|
2022. т. 19. №3
|
Специальная тема выпуска:
Современные методические и психодиагностические исследования
Дейнека О. С.
Вступительное слово
|
429–432
|
|
433–453
|
Проблема отношения человека к неопределенности является одной из наиболее актуальных проблем современности. В этой связи возрастает необходимость поиска адекватных и корректных способов измерения и диагностики данного конструкта. Самым распространенным методом оценки толерантности и интолерантности к неопределенности на настоящий момент являются опросники. В их числе — разработанная в 1975 г. Р. Нортоном шкала толерантности к неопределенности MAT-50 (Measurement of Ambiguity Tolerance). Несмотря на то что оригинальная методика обладает высокими психометрическими показателями и позволяет оценивать толерантность к неопределенности в широком круге ситуаций, она не была адаптирована на русскоязычной выборке. Данная работа представляет первый этап адаптации данной методики на русскоязычной выборке, а именно — анализ внутренней структуры опросника. В работе также проведена оценка ретестовой надежности и конвергентной валидности опросника. На выборке из 843 человек было показано, что шкала обладает высокой внутренней согласованностью: из восьми субшкал четыре достигли хорошего уровня внутренней согласованности. В результате конфирматорного факторного анализа не удалось подтвердить оригинальную восьмифакторную модель опросника. Эксплораторный факторный анализ методом главных компонент выявил восемь факторов, объясняющих 41.9% дисперсии. Четыре фактора хорошо интерпретируются в соответствии со следующими субшкалами: «Публичный образ», «Решение проблем», «Социальная сфера», «Привычки». Было показано, что субшкалы опросника в целом обладают хорошей ретестовой надежностью и валидностью. Адаптация методики MAT-50 на русскоязычной выборке позволит существенно дополнить и расширить данные, получаемые с помощью существующих на русском языке методик толерантности к неопределенности. |
|
454–474
|
Представлены результаты исследования по разработке и стандартизации опросника «Шкала отношения к вакцинации от COVID-19» («COVID-19 vaccine attitude scale», COVID-19 VAS). Выборку исследования составили 1965 студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры в возрасте от 16 до 60 лет, из них женщин 1592 (81%), мужчин 373 (19%), средний возраст M = 24.7, SD = 8.4, Me = 21.0. База исследования — ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». В структуру опросника вошли пять шкал, выделенные методом эксплораторного факторного анализа: шкала 1 «Польза вакцинации от COVID-19 для человека и общества», шкала 2 «Страх побочных эффектов вакцинации от COVID-19 и недоверие к информации о безопасности вакцинирования», шкала 3 «Отрицание опасности коронавируса и надежда на естественный иммунитет», шкала 4 «Уверенность в серьезных негативных последствиях вакцины от коронавируса» и шкала 5 «Неверие в доказанность эффективности российских вакцин на международном уровне». Статистически доказана конструктная валидность опросника. Конфирматорный факторный анализ показал удовлетворительное соответствие эмпирических данных структуре опросника. Шкалы коррелируют между собой на среднем уровне, направления связей соответствуют ожидаемым. Статистически подтверждена высокая внутренняя надежность всех шкал с помощью коэффициента a Кронбаха. Подтверждена удовлетворительная конвергентная валидность соответствующих шкал опросника «Шкала отношения к вакцинации от COVID-19» с естественно-научной грамотностью, интеллектом и страхом заболевания COVID-19. Все корреляции слабые, но теоретически ожидаемые и объяснимые. Статистически доказана дифференциальная валидность. Рассчитаны станайны. Опросник может быть рекомендован для применения в студенческой среде в целях подготовки, проведения и оценки результативности просветительских мероприятий по профилактике вакцинирования от COVID-19. |
|
475–493
|
На фоне биогенной угрозы (коронавирусной инфекции) многие пытались усилить контроль своей жизнедеятельности, в частности, в пищевом поведении или, напротив, превращали его в бесконтрольную аутотерапию. Для исследования изменений в пищевом поведении и связанных с ним изменений в образе жизни был избран компактный шкальный опросный инструмент индийских коллег (Kumari et al., 2020). Для адаптации вопросника и диагноза изменений в пищевом поведении россиян было выполнено эмпирическое исследование (827 респондентов от 17 до 75 лет) на фоне второй волны пандемии (ноябрь 2020 — январь 2021 г.). В инструментарий исследования были включены также модифицированная (короткая) версия опросника Т.А. Нестика «Отношение к эпидемиологической угрозе», дополненная вопросом об отношении к требованиям самоизоляции, и методика «Временные аттитюды» Ж. Нюттена в модификации К. Муздыбаева. Результаты исследования позволили подтвердить конструктную валидность и надежность вопросника изменений в пищевом поведении на фоне пандемии, а также выделить оптимальную (укрепление здоровья, иммунитета, работоспособности) и неоптимальную стратегии поведения. Кроме того, было показано, что респонденты с изменившейся в пользу здорового образа жизни стратегией поведения относятся более позитивно к своему прошлому и будущему, а к настоящему — более осмысленно. Они позитивнее и более конструктивно подходят к требованиям самоизоляции, в частности, стараясь снизить угрозы ситуации на уровне пищевого поведения, что, в свою очередь, способствует их большей эмоциональной устойчивости. |
|
494–520
|
В статье представлено описание процесса разработки и результатов валидизации новой методики «Жизненная успешность». Методика направлена на изучение компонентов жизненной успешности личности как метаресурса в системе саморегуляции. Теоретический конструкт методики разработан на основе результатов анализа социально-философских, теоретических и прикладных психологических исследований, которые позволили подойти к пониманию жизненной успешности как триадического системно-функционального образования в системе саморегуляции личности, проявляющегося в виде механизма, свойства и состояния. Этот метаресурс позволяет личности рефлексивно соотносить личные цели, ценности и смыслы с процессами и результатами субъектной активности с учетом внутренних приоритетов и складывающихся социокультурных условий. Методика состоит из четырех частей, каждая из которых измеряет определенный компонент жизненной успешности (рефлексивные механизмы, интегративные качества, эмоциональные переживания, ценности). Исследование показало (N = 705), что части обладают хорошей внутренней согласованностью (a Кронбаха 0.789–0.897), конструктной и конвергентной валидностью. Конструктная валидность подтвердилась в результате проверки моделей при помощи конфирматорного факторного анализа. Конвергентная валидность подтвердилась в результате корреляционного анализа со шкалами специально отобранных методик, которые характеризуют мотивационное и психологическое состояние, ресурсные возможности, выраженность субъектности, особенности осознанной саморегуляции поведения. Респонденты с высокими показателями жизненной успешности демонстрируют наиболее положительный мотивационный фон, удовлетворенность жизнью, экзистенциальную наполненность; проявляют такие ресурсные возможности, как жизнестойкость и готовность к изменениям; имеют высокие показатели субъектности. Неожиданным фактом явилось наличие отрицательных корреляций показателей жизненной успешности с некоторыми стилистическими показателями осознанной саморегуляции. |
|
521–542
|
Расстройства личности (РЛ) — значимая клиническая и социальная проблема, ассоциированная с существенным финансовым бременем, однако данные о распространенности конкретных типов подобных расстройств остаются противоречивыми. Чрезмерное диагностическое перекрытие различных типов РЛ, нестабильность их диагностических критериев во времени и невысокая межэкспертная согласованность ставят под сомнение валидность категориального подхода к диагностике личностных расстройств. В последнее десятилетие классификации психических расстройств постепенно переходят на дименсиональную оценку этих патологических состояний. В рамках данного подхода была создана краткая 25-пунктная версия опросника личностных расстройств для DSM-5 (PID-5-BF), позволяющая оценить выраженность дисфункциональных личностных черт. Целями настоящей работы стали проведение лингвокультурной адаптации русскоязычной версии инструмента и изучение его психометрических свойств на российской популяции пациентов с непсихотическими психическими расстройствами. В качестве статистических методов использовались эксплораторное моделирование структурными уравнениями, оценка критерия адекватности выборки Кайзера–Мейера–Олкина и критерий сферичности Бартлетта, а количество факторов определялось с помощью параллельного анализа. Критерии согласия рассчитывались методом взвешенных наименьших квадратов, скорректированных по среднему и дисперсии, с косоугольным эквимакс-вращением. Результаты исследования свидетельствуют о хороших психометрических свойствах опросника и подтверждают транскультурный характер патологических личностных черт, выявляемых с помощью PID-5-BF. Русскоязычная версия PID-5-BF показала хорошую внутреннюю согласованность всего опросника, а также сохранила пятифакторную модель патологических личностных доменов, представленных в DSM-5, которая была предложена авторами оригинальной версии. Таким образом, опросник может быть использован в клинической практике и в исследовательских целях у русскоязычных пациентов. |
Статьи
|
543–561
|
Вводится понятие «индивидуальный способ действия» — индивидуально-устойчивая процессуальная характеристика выполнения действия, обусловленная сложным взаимодействием объективных условий деятельности и психических свойств самого субъекта. Рассматриваются индивидуальные различия младших школьников в способах выполнения ими регулятивных учебных действий. В соответствии с методологией деятельностного подхода индивидуальные способы регулятивных учебных действий младших школьников изучались в процессе осуществления ими учебной деятельности на предметном содержании обычных школьных уроков. Цель исследования — выявить факторы, обусловливающие индивидуальные способы осуществления регулятивных учебных действий и их изменение у младших школьников разных возрастов. Была разработана серия экспериментальных уроков, на которых испытуемые самостоятельно овладевали учебным содержанием — осуществляли действия планирования, учения, контроля и оценки своего научения выбранными средствами и способами. На каждом уроке каждый испытуемый мог самостоятельно выбрать из числа предложенных средство и способ выполнения любого учебного действия. В общей сложности было проведено 60 уроков русского языка и математики. Выборку составили 175 человек, из них 78 — ученики второго класса, 46 — третьего, 51 — четвертого. Из этого числа 68 испытуемых изучались в течение нескольких лет. Результаты показали, что у преобладающего большинства младших школьников разных возрастов сложились индивидуальные способы учебных действий. Они обусловлены внутренними факторами (совокупностью отношений учащихся к условиям учения, к другим людям и к себе как к ученику), выступающими во взаимодействии с внешними обстоятельствами — предметным содержанием и изменяющейся ситуацией учения. Способы действий изменяются не только под влиянием изменяющихся условий деятельности, но и в результате роста и развития самих учащихся. Метод и полученные результаты исследования могут быть использованы в целях индивидуализации обучения. |
|
562–586
|
В работе исследуются показатели эмоциональной окраски газетных новостей по тематике коронавирусной эпидемии, публиковавшихся в различных странах в наиболее яркий период начала эпидемии. Общая выборка составляет 12 000 новостных записей, опубликованных в период с 1 по 30 марта 2020 г. на итальянском, немецком, французском и русском языках. Среди рассматриваемых стран наиболее стабильной тональность публикуемых новостей наблюдалась в России, преимущественно негативная тональность новостных записей наблюдалась во Франции, а позитивная — в Италии. Показано, что тональность новостей в наибольшей степени связана с ростом пандемии, а не с абсолютными показателями ее распространения. Эмоциональный тон прессы в большей степени определялся общемировыми событиями, связанными с пандемией, чем распространением заболевания внутри собственной страны. Величина «временнjго окна», в период которого пресса сохраняла тональность публикуемых новостей, составляла 3–4 дня. С использованием метода иерархической регрессии были построены модели, предсказывающие тональность прессы следующего дня для каждой из анализируемых стран: Франция (R2 = 0.78), Италия (R2 = 0.75), Германия (R2 = 0.76), Россия (R2 = 0.85). Для Франции и Италии наиболее значимый вклад в эту тональность вносят параметры распространения эпидемии в мире в предшествующие 3 дня и эмоциональная тональность локальных СМИ в предыдущие 3 дня. Для Германии бjльшую объяснительную силу имеет показатель эмоционального тона прессы в предыдущие 4 дня, а также эмоциональный тон итальянских СМИ в предшествующие 1–2 дня. В России можно отметить влияние общемировых показателей распространения эпидемии и эмоциональный тон СМИ в предыдущие дни. |
|
587–605
|
Цель статьи — изучить, изменятся ли психологические показатели динамической системы интеллектуально-личностного потенциала старшеклассников и направленность принимаемых ими решений (этичных/коррупционных) в ситуациях коррупционного риска (КР), регулируемых системой, после изменения одного из ее когнитивных компонентов (способности распознавать коррупцию) в результате управляемого онлайн-обучения. В процессе онлайн-обучения участники экспериментальной группы усваивали знания о признаках коррупции и действиях, необходимых для ее распознавания в проблемных ситуациях. Сравнивались следующие показатели развития до и после онлайн-обучения: способность распознавать коррупцию (авторский кейс-тест), представления о коррупции (авторский опросник), понимание эмоций и умение управлять эмоциями (задания теста Мэйера—Сэловея— Карузо). Также оценивалось изменение предпочитаемых альтернатив принимаемых решений в ситуациях КР (авторские моральные дилеммы): этичные или коррупционные решения с моральной ориентацией справедливости или заботы. После обучения значимо изменились психологические показатели внутри изучаемой системы (способность распознавать коррупцию, представления о коррупции, понимание эмоций и управление эмоциями), а также предпочитаемые старшеклассниками альтернативы принимаемых решений в ситуациях КР. Сравнение учащихся с высокими, средними и низкими показателями формируемой способности распознавать коррупцию (критерий x2 Пирсона, p < 0.01) указывают на то, что повышение уровня ее развития приводит к значимым изменениям их представлений о коррупции (когнитивный компонент системы принятия решений в ситуациях КР). Старшеклассники с высоким и низким уровнем развития представлений о коррупции значимо различаются (U-критерий Манна—Уитни, p < 0.05) по предпочтению этичных решений в ситуациях КР. Полученные результаты свидетельствуют о том, что обучение, реализуемое в формате группового онлайн-тренинга, эффективно для развития когнитивного и личностного компонентов системы принятия решений в ситуациях КР, а также для изменения вектора предпочитаемых старшеклассниками альтернатив в сторону этичных решений. |
|
606–625
|
Статья посвящена мало исследованной в психологии личности проблеме Я-неизвестного. Автор обращается к «Исповеди» Аврелия Августина как источнику психологического знания о Я-неизвестном, обосновывает новые возможности данного текста для изучения личности. В исследовании Я-неизвестного применяется персонологическая методология, предполагающая единство референций к тексту культуры и его герменевтическому анализу, к теоретическому психологическому знанию о личности и к индивидуальному опыту самопознания, имеющему всечеловеческую ценность. Разработана и использована концептуальная модель герменевтики Я-неизвестного в тексте «Исповеди». С помощью данной модели осуществлены экспликация, анализ и синтез самовысказываний Августина, касающихся незнаемого Я. Представлена авторская рефлексивно-герменевтическая модель Я-неизвестного Аврелия Августина. Для обоснования научной новизны исследования рассмотрены основные направления изучения «Исповеди» в современных научных контекстах: философском, культурологическом, психологическом. В результате исследования получены новые герменевтические данные, указывающие на значительный вес темы Я-неизвестного в тексте «Исповеди»; на осмысление Августином незнания себя в различных областях внешней и внутренней жизни, в отношениях к себе, к другим и к высокозначимому Другому; на психологически утонченную феноменологию проживания Августином неизвестности себя; на многообразие ипостасей и структурных образующих Я, представляющих для Августина предметы, «фокусы» незнания; на индивидуальную и культурную ценность самопознания, осуществляемого в непрерывном рефлексивном диалоге с Богом как Другим; на глубину и интимность обращения Августина к Богу в качестве Ты как условие открытия неизвестности себя; на отношение Августина к Ты, полагаемому в качестве источника преодоления незнания себя и обновления самотождества Я; на достижение откровений о себе в вопрошании, мольбе и покаянии перед Ты; на такое богатство и предел самотождества и такое «самозавершение» в самопознании, при которых Я может «наполниться» и «слиться» с высшим Другим. |
Обзоры и рецензии
|
626–641
|
Настоящая статья содержит обзор современных исследований развития понятий в младенческом возрасте и раннем детстве. Понятия лежат в основе таких фундаментальных когнитивных функций человека, как мышление, решение задач, планирование и принятие решений. Изучение формирования детьми понятий набирает в последнее время все бjльшую популярность в психологии когнитивного развития. Основные вопросы заключаются в определении типа категорий, доступных детям для научения, в установлении возрастных границ, в которых это научение обычно происходит, а также переменных, влияющих на успешность научения. В обзоре представлены ключевые современные исследования, демонстрирующие, что развитие понятий и категорий в младенческом и раннем возрастах является основой для многих когнитивных процессов, связанных с речью и языком. Обсуждаются вопросы о возможностях использования речи и вербализации для развития способности к категоризации и категориальному научению в разных возрастах, о том, может ли тренировка способности к вербализации помогать детям в более раннем возрасте осваивать разные типы категорий и осознавать правило категоризации. Эффекты ранней категоризации структурированы в обзоре относительно двух направлений изучения развития понятий: теории множественных систем научения и проблематики развития уровней категоризации. Описаны структурные и функциональные особенности довербальной категоризации, наблюдаемой в младенческом периоде. Показано, что развитие понятий и категорий в раннем возрасте, после освоения речи, поддерживает образование базовых когнитивных функций: долговременной памяти, селективного и распределенного внимания и индуктивного вывода. Представленные в обзоре современные экспериментальные данные и теоретические концепции практически не освещены в отечественной литературе. |
|
642–656
|
Целью статьи является описание возможностей использования Mindfulness-фундированных техник в деятельности практического психолога по развитию креативного мышления и творческого потенциала детей и подростков. Раскрыто понятие практик осознанности (Mindfulness), обозначены характерные особенности и базовые принципы данного метода. Проведен краткий аналитический обзор результатов зарубежных работ, посвященных роли программ Mindfulness в творческом развитии личности. Обобщен исследовательский потенциал технологии в сфере улучшения когнитивного функционирования: развития фокусировки, точности, эффективности внимания, скорости обработки информации, рабочей памяти. Проанализированы результаты исследований о положительном воздействии данных программ на психическое благополучие детей, способствующее большей продуктивности их познавательных процессов. Описан опыт включения метода в консультативную и психокоррекционную работу психолога с детьми и подростками. Приведены основные группы техник, которые могут использоваться в деятельности специалиста-практика, а также идеи, которые могут быть расширены и дополнены в целях разработки авторских упражнений для индивидуальной работы по развитию творческого потенциала. Отмечены особенности применения практик Mindfulness в детском коллективе. Материалы статьи могут быть использованы практическими психологами, педагогами-психологами школ в разработке развивающих и коррекционных программ для детей различных возрастов, а также при подготовке занятий для педагогов по обучению методам формирования креативного мышления у учащихся. Описанный опыт использования может служить основой для психологов-исследователей в сфере изучения эффективности практик осознанности. Помимо этого, представленные материалы могут применяться в сфере оказания психологической помощи digital-формата, например, при разработке мобильного приложения на базе Mindfulness-подхода. |
|
|