|
2022. т. 19. №1
|
Специальная тема выпуска:
Психологические конструкты в образовании: контекст и перспективы
Орел Е. А.
Вступительное слово
|
5–7
|
|
8–25
|
Систематизация результатов популяционного тестирования населения европейских стран и США показала рост IQ во второй половине ХХ в. (эффект Флинна), который с середины 1990-х гг. стал замедляться или приобретать обратную динамику. Целью нашего исследования был анализ временнjй динамики показателей вербального, математического и зрительно-пространственного компонентов интеллекта у мужчин и женщин, выбравших для обучения инженерные, математические или гуманитарные специальности. В тестировании структуры IQ участвовали 3590 студентов I курса (17.6 ± 1.0 года) разных факультетов российского университета в период с 1991 по 2012 г. Установлено, что в разница в показателях IQ между когортами молодых людей (одни были обследованы в период 2002–2012 гг., другие — с 1991 по 2001 г.) зависит от факторов: пол, выбранная для обучения в университете специальность, уровень вербальных, арифметических, зрительно-пространственных способностей и памяти. Эффект Флинна для общего IQ обнаружен у студентов математических специальностей, тогда как для студентов-гуманитариев наблюдается его инверсия. Гетерогенность эффекта Флинна при сравнении периодов с 2001 по 2012 г. и с 1991 по 2001 г. проявляется в росте показателей арифметического компонента интеллекта и ухудшении кратковременной памяти. Было выявлено, что у студентов-математиков улучшились показатели всех компонентов интеллекта, за исключением памяти; у инженеров — вербального и арифметического компонентов и ухудшилась кратковременная память; а у гуманитариев снизились показатели и вербального IQ, и кратковременной памяти. Полученные результаты анализа интеллектуальных способностей детей, родившихся в 1974–1996 гг., позволяют предположить, что особенности временнjй динамики IQ могут быть обусловлены изменениями в системе образования и социально-экономическом статусе семьи, произошедшими в России в период перестройки, а также в связи с интенсивным развитием информационных технологий. |
|
26–44
|
Вынужденный массовый переход учебных учреждений на полностью или частично дистанционный формат обучения связан с жалобами студентов на трудности в учебе, со снижением ее эффективности и интереса к ней. Цель исследования — построение предсказательной модели психологических (благополучие, учебная мотивация, тревога, связанная с пандемией) и пользовательских (пользовательская активность, цифровая компетентность, отношение к технологиям) предикторов снижения удовлетворенности учебой, субъективной компетентности в учебе и увлеченности у студентов в условиях дистанционного обучения во время пандемии. В декабре 2020 г. у 220 студентов II–VI курсов вузов оценивались трудности в учебе и воспринимаемая административная поддержка во время локдауна весной 2020 г.; субъективная компетентность, удовлетворенность учебой и увлеченность до пандемии и в настоящее время; удовлетворенность жизнью, позитивные и негативные эмоции; учебная мотивация; тревога, связанная с пандемией; пользовательская активность; цифровая компетентность; отношение к технологиям; стремление к использованию в обучении цифровых средств. Согласно результатам, у студентов ситуация пандемии привела к снижению удовлетворенности учебой, субъективной компетентности и увлеченности, а также вызвала средние по выраженности трудности в учебе. Более выраженные трудности в учебе в период пандемии отмечают студенты с высоким уровнем негативных эмоций, меньшей интегрированной учебной мотивацией, выраженной тревогой из-за перехода на дистанционное обучение, из-за нарушения безопасности и приватности при использовании онлайн-формата. Снижение удовлетворенности учебой, компетентности и увлеченности оказалось максимальным у студентов с более низким уровнем позитивных эмоций, более высокими показателями амотивации в отношении учебы, тревогой из-за перехода на дистанционное обучение и нарушений приватности и безопасности, меньшим стремлением к использованию в процессе своего образования цифровых средств. Снижение субъективной компетентности и увлеченности учебой сильнее выражено у студентов с высоким уровнем технофилии, что может объясняться тем, что такие студенты чаще отвлекаются от онлайн-учебы. |
|
45–60
|
В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого являлось изучение особенностей связи различных компонентов межкультурной компетентности и самоэффективности педагогов, работающих с инокультурными учениками. В рамках данной работы межкультурная компетентность понимается как сложное многосоставное понятие, включающее в себя четыре базовых компонента: межкультурный интерес, межкультурную стабильность, отсутствие этноцентризма, а также управление межкультурным взаимодействием. Помимо этого, в ситуации непосредственного взаимодействия с представителями иных культур, кроме самооценки межкультурной компетентности, значимым представляется учет поведенческих выборов педагога в ситуации межкультурной коммуникации. Таким образом, в основу исследования была положена гипотеза о том, что межкультурная стабильность, межкультурный интерес, управление межкультурным взаимодействием и отсутствие этноцентризма являются предикторами самоэффективности педагога. При этом связь межкультурной компетентности педагога в форме поведенческих предпочтений и самоэффективности опосредствована компонентами оценки респондентами своей межкультурной компетентности. В исследовании приняли участие российские педагоги Белгородской и Свердловской областей (1261 человек). В исследовании были использованы: Интегративный опросник межкультурной компетентности (ИМКК) — тестовая методика, позволяющая дать оценку межкультурной компетентности педагога; Тест ситуационных суждений «Измерение межкультурной компетентности педагога» (ТСС-МКК) — набор кейсов, с помощью которого можно выявить поведенческие особенности межкультурной компетентности педагогов; Опросник «Самоэффективность педагога в работе с иностранными студентами» — методика, направленная на определение степени уверенности респондента в том, насколько успешно он осуществляет работу с инокультурными учениками. Анализ результатов исследования показал, что предикторами самоэффективности учителя в условиях мультикультурной среды являются такие компоненты межкультурной компетентности, как межкультурная стабильность, межкультурный интерес и управление межкультурным взаимодействием. |
|
61–75
|
В статье предпринимается попытка обосновать возросшее внимание к измерению и развитию социально-эмоциональных навыков учащихся. Этим термином исследователи называют индивидуальные характеристики, проистекающие из биологических предиспозиций и факторов окружающей среды и концептуально не зависящие от когнитивных навыков, при этом связываемые с социальным благополучием человека. В статье подчеркивается важность основного положения о возможности развития данного вида навыков. Теоретической основой статьи выступает концепция дисциплинирующего общества М. Фуко, связывающая сбор данных о латентных характеристиках индивида и усиление контроля над ним как над «производительным телом». Развитие социально-эмоциональных навыков при этом рассматривается как способ достижения общественного блага в контексте неолиберальной парадигмы. Авторы указывают на многомерность современных представлений об индивиде как политическом субъекте, обладающем агентностью и способностью нести ответственность за свои жизненные обстоятельства в рамках неолиберального этоса, а также теоретических представлений о личности отечественных и зарубежных психологов. Предполагается, что достижение успеха требует развития у индивидов определенных навыков и характеристик, а значит, формируется имплицитный социальный заказ на их развитие со стороны национальных образовательных систем. Особое внимание уделено проблеме неравенства. В статье формулируются две функции развития социально-эмоциональных навыков: дисциплинирующая функция и функция уменьшения социального неравенства. Наконец, в статье анализируются наиболее значимые на сегодняшний день рамки социально-эмоциональных навыков, рассматривается их становление и развитие. Область формирования и оценивания социально-эмоциональных навыков давно вышла за пределы психологии и стала мультидисциплинарной. Авторы ставят своей целью вовлечь профессиональное психологическое сообщество в обсуждение этих процессов, чтобы утвердить более тонкое понимание механизмов, определяющих поведение человека. |
Статьи
|
76–92
|
В основе представленного исследования лежит предположение о том, что значимые и памятные ностальгические переживания (воспоминания, актуализирующие опыт счастливых, радостных, светлых моментов прошлого) у приверженцев загородной и городской жизни имеют различное содержание. Исследование проводилось методом онлайн-опроса. Итоговую выборку составили 172 человека, среди которых 57 отнесли себя к приверженцам жизни в мегаполисе, 70 — к любителям загородной жизни без планов переезда, 45 — к тем, кто переехал или готовится к переезду за город. Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что значимые ностальгические воспоминания приверженцев жизни в мегаполисе и приверженцев загородной жизни тематически различаются. Для приверженцев жизни в мегаполисе ностальгические воспоминания о загородном мире менее значимы (U = 2328.0, p = 0.002), (H = 9.987, p = 0.007). С высокой степенью вероятности можно говорить о сопряженности ностальгических воспоминаний «загородный мир» и «я в детстве и юности» (rs = 0.279, p = 0.000), а также «загородный мир» и «музыка/песни» (rs = 0.158, p = 0.037). Предположение о большей суверенности загородных жителей и ее связанности с ностальгическими воспоминаниями подтвердилось частично, в целом результаты позволяют обозначить такую тенденцию. Отсутствие различий в показателях удовлетворенности жизнью у приверженцев загородной и городской жизни подтвердилось в исследовании, как и меньшая удовлетворенность жизнью у тех, кто любит загород, но не планирует переезд (U = 1335.0, p = 0.001), что соотносится с результатами, полученными ранее. Обозначены проблемы исследования имплицитных жизненных смыслов с помощью тестов и возможные перспективы исследования, включающие инструменты качественной методологии. Полученные результаты указывают на важность исследования ностальгического переживания бывших горожан как конституирующего переживания их жизненного мира. |
|
93–109
|
В статье представлены результаты исследования агрессивности и социально-перцептивного образа полиции и чиновников в сознании молодых людей. Исследование опирается на опрос 6563 молодых людей в возрасте от 16 до 19 лет, из которых 42% мужчин (2759 чел.) и 58% женщин (3804 чел.). Опрос был проведен в восьми российских регионах. Авторы используют оригинальную методику оценки восприятия индивидами социального окружения — «80 прилагательных», а также разработанный на ее основе коэффициент позитивного восприятия. Анализ данных показал, что в молодежной аудитории проявляются эффекты агрессивности по отношению к полиции, восприятие молодежью чиновников не показало значимой связи с исследуемыми психологическими параметрами. При этом сильнее всего с негативным восприятием связана реактивная агрессивность, возникающая как ответная реакция на внешнюю агрессию или угрозу. Также установлено, что отрицательное восприятие правоохранительных органов с 1996 по 2016 г. значимым образом не изменилось, а следовательно, характеризуется высокой степенью инертности и устойчивости. Кроме того, укоренившийся в психологии тезис о влиянии полноты семьи на агрессивность личности не нашел своего подтверждения в исследовании. Вместе с тем молодые люди, воспитанные двумя родителями, демонстрируют меньший уровень застенчивости и могут более успешно преодолевать трудности социализации. Анализ экзогенных факторов агрессивности показал связь между агрессией респондентов и размером города. В больших и густонаселенных городах молодые люди более склонны к агрессии, чем их сельские сверстники. |
|
110–123
|
Абстрактные слова из-за отсутствия материальных референтов сложнее запоминать и обрабатывать, чем конкретные (эффект конкретности). В настоящей работе мы исследовали данный эффект, оценивая результаты усвоения конкретных и абстрактных слов, значение которых передано через текстовый или графический контекст. Пять заданий, включая Свободное воспроизведение, Узнавание, Лексическое решение, Формулировку и Выбор определений, были использованы для оценки успешности усвоения как словоформ, так и семантики. Внутригрупповой анализ выявил эффект конкретности в обеих экспериментальных группах. Однако он был более выражен после графического, чем текстового предъявления (в трех заданиях против одного), поддерживая ключевую роль невербальной (образной) системы в изучении конкретных слов. Межгрупповой анализ выявил более точное Воспроизведение и Определение конкретных существительных, а также лучшую производительность обоих типов слов с точки зрения качества Определения в графической группе по сравнению с текстовой. Однако участники из текстовой группы распознавали новые абстрактные слова лучше, чем участники из графической. Более того, после поправок Бонферрони межгрупповые различия остались значимыми только по отношению к качеству Определения абстрактных слов. Результаты показали, что (1) обработка конкретных и абстрактных слов может иметь частично различающиеся когнитивные механизмы и (2) зрительные ассоциации могут играть решающую роль в усвоении семантики, особенно в случае конкретных слов. |
|
124–149
|
В настоящей работе представлены результаты экспериментального исследования индивидуальных лидерских качеств в контексте кооперативных взаимодействий в мужских коллективах. Эксперимент проводился на основе экономической игры «Общественное благо», в условиях взаимодействий «лицом к лицу», в группах, состоявших из четырех незнакомых друг с другом молодых мужчин. Экспериментальная игра включала взаимодействия как без коммуникации между участниками, так и при прямом вербальном общении, что позволило оценить индивидуальные кооперативные стратегии, лидерский потенциал и особенности невербальной коммуникации во время кооперативных взаимодействий. Помимо индивидуальных поведенческих характеристик, в исследовании также рассматривались психологические особенности участников и полиморфизм гена рецептора окситоцина (OXTR rs53576) в качестве потенциального маркера индивидуальной социабельности. Результаты исследования показали, что лидеры (в отличие от не-лидеров) в игре чаще всего прибегали к стратегии безусловной кооперации (альтруизму), также им были свойственны повышенная позитивная мимическая экспрессивность и более высокие баллы по шкале экстраверсии (опросник самооценки NEO-FFI). Однако часть лидеров (25%) оказались обманщиками (применяли стратегию обмана в кооперативных взаимодействиях). Их отличительными чертами были: самые высокие баллы по шкале экстраверсии, чрезмерная активность в переговорах во время игры, чрезмерная позитивная невербальная экспрессивность. Поскольку поведение лидеров-обманщиков было высокоэффективным, мы склонны интерпретировать его как свидетельство использования невербальных позитивных сверхстимулов в поведении человека. Также лидеры-обманщики характеризовались специфическим OXTR rs53576 генотипом (преимущественно гетерозиготы AG). Гомозиготный GG вариант этого локуса считается ассоциированным с просоциальностью, а AA, напротив, — со скудными социальными способностями. Гетерозиготный вариант AG, возможно, позволяет его носителям сочетать такие поведенческие качества, как повышенная коммуникабельность и асоциальное поведение (обман). Наш результат согласуется с существующими в литературе сведениями о роли OXTR rs53576 в социальном поведении человека, однако его следует рассматривать как предварительный ввиду относительно маленького размера выборки для исследования генетики поведения. |
|
150–168
|
Важную роль в вынесении суждений играет эвристика беглости обработки информации. Беглость обработки может происходить как из релевантных, так и из нерелевантных источников и, следовательно, помогать в вынесении суждения или, напротив, приводить к ошибкам. Основной вопрос настоящего исследования — могут ли люди различать беглость обработки, производную из концептуального или перцептивного источников. В исследовании использовалась методика научения искусственным грамматикам. Мы варьировали грамматичность и перцептивную зашумленность стимулов, а также инструкцию классификации стимульных строк по грамматичности или субъективной легкости их прочтения. Было обнаружено влияние обоих факторов на суждения о грамматичности: соответствующие усвоенной грамматике и находящиеся в условиях низкой перцептивной зашумленности строки чаще оценивались как грамматические. Однако на суждения о субъективной легкости прочтения обнаружено влияние лишь перцептивного фактора: менее зашумленные строки чаще оценивались как легкие для прочтения. Полученные результаты согласуются с представлением о том, что беглость обработки может делать вклад в эффекты имплицитного научения. Предполагается, что эвристика беглости обработки играет роль дополнительного источника суждений в случае нехватки эксплицитных знаний. Возможно, перцептивная зашумленность несла достаточно эксплицитной информации для вынесения суждения о легкости чтения и применение дополнительных эвристик не потребовалось. Другое возможное объяснение результатов связано с идеей стадиальности когнитивных процессов, где перцептивная обработка характеризуется обязательностью исполнения, в отличие от концептуальной. В целом результаты исследования в большей степени соотносятся с гипотезой о невозможности различения источников беглости обработки на субъективном уровне. |
Обзоры и рецензии
|
169–182
|
В обзоре представлена теория М. Грациано, изложенная в книге «Сознание и социальный мозг». Определены ее новизна и существенные особенности концептуальной идентификации сознания. Осуществлено сопоставление основных положений «теории схемы внимания» с рядом других концепций сознания. Авторская композиция оснований теории достаточно представительна и охватывает нейронаучные, когнитивные, клинические, психологические и иные данные науки. Базовым понятием в оформлении теории Грациано является «внимание» в нейронаучной трактовке. Автор усматривает восемь существенных моментов сходства внимания и сознания: целенаправленность (интенциональность) сознания как эквивалент направленности, т.е. сфокусированности внимания; единая субстанция или источник сознания (Я как функция мозга) и внимания (селективная функция мозга); избирательность в проявлениях как сознания, так и внимания; градуированность, т.е. отчетливая дифференциация: центр — периферия в работе сознания и внимания; равная связь сознания и внимания с процессами памяти, перцепции, аффекта, мышления и др.; равная связь с действием и поведением; равная «глубина погружения» в информационное пространство; невозможность сознания без внимания. Отличие такой идентификации сознания от ранее предлагавшихся в классической и в современной когнитивной психологии сознания состоит в новом структурном оформлении внимания, что позволяет автору усмотреть ряд преимуществ своей теории в сравнении с другими информационными и социальными теориями сознания. Это, в частности, перспектива преодоления известного со времен Декарта дуализма, получившего наименование трудной проблемы в современной науке о сознании, а также обоснованная автором реципрокность индивидуального и социально-перцептивного сознания. Категории информации и репрезентации в равной мере важны для авторских положений о соответствующих процессах моделирования и оформления сознания, однако функции репрезентации не вполне ясно обозначены. Новая концепция сознания обогащает пространство современных исследований сознания – одной из самых сложных проблем современной науки. |
|
183–194
|
Цель обзора зарубежной литературы — провести ревизию актуальных в пандемию COVID-19 концептов солидарности в психологии и смежных науках, сфокусировавшись на роли медиа. Солидарность рассматривается как сложный социально-психологический конструкт, который включает установки на сотрудничество, эмпатию, образ благополучного будущего, план совместного действия, навыки взаимопомощи и др. Ядром конструкта является групповая идентичность, через ее валентность (положительную или отрицательную) задается вектор единения-разъединения людей. Солидарность рассматривается как ресурс не только групповой динамики, но и личностного развития. Она может быть позитивной («за что-то») и негативной («против кого-то») в зависимости от валентности идентичности, которая формируется или поддерживается медиа. Роль медиа в процессах солидаризации населения не всегда осознается и обозначается исследователями. Показано, что в кризисные моменты медиа могут создавать инфодемию, усиливать тревожность, стресс, неадекватное поисковое поведение, стимулировать отрицательную солидарность. Психологическими предпосылками инфодемии остается потребность в контроле, снижении неопределенности, сохранении позитивной идентичности, групповой защите. Сходные механизмы работают при формировании солидарности, потребность в которой актуализируют, но не используют медиа. Недооценивается роль социальных сетей в стихийной консолидации групп: виртуальные слабые и латентные связи интенсифицируются в условиях катастроф и могут быть использованы для информирования населения и проведения тренингов в условиях карантина. В задачи официальных медиа в период стихийных бедствий также должны входить научно обоснованное просвещение, формирование и усиление солидарных установок в обществе в тесном контакте с академическими институтами. |
|
195–215
|
В статье представлен обзор работ по изучению взаимосвязи психологических характеристик и акустических свойств голоса. Приводятся историческая справка развития данной области исследований, основные аудиохарактеристики речи, использующиеся для анализа голоса в современных исследованиях (частота основного тона, интенсивность и скорость речи), данные исследований об акустико-просодических характеристиках эмоций, намерений и личностных свойств (лидерские качества, харизматичность, диспозиции Большой пятерки). Показано, что негативные эмоции по голосу распознаются лучше, чем положительные, наиболее точно распознаются гнев и грусть. Рассматриваются аудиокорреляты таких измерений эмоций, как валентность и активация. Описаны акустико-просодические характеристики не только базовых эмоций (гнев, счастье, грусть, страх, отвращение, удивление), но и эмоций, имеющих менее интенсивный характер, – раздражение, уступчивость, безразличие. Так же как и эмоциональная речь, комбинацией акустических свойств обладают невербальные вокализации, которые тоже могут быть спрогнозированы на основе их физических свойств. Показано, что восприятие харизматичной речи обусловлено сочетанием просодических и лексических свойств речи и роль аудиальных характеристик в распознавании харизматичности ниже, чем при распознавании эмоций, где более заметную роль играют именно голосовые характеристики, нежели лексическое содержание. При оценивании черт Большой пятерки с помощью экспертных оценок у экстраверсии было обнаружено наибольшее число значимых корреляций с акустико-просодическими и аудиальными признаками. Рассматриваются исследования в области автоматического распознавания личности и эмоций по голосу с помощью машинного обучения и нейросетей, где в последнее время наблюдается интерес к данной теме. Современные технологии позволяют предсказывать личностные свойства с большой точностью, однако работы в этой области редко бывают основаны на той или иной теоретической модели. В заключение подчеркивается необходимость теоретического осмысления получаемых эмпирических результатов. |
|
|