Заблоцкая А. А.1, Логинов Н. И.2Влияние эмоционально окрашенной информации на склонность к предвзятости убеждений при решении силлогизмов
2024.
Т. 21.
№ 4.
С. 678–689
[содержание номера]
Исследование посвящено проблеме влияния эмоционально окрашенной информации на склонность к предвзятости убеждений при решении силлогизмов. Предвзятость убеждений (belief bias) заключается в том, что при оценке какой-либо информации люди склонны выносить суждения, основанные не на правилах логики, а на их прежних убеждениях. В рамках этого исследования была выдвинута гипотеза о том, что на склонность к этому эффекту влияет эмоциональное содержание самого силлогизма: его негативная эмоциональная окрашенность снижает эту склонность, в то время как позитивная, наоборот, повышает. Был разработан авторский стимульный материал, содержащий 36 конгруэнтных и неконгруэнтных силлогизмов различной эмоциональной окрашенности (нейтральной, негативной, позитивной), которые предъявлялись испытуемым в случайном порядке. Результаты показали, что при решении позитивных неконгруэнтных силлогизмов точность испытуемых снижалась, т.е. такие силлогизмы решали хуже, чем негативные и нейтральные. Тем не менее, статистически значимых различий для времени решения нейтральных и позитивных силлогизмов обнаружено не было. Однако необходимо отметить, что полученные нами результаты касательно влияния негативной эмоционально окрашенной информации полностью согласуется с результатами прошлых исследований. Так, негативные силлогизмы действительно решают лучше и медленнее, не только по сравнению с нейтральными, но и с позитивными силлогизмами. Тем не менее, учитывая, что разработанная нами экспериментальная процедура имеет определенное ограничение, вопрос о влиянии эмоционально окрашенной информации на склонность к предвзятости убеждений должен стать предметом дальнейшего исследования. |
|
|