Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 101а

Е-mail:
hsejournal.psychology@gmail.com

Власов М. С.1, Сычев О. А.2,3, Белоусов К. И.1,4, Торопчина О. В.1, Бабичева Ю. Г.1, Гаврутенко Т. В.1
  • 1 Алтайский государственный педагогический университет, Бийский филиал имени В.М. Шукшина, 659333, Российская Федерация, г. Бийск, ул. Короленко, д. 53
  • 2 Московский институт психоанализа, 121170, Российская Федерация, г. Москва, Кутузовский проспект, д. 34, стр. 14
  • 3 Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, 659333, Россия, Алтайский край, Бийск, ул. Короленко, д. 53
  • 4 Белорусский государственный университет иностранных языков, 220034, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Захарова, д. 21

Мотивация чтения, читательская грамотность и проблемное использование Интернета у подростков

2025. Т. 22. № 3. С. 534–551 [содержание номера]
В статье рассматривается мотивация развлекательного чтения школьников как субъективный фактор, связанный с объемом чтения и читательской грамотностью, развивающейся по мере приобретения читательского опыта. В основу исследования положена теория самодетерминации, в рамках которой выделяют автономную мотивацию, отражающую собственные интересы и ценности; контролируемую мотивацию, основанную на внешнем давлении или ориентации на чужие ожидания, и амотивацию как утрату смысла деятельности. В ходе обзора обосновано предположение о том, что проблемное использование Интернета у школьников связано со снижением автономной мотивации, повышением контролируемой мотивации и амотивации, а также со снижением объема чтения и читательской грамотности. Для проверки этой гипотезы было проведено корреляционное исследование на выборке из 446 российских учащихся 5–9-х классов. На основе аналогичного англоязычного опросника для настоящего исследования была разработана методика оценки мотивации чтения у школьников. Результаты корреляционного анализа подтвердили предположение о наличии обратной связи проблемного использования Интернета с автономной мотивацией чтения и прямых связей с контролируемой мотивацией и амотивацией. Автономная мотивация и амотивация показали предсказуемые корреляции с объемом чтения и читательской грамотностью. С помощью структурного моделирования было установлено, что проблемное использование Интернета показывает опосредованный через мотивацию негативный эффект как на объем чтения, так и на читательскую грамотность. Полученные результаты соответствуют представлениям о том, что проблемное использование Интернета подрывает мотивацию подростков к развлекательному чтению и через это приводит к снижению читательской активности и грамотности. Вместе с тем с учетом корреляционного дизайна исследования можно также предполагать, что интерес и любовь к чтению у подростков могут, в свою очередь, служить защитным фактором в отношении проблемного использования Интернета.
Библиографическое описание:
Власов М.С., Сычев О.А., Белоусов К.И., Торопчина О.В., Бабичева Ю.Г., Гаврутенко Т.В. Мотивация чтения, читательская грамотность и проблемное использование Интернета у подростков. Психология. Журнал Высшей школы экономики, том 22, № 3, с. 534-551.
BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss