Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 101а

Е-mail:
hsejournal.psychology@gmail.com

 


Организационная психология

Чистопольская А. В.1
  • 1 Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 150000, Россия, Ярославль, ул. Советская, д. 14

Нейрокогнитивные модели эстетического восприятия живописи: возможности, ограничения и перспективы

2024. Т. 21. № 3. С. 603–623 [содержание номера]

В статье анализируется один из основных трендов развития нейроэстетики и когнитивной психологии искусства – системное описание механизмов эстетического восприятия, которое выражается в создании моделей. Проанализированы шесть моделей разной степени детализации и возможности экстраполяции на другие виды искусства: нейросетевая модель, нейропсихологическая модель, модель эстетического восприятия живописи, учитывающая намерения художника, комбинированная модель визуального эстетического опыта, модель эстетической оценки и эстетических суждений, венская интегрированная модель процессов восприятия искусства «сверху вниз» и «снизу вверх». Рассмотрены возможности и ограничения каждой модели по таким параметрам, как динамика эстетического восприятия, описание сложных интермедиальных форм искусства, экстраполяция на разные виды искусства, измерение эстетического опыта, учет взаимодействия между характеристиками стимула и зрителя, детальность описания эстетического опыта, пригодность для математического моделирования. Наиболее перспективными по данным критериям являются модель эстетической оценки и эстетических суждений и венская интегрированная модель процессов восприятия искусства «сверху вниз» и «снизу вверх». Кроме того, в статье приводится обзор существующих подходов и исследовательских программ к моделированию эстетического опыта. Как одна из наиболее перспективных исследовательских программ рассматривается парадигма прогностической обработки (на основе байесовского вывода). В качестве ключевых трудностей моделирования эстетического опыта отмечаются следующие: отсутствие единой исследовательской парадигмы, включающей общее понимание процесса эстетического восприятия и инструментов его фиксации, трудности формализации и количественной оценки высокоуровневых составляющих эстетического опыта (ожидания, схемы, опыт, образ Я зрителя и т.д.) и его процессуальности.

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss