|
2024. т. 21. №3
|
Специальная тема выпуска:
Психофизиологические исследования: от позы до социальной конформности
|
439–455
|
Система зеркальных нейронов (СЗН) широко изучается в научном сообществе, однако до сих пор не выявлено влияние положения тела на функционирование СЗН, а также на возбуждающую и ингибиторную системы мозга. В нашем исследовании мы исследовали работу СЗН при повороте головы. Участники наблюдали за видео с движением руки: за движениями мизинца, указательного пальца неподвижной руки в трех положениях головы (с поворотом головы на лево, прямо и справа), в сочетании с транскраниальной магнитной стимуляцией (ТМС) в различные промежутки времени. Результаты выявили значительное взаимодействие между типом движения и целевой мышцей (F [1,113–16,688] = 9.47, MSE = 56296,14, p = 0.006, частичное η2 = 0.39), что указывает на значительное увеличение активации первой дорсальной межкостной мышцы (FDI), что указывает на значительное увеличение активации мышцы FDI во время наблюдения за движением указательного пальца (p = 0.01) и нейтральным движением (p = < 0.001) по сравнению с движением мизинца. И наоборот, значительное торможение активности мышцы ADM, наблюдалось во время движения указательного пальца по сравнению с нейтральным (p = 0.026). Обратный эффект возник при наблюдении за движениями мизинца: более высокая активация мышцы ADM и торможение мышцы FDI (p = 0.037). Эти результаты предполагают сложное взаимодействие между активацией СЗН и активацией соответствующих мышц, что указывает на увеличение мышечной активности, соответствующее наблюдаемому движению пальца, и одновременное торможение мышц, не участвующих в наблюдаемом движении. |
|
456–471
|
Рабочая память (РП) — это когнитивная функция, необходимая для кратковременного хранения информации в легкодоступном виде для осуществления целенаправленного поведения. Классическая модель РП включает в себя визуально-пространственный блокнот, фонологическую петлю и центральный процессор. Нейровизуализационные исследования обнаружили разную активность мозга для каждого отдельного компонента. Однако на текущий момент нет экспериментальной парадигмы, позволяющей целостно оценить все компоненты РП с учетом их взаимодействия. В данном исследовании мы разработали модифицированную парадигму, основанную на классической задаче с ретро-подсказкой, которая позволяет разграничить активность каждого компонента РП, включая центральный процессор. Парадигма состоит из пяти условий: пассивное восприятие, простое хранение вербальной информации, простое хранение визуальной информации, упорядочение последовательности букв по алфавиту (сложное вербальное условие) и мысленный переворот матрицы на 90 градусов (сложное визуальное условие). Исследование, проведенное на 35 здоровых взрослых, показало, что парадигма позволяет получить сопоставимую точность ответов для простых условий с низкой вовлеченностью центрального процессора. Были обнаружены значимые отличия в решениях между простыми и сложными условиями для каждой модальности. Таким образом, экспериментальная парадигма позволяет разграничить нейрональную активность, связанную с компонентами модально-специфического хранения и центральным процессором, и, в частности, исследовать вопрос о едином центральном процессоре или двух различных для каждой модальности. Данная парадигма может быть использована для создания целостного понимания взаимосвязанной работы компонентов РП в исследованиях с применением технологий нейровизуализации. |
|
472–487
|
Движения глаз при чтении обусловлены особенностями восходящих и нисходящих когнитивных процессов. Кроме того, они связаны с индивидуальными различиями, в том числе, в объеме рабочей памяти (РП). Тем не менее, вопрос о том, в какой степени объем РП определяет движения глаз в условиях возрастающей нагрузки при чтении, остается во многом открытым. Целью данного исследования стало изучение влияния объема РП на пиковую скорость саккад во время чтения с задачей понимания текста и в условиях двойной задачи на понимание и удержание информации в рабочей памяти (методика «Объем чтения»). В обработку были включены как окуломоторные показатели по каждой задаче отдельно, так и соотношение показателей в задаче на понимание и двойной задаче. Участники с более высоким объемом РП демонстрировали более высокую пиковую скорость саккад, чем участники с низким объемом РП – как при чтении, так и при выполнении двойной задачи. При этом различия были наиболее значимы при условии максимальной нагрузки на РП: так, при задаче чтения и одновременного удержания шести элементов в рабочей памяти наблюдалась максимальная пиковая скорость саккад. Полученные результаты отражают различия в возбуждении ЦНС у людей с большим объемом РП, вызванным выполнением заданий, связанных с дополнительной нагрузкой на РП. Данное исследование подчеркивает важность индивидуальных различий в объеме РП при чтении, а также предполагает потенциальную связь между возбуждением ЦНС и когнитивными процессами, обеспечивающими понимание прочитанного. |
|
488–501
|
В качестве экспериментальных стимулов в широком спектре разнообразных исследований в области психологии и когнитивной нейронауки часто используются графические изображения повседневных предметов. Для обеспечения надежности и воспроизводимости результатов таких экспериментов, как правило, наборы таких графических стимулов проходят тщательную всестороннюю стандартизацию, в результате которой создаются обширные базы данных, содержащие как сами визуальные стимулы, так и детальную информацию о различных характеристиках изображаемых объектов. Однако существующие базы данных, как правило, не учитывают эстетические качества, присущие созданным человеком объектам. Между тем, все больше исследований свидетельствует о существовании связей между эстетическим восприятием и широким спектром когнитивных функций и способностей, включающим в себя, например, моторные навыки, принятие решений, потребительское поведение и т.д.. Таким образом, отсутствие стандартизованных наборов визуальных стимулов с контролируемыми эстетическими характеристиками существенно ограничивает возможности экспериментальных исследований в этой области. Чтобы устранить этот пробел, в настоящей работе мы представляем новый набор из 126 изображений повседневных предметов, которые прошли оценку выборкой здоровых взрослых испытуемых (N=53) с точки зрения их визуальной привлекательности, а также других ключевых параметров стандартизации (например, знакомости, визуальной сложности и согласованности наименований). Каждый объект представлен в трех вариантах: опрятном, нейтральном и неопрятном. Как показывают наши данные, эти три уровня опрятности соответствует трем уровням визуальной эстетической привлекательности: очень привлекательный (опрятный), умеренно привлекательный (нейтральный) и минимально эстетически привлекательный (неопрятный). Этот набор стимулов призван стать ценным инструментом для исследователей, изучающих влияние эстетики на взаимодействие человека с объектами. |
|
502–518
|
Растущее число научных работ связывает культурное влияние на активность мозга с различными когнитивными и аффективными процессами, что требует интегративной концептуальной основы для учета динамического взаимодействия между культурой, поведением и нейронными функциями. Механизмы сотрудничества и социальной конформности в рамках культуры проявляют переменную взаимозависимость в различных контекстах, которая также выражается в специфических паттернах нейронной активности. Чтобы преодолеть изолированное рассмотрение этих механизмов, мы предлагаем нейро-культурную модель взаимозависимости, описывающую четыре режима (конкурентная взаимозависимость, условная взаимозависимость, избирательная взаимозависимость, общинная взаимозависимость), которые характеризуются специфическими нейронными коррелятами и поведенческими тенденциями в различных культурных контекстах. Эти режимы представляют различные степени взаимозависимости, проясняя, как индивиды взаимодействуют и полагаются на других в своей культурной среде. Данная модель постулирует прямую связь между культурными ориентациями и нейронной активностью, предлагая новый взгляд на интернализацию культуры и ее проявление на индивидуальном уровне, подчеркивая ее укорененность в нейронных процессах, влияющих на когнитивные, аффективные и поведенческие склонности в отношении других. Важно отметить, что предложенная нами модель подчеркивает изоморфные отношения между культурными ориентациями и соответствующими им нейронными структурами. Она демонстрирует, что механизмы сотрудничества и социальной конформности функционируют одновременно как на культурном, так и на нейронном уровнях, обнаруживая прямую параллель в том, как действуют эти элементы. В заключение мы предоставляем рекомендации для будущего развития и эмпирической проверки нашей модели с использованием передовых методов нейровизуализации. |
Статьи
|
519–546
|
В статье проведен анализ основных подходов и определений к феномену «психологическая безопасность», изложены концепции психологии безопасности. Сделан краткий обзор возникновения данного понятия, психологическая безопасность рассмотрена в контексте окружающей и городской среды, проанализирована ее связь с индивидуальными особенностями горожан. Показано, что данное понятие анализировалось во множестве контекстов, причем его смысловое поле с течением времени изменялось, а психологическая безопасность жителей городов в основном изучалась в связи с преодолением страха перед преступностью. Проведена серия нарративных интервью, позволившая проанализировать смысловое поле концепта «психологическая безопасность жителей городов» в индивидуальном сознании респондентов и определить признаки психологической безопасности. В исследовании приняли участие 28 человек, жители города Екатеринбурга с различным уровнем образования, дохода, стажем проживания в городе. Интервью включало в себя сбор информации о характеристиках респондентов (пол, возраст, образование, уровень дохода, время проживания в городе), оно не содержало стандартизованного плана опроса и было представлено такими вопросами, как «Что вы думаете о городе, в котором вы живете сейчас?», «Каково жить здесь?», «Вы когда-нибудь чувствуете беспокойство, тревогу, панику или страх в повседневной жизни в этом городе?», «Можете описать свои ощущения, когда вы чувствуете себя в безопасности в повседневной жизни?». В результате анализа интервью была получена репрезентация состояния психологической безопасности жителей городов и выявлены универсалии, представляющие собой индикаторы их психологической безопасности: «свобода», «комфорт», «самоэффективность», «доверительные отношения», «контроль над средой» и «надежность», которые охватывают три раздельные формы опыта и реакций личности в отношении города: аффективную, когнитивную и поведенческую. Дано определение психологической безопасности личности в городской среде, которое может служить основой для разработки рекомендаций по формированию безопасной городской среды. |
|
547–568
|
Настоящая работа посвящена субъективной ценности денег как условия свободного выбора индивидом доступных ему товаров и услуг. Предполагается, что ценность денег не сводится исключительно к товару, который на эти деньги можно приобрести, но имеет «добавочную ценность» – ценность свободы выбора товара из многих. Мы опираемся на проведенное ранее совместно с В.А. Петровским исследование, где эмпирически был зафиксирован данный феномен. Целью данной работы является сравнение субъективной ценности (привлекательности) денег и, соответственно, товаров, приобретаемых на эти деньги, в условиях свободного и ограниченного выбора. Проведен эксперимент, который позволяет количественно проанализировать данное несовпадение и качественно исследовать его причины. Выделено четыре группы, различающихся в оценке привлекательности товаров и денег для разного числа доступных к приобретению товаров. Зафиксировано, что для большинства групп участников деньги в ситуации свободы выбора привлекательнее товаров, потенциально приобретаемых на эти деньги. Было показано, что доступный диапазон выбора товаров влияет на ценность денег в глазах покупателей. Максимальная привлекательность денег приходится на средний диапазон выбора товаров – от 5 до 10 вариантов. Привлекательность денег снижается, хотя и остается позитивной, во всех остальных случаях, когда свобода выбора товаров либо ограничена («не из чего выбирать!»), либо слишком велика («необозримость» и, следовательно, «обременительность» выбора). Установлен феномен внеэкономической (психологической) асимметрии ценности (привлекательности) денег и ценности товаров. Применительно к разным группам людей обнаружены три феномена соотношения привлекательности денег и товаров, приобретаемых на эти деньги: феномен преобладающей ценности денег независимо от меры свободы выбора; феномен преобладающей ценности вещей независимо от меры свободы выбора; феномен преобладающей ценности денег в условиях рабочей и неограниченной свободы выбора. |
Обзоры и рецензии
|
569–586
|
Школьный буллинг уже давно является предметом многочисленных эмпирических исследований и прикладных интервенций, что обусловлено его высокой распространенностью и серьезными негативными последствиями. Однако теоретическое осмысление этого явления, его предпосылок и динамики, происходит не так интенсивно. В статье рассматриваются наиболее авторитетные и влиятельные теории, развиваемые отечественными и зарубежными учеными, объясняющие причины и динамику школьного буллинга. Обсуждаются взгляды на буллинг как на результат социального научения и следствие когнитивных представлений, способ повысить статус и достичь популярности, групповой процесс, результат синергии факторов внутри различных социальных систем, а также как на форму адаптации. Эти теории в разной мере используются для разработки антибуллинговых интервенций – профилактических программ, технологий для прекращения буллинга, просветительских мероприятий. В статье с опорой на работы об эффективности различных интервенций проблематизируются вопросы о причинах присоединения к школьной травле детей и взрослых, а также быстрого возвращения в школы буллинга после окончания антибуллинговых мероприятий. Предлагается авторская концепция буллинга как совместной копинг-стратегии школьного сообщества, где отвержение и вытеснение одного или нескольких детей, оказавшихся в роли жертвы, на периферию группы участников образовательного процесса выполняет функции совладания со стрессом и помогает снизить эмоциональное напряжение всем остальным членам сообщества. Представляется, что такой взгляд на школьный буллинг дает ответы на поставленные вопросы о распространении и стабильности буллинга и может быть положен в основу разработки программ, адресованных школьному сообществу. |
|
587–602
|
В статье рассматриваются развитие и текущее состояние онлайн-психотерапии, разнообразие методов и платформ, обеспечивающих доступ к психологической помощи через Интернет. Обсуждается обширный спектр терминологии, связанной с цифровыми технологиями в сфере психического здоровья, подчеркивается важность стандартизации терминов для улучшения качества научных исследований и практической деятельности в данной области. Использование онлайн-технологий в практике психотерапии породило множество дискуссий относительно их эффективности и пригодности для широкого применения. В качестве преимуществ онлайн-психотерапии указываются ее доступность, снижение барьеров, удобство и анонимность. Однако внедрение онлайн-психотерапии порождает серьезные проблемы, связанные с отсутствием личного контакта, конфиденциальностью, организационными и юридическими вопросами. Пандемия COVID-19 усугубила существующие проблемы, включая викарную травматизацию и недостаток опыта работы в дистанционном формате, и возобновила споры о целесообразности и эффективности онлайн-психотерапии. Противоречивые и разнонаправленные мнения по поводу онлайн-психотерапии предопределили цели данной статьи: экспликация основных проблем, возникающих при использования дистанционного формата в психотерапевтической практике, и оценка ее эффективности. В статье подробно обсуждаются основные проблемы онлайн-психотерапии на современном этапе: нарушения невербального общения, качества психотерапевтического альянса, обеспечения конфиденциальности и безопасности, викарной травматизации и низкого уровня цифровых компетенций. Приводятся результаты мета-анализа эффективности онлайн-психотерапии, демонстрирующие незначительной положительный эффект при ее использовании по сравнению с традиционным очным форматом. Выявленные преимущества и недостатки онлайн-формата проведения психотерапии раскрывают возможности его эффективной интеграции в практическую деятельность. |
|
603–623
|
В статье анализируется один из основных трендов развития нейроэстетики и когнитивной психологии искусства – системное описание механизмов эстетического восприятия, которое выражается в создании моделей. Проанализированы шесть моделей разной степени детализации и возможности экстраполяции на другие виды искусства: нейросетевая модель, нейропсихологическая модель, модель эстетического восприятия живописи, учитывающая намерения художника, комбинированная модель визуального эстетического опыта, модель эстетической оценки и эстетических суждений, венская интегрированная модель процессов восприятия искусства «сверху вниз» и «снизу вверх». Рассмотрены возможности и ограничения каждой модели по таким параметрам, как динамика эстетического восприятия, описание сложных интермедиальных форм искусства, экстраполяция на разные виды искусства, измерение эстетического опыта, учет взаимодействия между характеристиками стимула и зрителя, детальность описания эстетического опыта, пригодность для математического моделирования. Наиболее перспективными по данным критериям являются модель эстетической оценки и эстетических суждений и венская интегрированная модель процессов восприятия искусства «сверху вниз» и «снизу вверх». Кроме того, в статье приводится обзор существующих подходов и исследовательских программ к моделированию эстетического опыта. Как одна из наиболее перспективных исследовательских программ рассматривается парадигма прогностической обработки (на основе байесовского вывода). В качестве ключевых трудностей моделирования эстетического опыта отмечаются следующие: отсутствие единой исследовательской парадигмы, включающей общее понимание процесса эстетического восприятия и инструментов его фиксации, трудности формализации и количественной оценки высокоуровневых составляющих эстетического опыта (ожидания, схемы, опыт, образ Я зрителя и т.д.) и его процессуальности. |
|
|