Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 101а

Е-mail:
hsejournal.psychology@gmail.com

 


Организационная психология

Погожина И. Н.1, Сергеева М. В.1
  • 1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1

Психологические показатели системы принятия решений в ситуациях коррупционного риска и их изменение в результате обучения

2022. Т. 19. № 3. С. 587–605 [содержание номера]
Цель статьи — изучить, изменятся ли психологические показатели динамической системы интеллектуально-личностного потенциала старшеклассников и направленность принимаемых ими решений (этичных/коррупционных) в ситуациях коррупционного риска (КР), регулируемых системой, после изменения одного из ее когнитивных компонентов (способности распознавать коррупцию) в результате управляемого онлайн-обучения. В процессе онлайн-обучения участники экспериментальной группы усваивали знания о признаках коррупции и действиях, необходимых для ее распознавания в проблемных ситуациях. Сравнивались следующие показатели развития до и после онлайн-обучения: способность распознавать коррупцию (авторский кейс-тест), представления о коррупции (ав­тор­ский опросник), понимание эмоций и умение управлять эмоциями (задания теста Мэйера—Сэловея— Карузо). Также оценивалось изменение предпочитаемых альтернатив принимаемых решений в ситуациях КР (ав­тор­ские моральные дилеммы): этичные или коррупционные решения с моральной ориентацией справедливости или заботы. После обучения значимо изменились психологические показатели внутри изучаемой системы (способность распознавать коррупцию, представления о коррупции, понимание эмоций и управление эмоциями), а также предпочитаемые старшеклассниками альтернативы принимаемых решений в ситуациях КР. Сравнение учащихся с высокими, средними и низкими показателями формируемой способности распознавать коррупцию (критерий x2 Пирсона, p < 0.01) указывают на то, что повышение уровня ее развития приводит к значимым изменениям их представлений о коррупции (когнитивный компонент системы принятия решений в ситуациях КР). Старшеклассники с высоким и низким уровнем развития представлений о коррупции значимо различаются (U-критерий Манна—Уитни, p < 0.05) по предпочтению этичных решений в ситуациях КР. Полученные результаты свидетельствуют о том, что обучение, реализуемое в формате группового онлайн-тренинга, эффективно для развития когнитивного и личностного компонентов системы принятия решений в ситуациях КР, а также для изменения вектора предпочитаемых старшеклассниками альтернатив в сторону этичных решений.
BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss