Зайцев С. В.1Характеристика индивидуальных способов выполнения регулятивных учебных действий младшими школьниками (2−4 классы)
2022.
Т. 19.
№ 3.
С. 543–561
[содержание номера]
Вводится понятие «индивидуальный способ действия» — индивидуально-устойчивая процессуальная характеристика выполнения действия, обусловленная сложным взаимодействием объективных условий деятельности и психических свойств самого субъекта. Рассматриваются индивидуальные различия младших школьников в способах выполнения ими регулятивных учебных действий. В соответствии с методологией деятельностного подхода индивидуальные способы регулятивных учебных действий младших школьников изучались в процессе осуществления ими учебной деятельности на предметном содержании обычных школьных уроков. Цель исследования — выявить факторы, обусловливающие индивидуальные способы осуществления регулятивных учебных действий и их изменение у младших школьников разных возрастов. Была разработана серия экспериментальных уроков, на которых испытуемые самостоятельно овладевали учебным содержанием — осуществляли действия планирования, учения, контроля и оценки своего научения выбранными средствами и способами. На каждом уроке каждый испытуемый мог самостоятельно выбрать из числа предложенных средство и способ выполнения любого учебного действия. В общей сложности было проведено 60 уроков русского языка и математики. Выборку составили 175 человек, из них 78 — ученики второго класса, 46 — третьего, 51 — четвертого. Из этого числа 68 испытуемых изучались в течение нескольких лет. Результаты показали, что у преобладающего большинства младших школьников разных возрастов сложились индивидуальные способы учебных действий. Они обусловлены внутренними факторами (совокупностью отношений учащихся к условиям учения, к другим людям и к себе как к ученику), выступающими во взаимодействии с внешними обстоятельствами — предметным содержанием и изменяющейся ситуацией учения. Способы действий изменяются не только под влиянием изменяющихся условий деятельности, но и в результате роста и развития самих учащихся. Метод и полученные результаты исследования могут быть использованы в целях индивидуализации обучения.
|
|
|