|
Адрес редакции: Е-mail: |
Власов М. С.1, Сычев О. А.2,3, Белоусов К. И.1,4, Торопчина О. В.1, Бабичева Ю. Г.1, Гаврутенко Т. В.1Мотивация чтения, читательская грамотность и проблемное использование Интернета у подростков
2025.
Т. 22.
№ 3.
С. 534–551
[содержание номера]
В статье рассматривается мотивация развлекательного чтения школьников как субъективный фактор, связанный с объемом чтения и читательской грамотностью, развивающейся по мере приобретения читательского опыта. В основу исследования положена теория самодетерминации, в рамках которой выделяют автономную мотивацию, отражающую собственные интересы и ценности; контролируемую мотивацию, основанную на внешнем давлении или ориентации на чужие ожидания, и амотивацию как утрату смысла деятельности. В ходе обзора обосновано предположение о том, что проблемное использование Интернета у школьников связано со снижением автономной мотивации, повышением контролируемой мотивации и амотивации, а также со снижением объема чтения и читательской грамотности. Для проверки этой гипотезы было проведено корреляционное исследование на выборке из 446 российских учащихся 5–9-х классов. На основе аналогичного англоязычного опросника для настоящего исследования была разработана методика оценки мотивации чтения у школьников. Результаты корреляционного анализа подтвердили предположение о наличии обратной связи проблемного использования Интернета с автономной мотивацией чтения и прямых связей с контролируемой мотивацией и амотивацией. Автономная мотивация и амотивация показали предсказуемые корреляции с объемом чтения и читательской грамотностью. С помощью структурного моделирования было установлено, что проблемное использование Интернета показывает опосредованный через мотивацию негативный эффект как на объем чтения, так и на читательскую грамотность. Полученные результаты соответствуют представлениям о том, что проблемное использование Интернета подрывает мотивацию подростков к развлекательному чтению и через это приводит к снижению читательской активности и грамотности. Вместе с тем с учетом корреляционного дизайна исследования можно также предполагать, что интерес и любовь к чтению у подростков могут, в свою очередь, служить защитным фактором в отношении проблемного использования Интернета.
Библиографическое описание:
Власов М.С., Сычев О.А., Белоусов К.И., Торопчина О.В., Бабичева Ю.Г., Гаврутенко Т.В. Мотивация чтения, читательская грамотность и проблемное использование Интернета у подростков. Психология. Журнал Высшей школы экономики, том 22, № 3, с. 534-551. |
|
|