Вечерин А. В.1, Яголковский С. Р.1Искусственный интеллект в оценивании и развитии креативности
2024.
Т. 21.
№ 4.
С. 787–799
[содержание номера]
В статье обсуждаются вопросы, связанные с возможностями использования искусственного интеллекта для оценивания и развития индивидуальной креативности. Актуальность этого научного направления обусловлена лавинообразным развитием компьютерно-информационных технологий, проникающих в различные сферы жизни человека и позволяющих ему находить новые стартовые точки и направления для личностного и профессионального развития. Кратко анализируется целый ряд разработок в этой области, обсуждаются достоинства и недостатки использования искусственного интеллекта как самостоятельного генератора творческой продукции, его «равноправного» взаимодействия с человеком, а также применения его как творческого ассистента в деятельности человека. Результаты проанализированных эмпирических исследований показали, что эффективность использования искусственного интеллекта в оценивании и развитии креативности во многом предопределяется сферой, в которой это происходит, спецификой поставленной перед ним задачи, а также форматом его взаимодействия с человеком. В ряде случаев творческая продукция, сгенерированная искусственным интеллектом (например, в задаче по продуцированию необычных применений), оказывается более оригинальной, по сравнению с идеями, предложенными живым человеком. В других же форматах, таких, как, например, литературное творчество, искусственный интеллект, в отличие от человека, зачастую пока не может генерировать такие тексты, которые бы удовлетворяли основным критериям качества литературной продукции. В статье также дан целый ряд рекомендаций, выполнение которых может помочь повысить качество оценивания искусственным интеллектом работ учащихся и студентов. Часть рекомендаций относится к административно-организационной стороне этого процесса, другие же в большей степени связаны с его содержательными аспектами. Результаты проведенного обзорного исследования могут быть использованы в разработке и оптимизации процедур компьютерного оценивания и стимулирования креативности человека. |
|
|