Погожина И. Н.1, Сергеева М. В.1Психологические показатели системы принятия решений в ситуациях коррупционного риска и их изменение в результате обучения
2022.
Т. 19.
№ 3.
С. 587–605
[содержание номера]
Цель статьи — изучить, изменятся ли психологические показатели динамической системы интеллектуально-личностного потенциала старшеклассников и направленность принимаемых ими решений (этичных/коррупционных) в ситуациях коррупционного риска (КР), регулируемых системой, после изменения одного из ее когнитивных компонентов (способности распознавать коррупцию) в результате управляемого онлайн-обучения. В процессе онлайн-обучения участники экспериментальной группы усваивали знания о признаках коррупции и действиях, необходимых для ее распознавания в проблемных ситуациях. Сравнивались следующие показатели развития до и после онлайн-обучения: способность распознавать коррупцию (авторский кейс-тест), представления о коррупции (авторский опросник), понимание эмоций и умение управлять эмоциями (задания теста Мэйера—Сэловея— Карузо). Также оценивалось изменение предпочитаемых альтернатив принимаемых решений в ситуациях КР (авторские моральные дилеммы): этичные или коррупционные решения с моральной ориентацией справедливости или заботы. После обучения значимо изменились психологические показатели внутри изучаемой системы (способность распознавать коррупцию, представления о коррупции, понимание эмоций и управление эмоциями), а также предпочитаемые старшеклассниками альтернативы принимаемых решений в ситуациях КР. Сравнение учащихся с высокими, средними и низкими показателями формируемой способности распознавать коррупцию (критерий x2 Пирсона, p < 0.01) указывают на то, что повышение уровня ее развития приводит к значимым изменениям их представлений о коррупции (когнитивный компонент системы принятия решений в ситуациях КР). Старшеклассники с высоким и низким уровнем развития представлений о коррупции значимо различаются (U-критерий Манна—Уитни, p < 0.05) по предпочтению этичных решений в ситуациях КР. Полученные результаты свидетельствуют о том, что обучение, реализуемое в формате группового онлайн-тренинга, эффективно для развития когнитивного и личностного компонентов системы принятия решений в ситуациях КР, а также для изменения вектора предпочитаемых старшеклассниками альтернатив в сторону этичных решений.
|
|
|