|
2023. т. 20. №1
|
Специальная тема выпуска:
Социально-психологические последствия ускоренной цифровизации в условиях пандемии COVID-19
|
8–19
|
Пандемия COVID-19 способствовала более активному использованию Интернета. Соответственно, возникает вопрос о том, как ускоренная цифровизация, ставшая одним из результатов пандемии, повлияла на разные аспекты нашей жизни, в том числе на отношение к институтам политической власти. Данная статья исследует взаимосвязь активности использования Интернета и доверия к политическим институтам в Европе. В литературе существуют противоречивые данные относительно связи институционального доверия и активности использования Интернета. Одни исследования показали, что данная связь положительна, другие исследования обнаруживают отрицательную связь. Мы предположили, что направление связи сопряжено с эффективностью работы институтов государственной власти. Основываясь на индексе эффективности правительства, нами было отобрано по пять европейских стран, имеющих наиболее высокий и наиболее низкий индекс эффективности правительства. Для оценки активности использования Интернета использовали данные из базы ESS, показывающие среднюю частоту использования Интернета в течение месяца и среднюю продолжительность его использования в течение дня (в часах). Зависимыми переменными были оценки респондентами их собственного доверия к следующим институтам: парламенту страны, системе правосудия, полиции, политикам, политическим партиям, Европейскому парламенту и ООН. Далее, при помощи множественного регрессионного анализа были оценены связи двух показателей активности использования Интернета с доверием каждому из институтов. Результаты регрессионного анализа четко показали, что в странах с низкой эффективностью правительства активность использования Интернета связана с институциональным доверием отрицательно, а в странах с высокой эффективностью правительства эта взаимосвязь положительна. |
|
20–30
|
В данном исследовании предпринимается попытка проанализировать связь между вовлеченностью в интернет-пространство и институциональным доверием среди россиян, принадлежащих к разным поколениям. Это исследование основано на данных 8-й волны Европейского социального исследования. Данные были собраны в период с 2016 по 2017 г. Выборка по России составила 2430 респондентов. Анализ проводился с использованием метода множественной линейной регрессии. Наше исследование показало, что характер взаимосвязи между использованием Интернета и институциональным доверием разнится в зависимости от поколенческой принадлежности индивида. Молодые люди (18-30 лет) являются наиболее активными пользователями Интернета и при этом имеют самый высокий относительно других поколений уровень институционального доверия. В то же время более длительное время пребывания в Интернете связано с ростом недоверия к государственным институтам среди молодежи. Представители среднего (31-44 лет) и старшего (45-80) возрастов относительно реже используют Интернет и имеют более низкий уровень доверия институтам. При этом в данных возрастных группах вовлеченность в интернет-пространство, напротив, связана с большим доверием государственным институтам. Понимание природы взаимосвязи между институциональным доверием и использованием Интернета важно для грамотного планирования государственной политики и укрепления институционального доверия среди россиян. |
|
31–39
|
Пандемия COVID-19 оказывает негативное влияние на жизнь людей. Невозможность контролировать ситуацию и разного рода ограничения приводят к социальной изоляции и росту выраженности страха, тревоги и других негативных эмоциональных состояний. Подобные состояния несут в себе не только опасность негативных последствий, но и потенциал для стимулирования просоциального поведения как копинговой стратегии. В последние десятилетия в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий особый интерес вызывает тема просоциального поведения онлайн. Предположение о позитивной связи негативных эмоциональных состояний и вовлеченности в просоциальное поведение кажется особенно актуальным именно для онлайн-контекста. Дело в том, что просоциальное поведение онлайн является более безопасным и менее ресурсозатратным, чем просоциальные действия в реальной жизни, что может быть важно в условия пандемии. Поэтому данное исследование нацелено на выявление взаимосвязи негативных эмоциональных состояний, актуализированных пандемией (страха перед коронавирусным заболеванием, стресса, тревоги и депрессии) с просоциальным поведением онлайн. Исследование было реализовано с применением кросс-секционного дизайна на выборке из 215 россиян. Были использованы Шкала просоциального поведения в онлайн-контексте, шкала страха перед коронавирусным заболеванием и русскоязычная версия теста DASS-21. По итогам регрессионного анализа было выявлено, что страх перед коронавирусным заболеванием и тревога стимулируют онлайн-просоциальное поведение, а депрессивное состояние препятствует ему. Уровень стресса оказался не связан с просоциальным поведением онлайн. При обсуждении результатов принимается во внимание «энергетический» потенциал различных эмоциональных состояний. |
|
40–48
|
Пандемия COVID-19 беспрецедентно повлияла на социальные взаимодействия, которые могут быть реализованы как в реальной жизни (офлайн), так и в Интернете. Просоциальное поведение, как вид социальных взаимодействий, оказывает положительное влияние на личность и общество, особенно в период кризисов. Просоциальное поведение определяется различными факторами, среди которых наиболее важными являются индивидуальные ценности и контекстуальные факторы. Форма просоциального поведения и его детерминанты могут различаться в разные периоды функционирования общества. Поэтому изучение просоциального поведения до и во время пандемии, выявление факторов его реализации в разных контекстах является актуальной задачей. В данной работе исследуется взаимосвязь между индивидуальными ценностями и просоциальным поведением в офлайн- и онлайн-контексте до и во время пандемии COVID-19 в России. Кросс-секционное исследование с двумя выборками, собранными в разное время – группа «до пандемии» (N = 304) и группа «во время пандемии» (N = 187), было проведено онлайн с помощью сокращенной шкалы ценностных ориентаций Ш. Шварца (ESS-21) и шкал просоциального поведения в онлайн- и офлайн-контекстах. Было обнаружено, что во время пандемии люди менее склонны к просоциальному поведению в реальной жизни и меньше опираются на ценности Самопреодоления. При этом в группе «до пандемии» ценности Самопреодоления способствуют просоциальному поведению в обоих контекстах, а ценности Самоутверждения – в онлайн-контексте. В группе «во время пандемии» ценности Самопреодоления и ценности Открытости способствуют, а ценности Сохранения препятствуют просоциальному поведению в обоих контекстах. Полученные результаты обсуждаются в свете влияния пандемии на жизнь людей. |
|
49–61
|
В 2019 г. был запущен федеральный проект «цифровая образовательная среда», направленный на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды. Пандемия COVID-19 актуализировала идею данного проекта и ускорила ее реализацию. Вынужденная цифровая трансформация системы образования, реализованная в короткие сроки, требует оценки своих результатов не только с технической точки зрения, но и с точки зрения социально-психологических факторов, напрямую влияющих на качество вовлеченности обучающихся в цифровую образовательную среду. В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого являлось изучение связи ценностей высшего порядка с вовлеченностью в онлайн-обучение и роли социального капитала в данной связи. В исследовании приняли участие 405 студентов НИУ ВШЭ. Основным методом сбора данных являлся социально-психологический опрос, который включал методику Д. Ульямса по оценке связывающего и соединяющего социального капитала, методику Ш. Шварца по оценке степени выраженности индивидуальных ценностей, авторскую методику по оценке вовлеченности в онлайн обучение, а также ряд вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов (пол и возраст), которые по итогам корреляционного анализа оказались не связанными с вовлеченностью в онлайн-обучение. Результаты корреляционного анализа показывают, что вовлеченность в онлайн-обучение коррелирует с социальным капиталом и ценностями более высокого порядка, в то время как корреляция с возрастом и полом не была обнаружена. Результаты множественного модерационного анализа иллюстрируют, что ценности высшего порядка связаны с вовлеченностью в онлайн-обучение, а социальный капитал является модератором данной связи. В то время как связывающий социальный капитал способствует вариативности значений вовлеченности в онлайн-обучение, связанной с ценностями высшего порядка, в зависимости от собственного значения, более высокая степень выраженности соединяющего социального капитала меняет характер данной связи и связана со снижением вовлеченности в онлайн-обучение. |
|
62–70
|
Цель проведенного исследования состояла в эмпирической проверке прямых и непрямых эффектов вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внутрисемейного социального капитала. Для проверки данных эффектов нами было опрошено 104 семьи (родитель и подросток, итого 208 человек). Проверка прямого эффекта показала, что вовлеченность в использование ИКТ является значимым предиктором внутрисемейного социального капитала. При этом наблюдается обратная связь: чем выше уровень вовлеченности членов семьи в использование ИКТ, тем ниже уровень внутрисемейного социального капитала и всех его составляющих, особенно доверия. Это означает, что чем больше подростки и их родители вовлечены в использование ИКТ (Интернет, планшеты, телефоны и другие гаджеты), тем меньше они доверяют друг другу, уделяют внимание потребностям и взаимной поддержке, отношения становятся более дистанцированными и носят формальный характер. Как видим, полученные первичные результаты с использованием конструкта «внутрисемейный социальный капитал» подтверждают так называемую гипотезу вытеснения, согласно которой вовлеченность в использование ИКТ сокращает время на контакты между членами семьи и они как бы «вытесняют» непосредственное взаимодействие, делая его формальным. Проверка непрямого эффекта показала, что вовлеченность в использование ИКТ является значимым медиатором связи внутрисемейного социального капитала с субъективным благополучием. В данном случае вовлеченность в использование ИКТ выступает как копинг-стратегия, если индивиды не удовлетворены отношениями со своими близкими. Полученные нами результаты подтверждают гипотезу «социальной компенсации». |
|
71–80
|
Вовлеченность россиян в использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) влияет не только на деловые отношения, поиск информации, но и на дружеские контакты в онлайн-пространстве. В этой связи важным является понимание роли вовлеченности в использование ИКТ и дружеских онлайн-контактов с представителями своей и других этнических групп в межкультурных установках жителей поликультурного российского общества. Исследование проводилось в 2019–2020 гг., выборка включала 337 жителей 8 регионов России. Используя моделирование структурными уравнениями и медиационный анализ, мы установили, что вовлеченность россиян в использование ИКТ предсказывает интенсивность дружеских контактов в сети с представителями своей и других этнических групп. Дружеские межэтнические онлайн-контакты имеют прямой положительный эффект на поддержание мультикультурной идеологии и социальное равенство и прямой отрицательный эффект на нетерпимость россиян. Можно сказать, что чем интенсивнее русские общаются с друзьями из других этнических групп в виртуальном пространстве, тем выше их готовность принять культурное разнообразие, социальное равенство и толерантность. Этот результат позволяет говорить об универсальной роли межкультурных онлайн-контактов с друзьями в позитивных межкультурных установках. Кроме этого, они медиируют взаимосвязь вовлеченности в использование ИКТ с данными установками. Дружеские моноэтнические контакты в сети положительно связаны как с установками на поддержание мультикультурной идеологии, так и с нетерпимостью россиян. Можно сказать, что создание сетей, включающих представителей только одной этнической группы, и интенсивное общение ее членов потенциально могут способствовать нетерпимости. В целом, результаты исследования показали важность развития виртуального пространства для межкультурного общения. |
|
81–90
|
Опыт этнической дискриминации в сети может стать серьезным вызовом не только для самооценки этнического меньшинства, но и для самооценки этнического большинства по мере роста вовлеченности населения планеты в информационно-коммуникационные технологии. Сегодня в исследованиях все чаще стал подниматься вопрос о том, что дискриминация, аккультурация, межкультурные ориентации этнического большинства мало изучены, поскольку практически все внимание было направлено на изучение данных феноменов у этнических меньшинств. В настоящем исследовании данный пробел восполняется путем изучения связи между этнической дискриминацией в онлайн-среде и самооценкой представителей русского большинства России с учетом потенциального опосредующего фактора этнической ориентации в Интернете, выражающейся в вовлеченности в этнические онлайн-сети и проявлении этнической активности в онлайн-среде. Кросс-секционное исследование было проведено среди 229 представителей русского этнического большинства, проживающих в Московском регионе. В исследовании применялись методики, предназначенные для выявления уровня этнической дискриминации в онлайн-среде, самооценки, вовлеченности в этнические онлайн-сети и этнического онлайн-активизма. Результаты путевого анализа показали, что восприятие этнической дискриминации в онлайн-среде связано с ростом предпочтения этнической ориентации в сети, что, в свою очередь, приводит к росту самооценки. В то же время негативное прямое влияние этнической дискриминации в онлайн-среде на самооценку сохраняется. Результаты исследования обсуждаются через призму аккультурации и адаптации этнического большинства в онлайн-среде. |
Статьи
|
91–106
|
Изучение восприятия событий – относительно молодая, но активно развивающаяся в последние десятилетия область когнитивной психологии, в основе которой лежит интегративный взгляд на процессы восприятия человеком окружающего мира и когнитивные основания этих процессов. Описанное в статье исследование рассматривает восприятие событий как важную интегративную способность, формирующуюся в процессе когнитивного развития. Цель исследования – выявить особенности деления визуального нарратива на события дошкольниками, младшими школьниками, старшими школьниками и взрослыми, а также на основании полученных данных осуществить гипотетическую реконструкцию и сопоставление моделей события, на которые опирается каждая из указанных групп. В качестве стимульного материала взят «Фильм о грушах» Уоллеса Чейфа. Показано, что модели событий, конструируемые дошкольниками и младшими школьниками, носят «плоскостной» характер, тогда как для старших школьников и взрослых характерны «объемные» модели. Также показано, что деление нарратива на события старшими школьниками практически не отличается от подобного деления, осуществляемого взрослыми участниками, т.е. ключевым для перехода от «плоскостных» моделей к «объемным» оказывается средний школьный возраст. Также для младших школьников выявлена корреляция между восприятием событий и другими когнитивными и коммуникативными навыками. Наиболее сильной оказывается корреляция между делением на события и подробностью пересказа, что в целом подтверждает тезис о доминировании плоскостных моделей у младших школьников. Полученные результаты соотнесены с некоторыми аспектами theory of mind, также рассмотренной в перспективе когнитивного развития. |
|
107–128
|
В зависимости от условий, маскированные праймы могут как ускорять реакцию на связанную цель (позитивный прайминг, ПП), так и замедлять ее (негативный прайминг, НП). Использование методики маскированного прайминга зачастую осложняется зависимостью получаемых результатов от большого числа факторов, из-за чего результаты бывает трудно воспроизвести. Одна из возможных причин – наложение друг на друга эффектов ПП и НП. Возможно ли такое наложение, учитывая, что условия, в которых наблюдаются ПП и НП, различаются? В статье рассматривается одно из условий, способствующих возникновению НП вместо ПП: усложнение задачи в отношении цели наличием дистрактора. Продолжает ли работать механизм НП, когда это условие не соблюдается? Этот вопрос рассматривается с точки зрения различных подходов к объяснению НП. Опираясь на концепцию негативного выбора, предложенную В.М. Аллахвердовым, мы предположили, что НП может возникать на этапе осознания цели: в этом случае при отсутствии дистракторов осознание цели также замедляется, но такое замедление не проявляется в увеличении времени реакции, когда моторный ответ дается автоматически. В проведенном эксперименте мы попытались зафиксировать это замедление косвенным образом. Испытуемым предъявлялись целевые слова без дистракторов, перед каждым словом появлялся маскированный прайм, который совпадал с целью в половине случаев. На протяжении всей пробы цвет фона менялся: назвав целевое слово, требовалось отметить на специальной шкале, каким был цвет в тот момент, когда слово появилось. Хотя для времени реакции НП не наблюдался, он был обнаружен в задаче определения цвета: в пробах, где прайм и цель совпадали, испытуемые выбирали в качестве ответа, в среднем, более поздний цвет относительно целевого, чем в пробах, где прайм и цель различались. |
|
129–150
|
С помощью авторской методики «Динамика стиля профессиональной жизни» исследовались пространственные характеристики условий социальной среды как потенциальные ресурсы социальной успешности субъекта. Респонденты оценивали роль условий среды как «факторов профессионализма» и динамику своего профессионализма от 20 до 65 лет (ретроспективно и проспективно). Фиксировались социально-демографические и служебно-должностные характеристики. Было опрошено 482 мужчин и женщин в возрасте 30-50 лет, из них 132 государственных служащих, 221 менеджер, 129 инженеров и руководителей подразделений промышленных предприятий. При поэтапном делении выборки на социальные группы (мужчин/женщин, специалистов/руководителей, реализованных/нереализованных в семейной сфере) выделялись условия среды как факторы успешности субъекта; критериями выступали должностная позиция и полнота реализации в семейной сфере (различались специалисты и руководители, состоящие в браке не менее 5 лет и имеющие детей и не состоящие и не имеющие детей). Использовались корреляционный анализ, t-сравнение и два типа статистик: сырые оценки и их производные – суммы по выделенным группам. Было установлено, что условия социальной среды различаются по их воздействию на представителей разного пола, возраста, на работающих в разных сферах деятельности, имеющих разный социальный опыт. Различия заключаются в составе, диапазоне и структуре актуализируемых условий среды как ресурсов, в мере детерминации разных видов успешности, в степени закрытости того или иного пространства жизнедеятельности человека и т.д. В отношении одних проявлений социальной успешности человека влияния тех или иных условий окружения могут быть позитивными, в то время как в отношении других – негативными. Нашла подтверждение гипотеза о том, что совместность воздействия сразу нескольких позитивных условий среды не обладает усиливающим результат эффектом. |
|
151–167
|
Целью настоящего исследования стало изучение степени соответствия между самооценкой и косвенной оценкой стрессового события детьми младшего школьного возраста. Участниками исследования выступили младшие школьники в количестве 132 человек в возрасте 8-12 лет, обучающиеся в 3-4-х классах одной из школ Московской области. Косвенная оценка стресса измерялась с помощью проективной методики «Цветовой тест отношений» (ЦТО) Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда, были выбраны два показателя: первый – отнесение ребенком стрессовой ситуации к области приятного (актуальная) или менее приятного (менее актуальная), второй показатель – оценка ребенком стресса как позитивного или негативного явления. Самооценка стресса (прямая оценка) измерялась с помощью детского варианта «Шкалы воспринимаемого стресса» (ШВС-Д) Б.П. Уайт (B.P. White). Результаты исследования показали, что дети в возрасте 8-12 лет способны оценивать стресс дифференцированно: негативно – как дистресс, и положительно – как эустресс. В зависимости от степени актуальности стрессовой ситуации для ребенка и негативности ее косвенной оценки показатели самооценки стресса меняются. У детей, воспринимающих стресс как актуальную для них ситуацию, при косвенной оценке стресса как негативного события самооценка стресса имеет высокий уровень; если стрессовая ситуация косвенно оценивается как позитивное событие, самооценка стресса имеет низкий уровень. При этом позитивная оценка стресса может и выступать показателем успешного с ним совладания, и говорить о психологических защитах, препятствующих преодолению ребенком чувства тревоги и состояния напряжения. |
|
|