|
2024. т. 21. №4
|
Специальная тема выпуска:
Мультимодальность когнитивных процессов: от сенсорных феноменов к семантике
Щербакова О. В.
Вступительное слово
|
629–633
|
|
634–654
|
Существует ряд механизмов оптимизации хранения и обработки информации в когнитивной системе. Так, в рабочей памяти подобная оптимизация осуществляется в том числе за счет процесса категоризации – группировки объектов по категориям. В свою очередь, категория имеет ряд уровней, определяющих специфичность и отчетливость формируемой репрезентации: субординантный, базовый и суперординатный. Предполагается, что существует эффект категориальности: уровни категории оказывают влияние на степень загрузки рабочей памяти и эффективность зрительного поиска. Частным примером эффекта категориальности является эффект превосходства категории базового уровня. Данный эффект состоит в том, что скорость и точность идентификации объекта оказывается выше, если он задан категорией базового уровня (например, «собака»), по сравнению с двумя другими уровнями (например, «такса» или «животное»). Эффект превосходства категории базового уровня связан с оптимальным соотношением специфичности и отчетливости репрезентации. В свою очередь, качество сформированной репрезентации связано с шаблоном внимания, который удерживается в рабочей памяти. Предполагается, что уровень категории будет оказывать влияние на шаблон внимания, а вместе с ним и на уровень загрузки рабочей памяти. Настоящее исследование было направлено на прояснение нейрофизиологических механизмов формирования репрезентации под влиянием вербально заданных категорий базового и суперординатного уровней. Исследование выполнено в парадигме зрительного поиска: испытуемым необходимо было запомнить вербально заданные целевые стимулы, после чего отчитаться о наличии или отсутствии целевого стимула среди дистракторов. Происходила регистрация вызванных потенциалов, анализировались компоненты N2pc и CDA. В результате анализа были получены указанные вызванные потенциалы, что говорит о формировании шаблона внимания в системе рабочей памяти. Однако отсутствие различий между условиями свидетельствует об отсутствии влияния вербально задаваемого уровня категории цели на степень детализированности шаблона внимания и степень загрузки рабочей памяти. |
|
655–677
|
Эффект кросс-модального соответствия является частным случаем мультисенсорной интеграции и проявляется в более быстром и точном восприятии разномодальных стимулов, предъявленных одновременно и конгруэнтных друг другу по своим характеристикам, по сравнению с неконгруэнтными. Нас интересовало, в какой степени ситуативные (индуцированные эмоциональные состояния) и стабильные (стратегии когнитивной регуляции эмоций) эмоциональные характеристики субъекта связаны с проявлением эффекта кросс-модального (аудиовизуального) соответствия: предсказывают ли психофизиологические показатели (как маркеры интенсивности индуцированного эмоционального переживания) величину эффекта кросс-модального соответствия и связана ли выраженность различных стратегий эмоциональной регуляции с величиной данного эффекта. Участники (N = 27) заполняли опросник регуляции эмоций, затем просматривали видеозаписи, вызывающие положительное, отрицательное или нейтральное эмоциональное состояние, а после выполняли задание: им предъявлялись звуки разной высоты (1000 и 2000 Гц) и слова, различающиеся по эмоциональной валентности и ассоциированные с различными частями пространственного поля. Требовалось идентифицировать высоту (низкая/высокая) предъявленного звука. В процессе просмотра видеозаписей и выполнения задания регистрировались показатели электрической активности кожи и фотоплетизмограммы. Обработка данных производилась с помощью двухфакторного смешанного дисперсионного анализа и линейной регрессии. Было показано, что индуцированные эмоциональные состояния разной валентности различаются по своим психофизиологическим проявлениям. Предположение о том, что психофизиологические показатели предсказывают выраженность эффекта кросс-модального соответствия, подтверждено не было. Было обнаружено, что выраженность стратегий позитивной перефокусировки и руминации статистически значимо предсказывала динамику психофизиологических показателей, однако вклад выраженности какой-либо из стратегий эмоциональной регуляции в величину эффекта кросс-модального соответствия обнаружен не был. Полученные данные следует обсуждать с учетом ограничений, связанных с повышенной вероятностью ошибки II рода. Последнее означает, что представленные результаты допускают возможность альтернативной интерпретации. |
|
678–689
|
Исследование посвящено проблеме влияния эмоционально окрашенной информации на склонность к предвзятости убеждений при решении силлогизмов. Предвзятость убеждений (belief bias) заключается в том, что при оценке какой-либо информации люди склонны выносить суждения, основанные не на правилах логики, а на их прежних убеждениях. В рамках этого исследования была выдвинута гипотеза о том, что на склонность к этому эффекту влияет эмоциональное содержание самого силлогизма: его негативная эмоциональная окрашенность снижает эту склонность, в то время как позитивная, наоборот, повышает. Был разработан авторский стимульный материал, содержащий 36 конгруэнтных и неконгруэнтных силлогизмов различной эмоциональной окрашенности (нейтральной, негативной, позитивной), которые предъявлялись испытуемым в случайном порядке. Результаты показали, что при решении позитивных неконгруэнтных силлогизмов точность испытуемых снижалась, т.е. такие силлогизмы решали хуже, чем негативные и нейтральные. Тем не менее, статистически значимых различий для времени решения нейтральных и позитивных силлогизмов обнаружено не было. Однако необходимо отметить, что полученные нами результаты касательно влияния негативной эмоционально окрашенной информации полностью согласуется с результатами прошлых исследований. Так, негативные силлогизмы действительно решают лучше и медленнее, не только по сравнению с нейтральными, но и с позитивными силлогизмами. Тем не менее, учитывая, что разработанная нами экспериментальная процедура имеет определенное ограничение, вопрос о влиянии эмоционально окрашенной информации на склонность к предвзятости убеждений должен стать предметом дальнейшего исследования. |
|
690–709
|
В статье представлены результаты экспериментального исследования, проведенного с целью анализа изменения эмоционального состояния в процессе видеоигры на ПК и чтения текстов с бумажного носителя, а также при смене этих видов деятельности. В исследовании приняли участие 62 человека, средний возраст 18.3 года (SD = 2.28, Ж = 82%). В ходе эксперимента участники делились на две группы, одна из которых сначала читала тексты, а затем играла в видеоигру, а вторая сначала играла в видеоигру, а потом читала тексты. Эмоциональное состояние участников оценивалось 5 раз с помощью самоотчетного опросника – до начала исследования, после каждого 10-минутного эпизода видеоигры и после каждого 10-минутного эпизода чтения. Результаты демонстрируют, что интенсивность негативных и позитивных эмоций и тревожности выше при игре в видеоигру, а для чтения характерно состояние спокойствия. Чтение после видеоигры способствует снижению позитивных эмоций и повышению спокойствия, при этом чтение научно-популярных текстов само по себе не приводит к значимому изменению эмоций. Чтение перед видеоигрой способствует снижению интенсивности позитивных эмоций в процессе игры. Переход от игры к чтению характеризуется снижением интенсивности большинства эмоций и повышением спокойствия. При переходе от чтения к игре интенсивность эмоций возрастает. Эмоциональные состояния резко меняются при смене активности с игры на чтение и с чтения на игру, но далее остаются достаточно стабильными в течение как минимум 20 минут. Можно предположить, что основным источником изменения эмоциональных состояний является не игровая/читательская деятельность сама по себе, а ее смена. Результаты объясняются с позиции понимания эмоций как готовности к действию, делается вывод о том, что кратковременная видеоигра в перерывах между академической нагрузкой может быть формой эмоционального переключения и отдыха. |
|
710–728
|
В статье описаны результаты исследования, посвященного изучению взаимосвязи полноты понимания текста и формата его предъявления: цифрового или печатного. Проверялись следующие гипотезы: 1) уровень понимания текста зависит от среды его предъявления – цифровой или печатной, 2) существует взаимосвязь формата предъявления текста и количества обращений к дополнительным материалам. Респонденты (60 человек (39 жен., М = 20 ± 0.6 лет) были случайным образом распределены на три группы, которые после контроля уровня психометрического интеллекта (с помощью «Стандартных прогрессивных матриц» Дж. Равена) читали научно-популярный текст в печатном, цифровом или гибридном формате. После этого полнота понимания прочитанного оценивалась посредством 1) анкеты с вариантами ответов и 2) полуструктурированного интервью. Значимых различий в уровне полноты понимания текстов разного формата обнаружено не было, при этом большая часть респондентов демонстрировала низкий уровень понимания текста независимо от формата его предъявления. Также было установлено, что дополнительный материал, доступный по гиперссылкам в цифровой среде, используется читателями меньше, чем печатный дополнительный материал к бумажному тексту. Полученные результаты о количестве обращений к дополнительным материалам могут быть связаны с тем, что когнитивная нагрузка при чтении текста на экране выше, чем при чтении печатного текста. При этом низкий уровень понимания прочитанного вне зависимости от формата предъявления текста позволяет предположить, что базовые когнитивные навыки, позволяющие осуществить обработку прочитанной информации и выделить ее ключевые идеи, играют большую роль в реконструкции смысла текста, чем особенности среды, в которой он предъявлен. |
Психодиагностика
|
729–752
|
Статья посвящена проверке возможностей опросника «Типы ориентаций в трудной ситуации» (ТОРС; Е.В. Битюцкая, А.А. Корнеев) как инструмента, позволяющего классифицировать воспринимаемые трудности. Классификация включает драйвовый, максимальный, оптимальный, амбивалентный и отстраненный типы восприятия трудных жизненных задач (ТЖЗ). Первый, второй и третий типы соотносятся с приближением к трудности, а пятый – с уходом от нее. Амбивалентный тип предполагает сочетание признаков приближения и ухода. В ходе исследования решаются следующие задачи: проверить соответствие разных вариантов профиля ТОРС типам, сопоставить профили с разметкой качественных данных (выполненной с помощью контент-анализа), а также выявить возможности опросника на разных этапах классификации. Для этого применяются методы машинного обучения и компьютерное моделирование логических процессов А.С. Подколзина. В выборку вошли 611 взрослых участников. Результаты исследования свидетельствуют о валидизации опросника ТОРС как методики, позволяющей разделять воспринимаемые ТЖЗ на три крупных типа: приближение, амбивалентное восприятие, уход. Приближение при этом включает в себя три подтипа, два из которых (предполагающих достижение высокой цели) отделяются от третьего также на основе опросника, с добавлением одного признака разметки. Таким образом, опросник апробирован для решения новых задач психодиагностики, что позволяет использовать не только показатели отдельных шкал, но профиль респондента как сочетание шкал. |
|
753–763
|
Опросник ЭмИн Д.В. Люсина оценивает основные компоненты эмоционального интеллекта, в частности, способность понимать собственные эмоции и эмоции других, а также способность эффективно управлять этими эмоциями. Целями исследования явились анализ психометрических свойств данного опросника и его адаптация на азербайджанской выборке. Выборка состояла из 390 участников, из них 74% (289) женщин и 26% (101) мужчин в возрасте 18–35 лет (M=19, SD=4.94). С использованием ЭФА была определена двухфакторная структура опросника (ВЭИ и МЭИ): на двухфакторное решение пришлось 25% от общей дисперсии, а факторные нагрузки выявили спектр значений, при этом наименьшее зафиксированное значение составило 0.399, а наивысшее – 0.704. В исследовании оценивались четыре модели: пятифакторная, двухфакторная, двухфакторная модель, полученная в результате эксплораторного факторного анализа, и модифицированная двухфакторная модель. Результаты КФА продемонстрировали высокую степень соответствия по модифицированной двухфакторной модели (CFI = 0.913). Внутренняя согласованность опросника ЭмИн имеет приемлемые психометрические показатели и частично соответствует исходной версии (межличностный ЭИ = 0.872, внутриличностный ЭИ = 0.777 и общий ЭИ = 0.799). Были выявлены существенные гендерные различия в отношении внутриличностного эмоционального интеллекта: мужчины показали заметно более высокие результаты, чем женщины. Азербайджанская версия опросника ЭмИн в целом демонстрирует удовлетворительные психометрические свойства. Хотя в текущем исследовании для оценки результатов использовались фундаментальные методы психометрического анализа, важно признать, что оно не лишено ограничений. Одним из важных аспектов, требующих дальнейшего изучения, является анализ валидности опросника. |
|
764–786
|
Изучение социальной среды организации как ресурса развития карьеры ее сотрудника является важным для анализа факторов его профессионального продвижения. Представленная статья посвящена описанию социально-психологического инструмента оценки карьерных ресурсов сотрудника организации. Разработан опросник для изучения социально-психологических ресурсов развития карьеры сотрудника организации, возникающих на стыке организации как социальной группы и человека. Рассматриваются следующие ресурсы: воспринимаемое соответствие организационной культуре, психологическая безопасность, развивающее менторство и доступность карьерного продвижения. В качестве теоретической и методологической основы опросника использована описательная модель К. Лайнесс и Д. Томпсон (Lyness, Thompson, 2000), указывающая на фасилитаторы и барьеры карьерного продвижения, формирующие неравенство в карьерных перспективах. Опросник состоит из 13 утверждений, которые подразделены на четыре субшкалы, согласованные между собой (альфа Кронбаха шкалы – 0.91–0.92, субшкалы – 0.73–0.82). Показатели методики не связаны с возрастом и стажем работы. Конфирматорный факторный анализ показал соответствие данных представленной четырехфакторной структуре шкалы. Выявлены доказательства текущей валидности: показатели методики ожидаемо выше у мужчин, чем у женщин, у руководителей, по сравнению с исполнителями, а также коррелируют с удовлетворенностью работой и карьерой. Получены различия в карьерных ресурсах у женщин, работающих в компаниях с разной долей сотрудников-женщин. Опросник позволяет оценить четыре карьерных ресурса: воспринимаемое соответствие организационной культуре, психологическую безопасность, развивающее менторство и доступность карьерного продвижения, доступ к которым для работников одной компании может быть различен. Именно эти карьерные ресурсы «чувствительны» как к проактивности сотрудника, его социальному интеллекту, так и к любым аспектам социального неравенства и ангажированности политики организации. |
Обзоры и рецензии
|
787–799
|
В статье обсуждаются вопросы, связанные с возможностями использования искусственного интеллекта для оценивания и развития индивидуальной креативности. Актуальность этого научного направления обусловлена лавинообразным развитием компьютерно-информационных технологий, проникающих в различные сферы жизни человека и позволяющих ему находить новые стартовые точки и направления для личностного и профессионального развития. Кратко анализируется целый ряд разработок в этой области, обсуждаются достоинства и недостатки использования искусственного интеллекта как самостоятельного генератора творческой продукции, его «равноправного» взаимодействия с человеком, а также применения его как творческого ассистента в деятельности человека. Результаты проанализированных эмпирических исследований показали, что эффективность использования искусственного интеллекта в оценивании и развитии креативности во многом предопределяется сферой, в которой это происходит, спецификой поставленной перед ним задачи, а также форматом его взаимодействия с человеком. В ряде случаев творческая продукция, сгенерированная искусственным интеллектом (например, в задаче по продуцированию необычных применений), оказывается более оригинальной, по сравнению с идеями, предложенными живым человеком. В других же форматах, таких, как, например, литературное творчество, искусственный интеллект, в отличие от человека, зачастую пока не может генерировать такие тексты, которые бы удовлетворяли основным критериям качества литературной продукции. В статье также дан целый ряд рекомендаций, выполнение которых может помочь повысить качество оценивания искусственным интеллектом работ учащихся и студентов. Часть рекомендаций относится к административно-организационной стороне этого процесса, другие же в большей степени связаны с его содержательными аспектами. Результаты проведенного обзорного исследования могут быть использованы в разработке и оптимизации процедур компьютерного оценивания и стимулирования креативности человека. |
|
|