с использованием методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (CISS) Эндлера—Паркера; многопараметрический комбинированный игровой тренинг «Сладкоежка» на основе биологической обратной связи (БОС) по параметрам длительности кардиоинтервалов и кожной проводимости. БОС-тренинг проводится с помощью программно-аппаратного комплекса обработки электрофизиологической и психофизиологической информации и биоуправления «БОС-ПУЛЬС» (модификация прибора — «Пульсар») производства ООО «Комсиб», г. Новосибирск. Регистрируются физиологические параметры: длительность кардиоинтервалов, электрическая проводимость кожи, спонтанные кожно-гальванические реакции. Доминирующее совладающее поведение спортсменов представлено адаптивными копингами: проблемно-ориентированным и эмоционально-ориентированным. Анализ динамики управляющих параметров тренинга «Сладкоежка» позволил разделить спортсменов по типу эмоционального реагирования на две группы: с нормальным/сниженным и избыточным реагированием. Описаны поведенческие, физиологические и психоэмоциональные особенности выявленного совладающего поведения участников. Обоснована необходимость проведения коррекционных оздоровительных мероприятий со спортсменами, демонстрирующими стратегии эмоционально-ориентированного копинга и показавшими избыточное эмоциональное реагирование при БОС-тренинге «Сладкоежка». В качестве коррекционных мероприятий рекомендовано использование технологии игрового биоуправления на основе биологической обратной связи. |
|
|
395–407
|
Травмы в спортивной деятельности могут оказывать разрушительное воздействие и значительно ограничивать способность спортсмена достигать успешных результатов. Изучение особенностей психологического преодоления спортивной травмы может внести существенный вклад в дальнейшую разработку эффективных реабилитационных программ. Целью данной работы являлось изучение особенностей выбора копинг-стратегий спортсменами при столкновении с травмой в зависимости от вида практикуемого спорта, пола и степени тяжести полученной травмы. Выборку составили 95 спортсменов, столкнувшихся с различными травмами, в возрасте от 16 лет до 31 года (M = 19,40, SD = 2.55): 43 мужчины и 52 женщины. В рамках исследования были задействованы следующие методики: «Тест копинг-навыков спортсмена»; «Опросник совладания со стрессом». Результаты исследования показали, что выбор спортсменами стратегий совладания зависит от их пола, вида спорта и тяжести травмы. Было установлено, что выбор копинг-стратегии, избираемой спортсменом, преимущественно зависит от типа полученной травмы. Спортсмены, пережившие тяжелую травму, значительно чаще используют стратегии, ориентированные на избегание, в то время как спортсмены, пережившие легкую травму, чаще используют стратегии, ориентированные на решение проблем. Таким образом, получено понимание того, что выбор стратегий совладания после травмы может варьироваться в зависимости от спортивной дисциплины, пола спортсмена и характера повреждения. Это позволит тренерам и спортивным психологам создавать более адресные программы поддержки, учитывающие индивидуальные особенности травматического опыта каждого спортсмена. |
|
|
408–414
|
Спортсмены боевых искусств (СБИ) работают в условиях высокого стресса, где исключительная физическая подготовка должна сочетаться с сильной психологической устойчивостью. Этот мини-обзор рассматривает критическую роль ментальной стойкости (МС) в боевых видах спорта, подчеркивая ее ключевые компоненты и влияние на спортивные результаты. Несмотря на универсально высокие тренировочные нагрузки, о которых сообщают СБИ, отличительным фактором между обычными и выдающимися спортсменами часто является именно их ментальная стойкость. Требующие значительных затрат тренировки, а также специфические режимы питания, необходимые для соблюдения весовых категорий, нередко заставляют спортсменов значительно сокращать потребление пищи и жидкости. Это может приводить к расстройствам пищевого поведения или побуждать использовать допинг. Эта сложная среда требует психологического настроя, позволяющего выдерживать значительное давление, особенно для молодых спортсменов, проходящих через период полового созревания и сталкивающихся с внешними ожиданиями со стороны тренеров и сверстников. Развитие ментальной стойкости становится важным компонентом успеха в боевых видах спорта, так как она может снизить тревожность перед соревнованиями и смягчить психологические стрессоры, присущие конкурентной среде. Результаты показывают, что тренировка психологических навыков может повысить субъективную МС, а специфические для спорта техники, такие как визуализация, стратегии релаксации и когнитивное прерывание, эффективно способствуют развитию таких ключевых качеств, как выносливость, самооценка, самоэффективность, диспозиционный оптимизм и положительная аффективность. Более того, восприятие стресса среди СБИ варьируется: в то время как некоторые спортсмены воспринимают интенсивные тренировки как свидетельство преданности делу, другие могут находить их подавляющими. Это различие подчеркивает важность психологического настроя, мотивации и индивидуальной устойчивости в формировании результатов спортивной деятельности. Результаты подчеркивают необходимость интеграции тренировки ментальной стойкости в подготовку спортсменов боевых искусств. |
|
|
415–433
|
В профессиональном спорте ключевыми психологическими ресурсами являются аутентичность, ментальная прочность и стрессоустойчивость. Согласно теории сохранения ресурсов Хобфолла, эти качества могут образовывать взаимоусиливающий комплекс, имеющий как инструментальную, так и символическую ценность. Однако остается неизученным вопрос о том, как уровень психологических ресурсов связан с профессиональными ценностями спортсменов. Цель — выявить и описать типологию спортсменов по уровню психологических ресурсов и изучить ее связь с приверженностью ценностям «Духа спорта». В исследовании приняли участие 418 профессиональных спортсменов-мужчин (Mвозр. = 19.89 ± 1.75) из национальных сборных России. Использовались: Московская шкала аутентичности, Шкала ментальной прочности (MTS), Шкала стрессоустойчивости Коннор-Дэвидсона (CD RISC 10) и Шкала «Дух спорта» (11 ценностей Всемирного антидопингового агентства (далее — WADA)). Применялись анализ латентных профилей, поисковый факторный анализ и дисперсионный анализ. Выявлены три типа спортсменов: высокоресурсные (51%), среднересурсные (32%) и низкоресурсные (17%); ментальная прочность оказалась лучшим дифференциатором групп. Ценности образовали два фактора: этико-эвдемонические (этика, правила, уважение, здоровье, воспитание) и прагматико-гедонические (совершенство, упорство, смелость, командная работа, солидарность, веселье). Высокоресурсные спортсмены продемонстрировали более высокую приверженность обеим группам ценностей, хотя эффект был слабым (f Коэна 0.16–0.18, p < .001). Средне- и низкоресурсные группы не различались по ценностям. Результаты частично подтверждают гипотезу о синергии психологических ресурсов и профессиональных ценностей, но только для спортсменов с высоким уровнем ресурсов. Это указывает на существование «порогового эффекта» и подчеркивает важность комплексного развития психологических ресурсов для формирования этической целостности в спорте. |
|
|
434–448
|
Успех в биатлоне зависит от физической подготовки, психофизиологических параметров и биомеханики. Ключевые аспекты включают скорость и точность стрельбы, которые влияют на колебания тела и стабильность системы «тело-винтовка». Также важны уровень стресса, условия окружающей среды и подготовка лыж. Целями данного исследования являются тщательный теоретический анализ факторов, влияющих на показатели стрельбы стоя в биатлоне, и проведение пилотного исследования с использованием VR для проверки его в качестве тренировочного инструмента на основе наблюдаемых параметров. В данном исследовании использовалась виртуальная среда «Биатлон-2024», которая имитировала лыжные гонки и стрельбу стоя в классическом биатлоне. Эта виртуальная среда разработана на платформе Unity 3D и включает в себя два этапа: 1) лыжи VR, 2) стрельба. Испытуемые выполняли стрельбу по виртуальным мишеням, при этом VR-визуализация полностью имитировала биатлонное стрельбище. Результаты подтвердили, что стабильность системы «тело-винтовка» имеет решающее значение для успешной стрельбы в биатлоне. Было замечено, что элитные спортсмены демонстрируют лучший постуральный баланс и меньшее раскачивание по сравнению с новичками. Анализ данных, полученных с помощью трекеров системы Antilatency, показал четкую корреляцию между положением конечностей и винтовки, что указывает на важность тонкого постурального контроля и времени реакции при стрельбе. Данное исследование подчеркивает, что успех в биатлоне зависит не только от физической подготовки и техники стрельбы, но и от окружающей среды, психофизиологии и индивидуальных особенностей, таких как тремор. Поэтому для достижения высоких результатов необходим комплексный подход к подготовке спортсменов. |
|
|
449–460
|
Цель работы — исследовать особенности саморегуляции спортсменов высокой квалификации видов спорта с цифровым компонентом в условиях соревновательных выступлений. Использовались психофизиологические методики с аппаратным предъявлением стимулов и регистрацией ответных реакций на скорость и точность, чередующиеся с мониторингом в состоянии отдыха (АПК «БОСЛАБ», производство ООО «КОМСИБ»). Регистрировались физиологические параметры: длительность кардиоинтервалов, электрическая проводимость кожи, спонтанные кожно-гальванические реакции. Было обследовано 73 человека (включая спортсменов, занимающихся фиджитал-футболом, фиджитал-баскетболом и тактической стрельбой). Контрольная группа состояла из 13 человек — 5 организаторов соревнований и 8 судей. Исследуемая выборка была разделена на 4 типа саморегуляции в соответствии с классификацией, разработанной в нашем предыдущем исследовании с использованием метода главных компонент. По сравнению со спортсменами традиционных видов спорта, в исследуемой группе было выявлено в 2 раза больше участников с повышенной частотой сердечных сокращений, в 1,5 раза больше участников с чрезмерной эмоциональной реактивностью, практически отсутствовали лица с ареактивностью (отсутствием эмоциональной реакции на тестирование). Распределение типов саморегуляции, выявленное в данном исследовании, может свидетельствовать как о большей эмоциональной вовлеченности и интенсивности переживаний у спортсменов, так и о недостаточной психологической подготовке, ограниченном соревновательном опыте и слабой физической подготовке. Результаты данного исследования позволяют выделить основные мишени для потенциальных восстановительных психофизиологических программ, предназначенных для спортсменов, продемонстрировавших недостаточную эффективность процессов саморегуляции. |
|
|
461–472
|
Задача слежения за движущимися объектами широко используется при тестировании спортсменов командных игровых видов спорта, таких как хоккей, из-за схожести с игровыми ситуациями, включающими отслеживание партнеров и соперников. Как правило, сложность задачи задается количеством объектов и скоростью их движения; при этом влияние других параметров задачи на точность зачастую не рассматривается. Цель исследования — изучение взаимосвязи точности слежения за движущимися объектами в трехмерном пространстве с параметрами задачи и игровым амплуа хоккеистов 13–15 лет. 29 нападающих и 20 защитников выполняли задачу слежения за движущимися объектами в виртуальной реальности. Регистрировались параметры выполнения задачи: общая длина пути объектов, количество столкновений, количество перекрытий, скорость движения объектов, а также точность отслеживания. Анализ с использованием обобщенных линейных моделей со смешанными эффектами показал, что скорость движения и частота перекрытий, в которых дистрактор закрывает целевой объект, отрицательно связаны с точностью отслеживания. Результаты указывают на значимость учета различных параметров задачи в тестированиях спортсменов. Кроме того, не было выявлено значимой взаимосвязи между точностью слежения за движущимися объектами и игровым амплуа хоккеистов-подростков при учете параметров задачи. Это свидетельствует о важности использования более специфических для спорта когнитивных тестов и необходимости дальнейших исследований с участием взрослых спортсменов разных амплуа. |
|
|
473–488
|
Стрельба в биатлоне является одним из наиболее важных аспектов, определяющих успех спортсмена. На результативность стрельбы могут влиять различные факторы. Целью данного исследования было изучение ряда параметров движения глаз и головы у биатлонистов разного уровня подготовки, а также у новичков, чтобы выявить наиболее значимые и отличающие новичков от профессионалов. Параметры движения глаз и головы регистрировались с помощью инфракрасного видеорегистратора Pupil Labs Invisible (PI). Частота записи — до 200 Гц, аддитивная погрешность определения местоположения — до 5 градусов, согласно документации. Исследование выявило значительные различия в параметрах зрительно-моторного контроля между элитными биатлонистами, биатлонистами субэлиты (кандидаты в мастера спорта) и новичками. Элитные биатлонисты демонстрируют: минимальную длину траектории взгляда после стрельбы, что указывает на сильную фиксацию на мишени, повышающую точность; более низкие скорости движения головы и взгляда перед стрельбой и уменьшенный диапазон движений, что свидетельствует о сильной стабилизации взгляда; значительно меньший нормализованный квадрат эллипса, что указывает на сосредоточенную концентрацию с минимальными избыточными движениями; более длительные (в два раза дольше, чем у новичков) и меньшие фиксации, с высоким коэффициентом QIVT (0.93 против 0.51 у новичков), что отражает эффективное распределение внимания. Профессионалы меньше моргают, что коррелирует с улучшением концентрации и снижением когнитивной нагрузки во время выполнения критических задач, а также с меньшей продолжительностью съемки. Полученные данные могут быть использованы для разработки персонализированных тренировочных программ, направленных на повышение стабильности взгляда и снижение когнитивной нагрузки. |
|
|
489–502
|
Создание новых стратегий подготовки спортсменов с внедрением их психологического сопровождения является одной из основных задач в спорте высших достижений. Опираясь на тесную взаимосвязь психических и физиологических процессов в организме спортсменов, для оценки эффективности спортивной подготовки широко применяется комплекс психофизиологических тестов в разных видах спорта. Однако физиологические возможности спортсменов-аэробистов изучены крайне слабо, в то время как спортивная аэробика требует от гимнастов высокого уровня развития функциональных систем организма. Цель работы — изучение психомоторных параметров спортсменов-аэробистов в возрасте 12–17 лет и определение особенностей психомоторных навыков у возрастных групп 12–14 и 15–17 лет. В межсезонный период тренировок была проведена психофизиологическая диагностика подвижности, уравновешенности и силы нервных процессов спортсменов. В исследовании приняли участие две группы спортсменок: 10 девушек 12–14 лет (12.7 ± 0.8) и 14 девушек 15–17 лет (15.8 ± 0.8). Участницы прошли пять психофизиологических тестов на комплексе «НСПсихотест. Спорт»: реакция на движущийся объект (РДО), простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), помехоустойчивость, теппинг-тест, акустико-моторная проба. Нервные процессы всех спортсменов-аэробистов характеризуются средней подвижностью и уравновешенностью. Высокие индивидуальные различия выявлены в силе нервных процессов. Количество точных реакций в реакции на движущийся объект различаются между возрастными группами на уровне тенденции. Спортсмены возрастной группы 15–17 лет выполняли теппинг-тест с более коротким межударным интервалом, чем спортсмены группы 12–14 лет (p < 0.05). Для определения особенностей психомоторных параметров спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой, наиболее информативными являются такие тесты, как простая зрительно-моторная реакция, помехоустойчивость и теппинг-тест. Все спортсмены-аэробисты характеризуются быстротой реакции, высокой концентрацией внимания и способностью удерживать заданный ритм. Спортивные результаты старшей возрастной группы улучшаются за счет повышения точности и ускорения темпа движений. |
Статьи
|
|
503–521
|
Относительно недавно в зарубежных исследованиях, посвященных экологической психологии, стали появляться утверждения о том, что экологическое поведение индивидуума является проявлением его просоциальности. Однако в российской литературе сохраняется традиционный подход: действия на благо других людей обычно рассматриваются как проявление просоциального поведения, в то время как действия по охране окружающей среды рассматриваются как проявление экологического поведения. Цель данной работы — проанализировать взаимосвязь между действиями на благо других людей и действиями по охране окружающей среды в России. Выборка исследования составила 841 респондента. В работе были использованы шкалы оценки (1) действий на благо других людей и (2) действий по охране окружающей среды. В настоящем исследовании была применена математическая модель Раша, являющаяся одной из моделей современной теории тестов. В выборке связь между экологическим поведением и просоциальным поведением респондентов была статистически значимой (r = 0.35, p < 0.001), что согласуется с результатами других исследований, проведенных в Германии и Чили, в которых были использованы идентичные шкалы и модель Раша. Таким образом, результаты данной работы дополняют выводы зарубежных исследований, доказывающих, что экологическое поведение является проявлением просоциальности. На базе этих результатов предложено объединить традиционное раздельное преподавание просоциальных и экологических предметов в единый образовательный подход. Комплексный подход к просоциальному и экологическому образованию будет способствовать междисциплинарным усилиям по созданию общества, которое является экологически и социально устойчивым. |
|
|
522–533
|
Можно выделить два аспекта зрительного воображения — объектное воображение, связанное с репрезентацией в мысленных образах изобразительных признаков, и пространственное, связанное с репрезентацией пространственных отношений и преобразований. Одна из методических проблем в психологии воображения состоит в том, что оценка пространственного воображения производится преимущественно с помощью тестовых заданий, позволяющих объективно оценить сформированные человеком образы представления, тогда как объектное воображение оценивается преимущественно на основе субъективных оценок (самоотчета о яркости образов). В связи с этим мы разработали экспериментальную задачу на представление цвета, допускающую объективную оценку правильности ее выполнения. Мы опирались на структуру методического «золотого стандарта» исследований пространственного воображения — методику Р. Шепарда и Ж. Метцлер, направленную на изучение мысленного вращения и включающую параметрически заданные уровни сложности, измерение точности и времени реакции и минимальные возможности вербализации материала. Два уровня сложности разработанной задачи представления пропущенного цвета по аналогии, требующие анализа цветов внутри одного оттенка, были использованы в пилотном исследовании на выборке из 35 испытуемых в возрасте 18–22 лет. Полученные результаты свидетельствуют о том, что целый ряд испытуемых (37%) способен формировать соответствующие требованиям задачи дифференцированные репрезентации цвета, хотя доля таких людей в популяции, предположительно, значительно меньше, чем доля людей, дающих высокие субъективные оценки своим мысленным образам в задачах на представление цветных объектов и сцен по вербальному описанию. Для более подробного представления об объективной характеристике распределения способности к представлению цвета и ее возможных механизмов в популяции потребуется проведение дальнейших исследований на более обширных выборках с использованием дополнительных контрольных задач. |
|
|
534–551
|
В статье рассматривается мотивация развлекательного чтения школьников как субъективный фактор, связанный с объемом чтения и читательской грамотностью, развивающейся по мере приобретения читательского опыта. В основу исследования положена теория самодетерминации, в рамках которой выделяют автономную мотивацию, отражающую собственные интересы и ценности; контролируемую мотивацию, основанную на внешнем давлении или ориентации на чужие ожидания, и амотивацию как утрату смысла деятельности. В ходе обзора обосновано предположение о том, что проблемное использование Интернета у школьников связано со снижением автономной мотивации, повышением контролируемой мотивации и амотивации, а также со снижением объема чтения и читательской грамотности. Для проверки этой гипотезы было проведено корреляционное исследование на выборке из 446 российских учащихся 5–9-х классов. На основе аналогичного англоязычного опросника для настоящего исследования была разработана методика оценки мотивации чтения у школьников. Результаты корреляционного анализа подтвердили предположение о наличии обратной связи проблемного использования Интернета с автономной мотивацией чтения и прямых связей с контролируемой мотивацией и амотивацией. Автономная мотивация и амотивация показали предсказуемые корреляции с объемом чтения и читательской грамотностью. С помощью структурного моделирования было установлено, что проблемное использование Интернета показывает опосредованный через мотивацию негативный эффект как на объем чтения, так и на читательскую грамотность. Полученные результаты соответствуют представлениям о том, что проблемное использование Интернета подрывает мотивацию подростков к развлекательному чтению и через это приводит к снижению читательской активности и грамотности. Вместе с тем с учетом корреляционного дизайна исследования можно также предполагать, что интерес и любовь к чтению у подростков могут, в свою очередь, служить защитным фактором в отношении проблемного использования Интернета. |
|
|