Харламенкова Н. Е.1, Никитина Д. А.1, Дымова Е. Н.1, Шаталова Н. Е.1Самооценка и косвенная оценка стресса и стрессовой ситуации детьми 8–12 лет
2023.
Т. 20.
№ 1.
С. 151–167
[содержание номера]
Целью настоящего исследования стало изучение степени соответствия между самооценкой и косвенной оценкой стрессового события детьми младшего школьного возраста. Участниками исследования выступили младшие школьники в количестве 132 человек в возрасте 8-12 лет, обучающиеся в 3-4-х классах одной из школ Московской области. Косвенная оценка стресса измерялась с помощью проективной методики «Цветовой тест отношений» (ЦТО) Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда, были выбраны два показателя: первый – отнесение ребенком стрессовой ситуации к области приятного (актуальная) или менее приятного (менее актуальная), второй показатель – оценка ребенком стресса как позитивного или негативного явления. Самооценка стресса (прямая оценка) измерялась с помощью детского варианта «Шкалы воспринимаемого стресса» (ШВС-Д) Б.П. Уайт (B.P. White). Результаты исследования показали, что дети в возрасте 8-12 лет способны оценивать стресс дифференцированно: негативно – как дистресс, и положительно – как эустресс. В зависимости от степени актуальности стрессовой ситуации для ребенка и негативности ее косвенной оценки показатели самооценки стресса меняются. У детей, воспринимающих стресс как актуальную для них ситуацию, при косвенной оценке стресса как негативного события самооценка стресса имеет высокий уровень; если стрессовая ситуация косвенно оценивается как позитивное событие, самооценка стресса имеет низкий уровень. При этом позитивная оценка стресса может и выступать показателем успешного с ним совладания, и говорить о психологических защитах, препятствующих преодолению ребенком чувства тревоги и состояния напряжения. |
|
|