1
НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
2
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119571, Россия, Москва, просп. Вернадского, д. 82, стр. 1
Методика представления пропущенного цвета по аналогии как инструмент для объективной оценки способности к представлению цвета
Можно выделить два аспекта зрительного воображения — объектное воображение, связанное с репрезентацией в мысленных образах изобразительных признаков, и пространственное, связанное с репрезентацией пространственных отношений и преобразований. Одна из методических проблем в психологии воображения состоит в том, что оценка пространственного воображения производится преимущественно с помощью тестовых заданий, позволяющих объективно оценить сформированные человеком образы представления, тогда как объектное воображение оценивается преимущественно на основе субъективных оценок (самоотчета о яркости образов). В связи с этим мы разработали экспериментальную задачу на представление цвета, допускающую объективную оценку правильности ее выполнения. Мы опирались на структуру методического «золотого стандарта» исследований пространственного воображения — методику Р. Шепарда и Ж. Метцлер, направленную на изучение мысленного вращения и включающую параметрически заданные уровни сложности, измерение точности и времени реакции и минимальные возможности вербализации материала. Два уровня сложности разработанной задачи представления пропущенного цвета по аналогии, требующие анализа цветов внутри одного оттенка, были использованы в пилотном исследовании на выборке из 35 испытуемых в возрасте 18–22 лет. Полученные результаты свидетельствуют о том, что целый ряд испытуемых (37%) способен формировать соответствующие требованиям задачи дифференцированные репрезентации цвета, хотя доля таких людей в популяции, предположительно, значительно меньше, чем доля людей, дающих высокие субъективные оценки своим мысленным образам в задачах на представление цветных объектов и сцен по вербальному описанию. Для более подробного представления об объективной характеристике распределения способности к представлению цвета и ее возможных механизмов в популяции потребуется проведение дальнейших исследований на более обширных выборках с использованием дополнительных контрольных задач.
Библиографическое описание:
Иванушко В.П., Василенко В.С.., Печенкова Е.В. Методика представления пропущенного цвета по аналогии как инструмент для объективной оценки способности к представлению цвета. Психология. Журнал Высшей школы экономики, том 22, № 3, с. 522-533.