Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 101а

Е-mail:
hsejournal.psychology@gmail.com

 


Организационная психология

Павлова О. С.1, Хухлаев О. Е.2, Бучек А. А.1, Александрова Е. А.1, Гаврюшина . К.1, Кривцова А. .1, Лейбман И. Я.1, Шорохова В. А.1
  • 1 Московский государственный психолого-педагогический университет, 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29
  • 2 Независимый исследователь

Межкультурная компетентность и самоэффективность учителя в мультикультурной среде

2022. Т. 19. № 1. С. 45–60 [содержание номера]
В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого являлось изучение особенностей связи различных компонентов межкультурной компетентности и самоэффективности педагогов, работающих с инокультурными учениками. В рамках данной работы межкультурная компетентность понимается как сложное многосоставное понятие, включающее в себя четыре базовых компонента: межкультурный интерес, межкультурную стабильность, от­сутст­вие этноцентризма, а также управление межкультурным взаимодействием. По­мимо этого, в ситуации непосредственного взаимодействия с представителями иных культур, кроме самооценки межкультурной компетентности, значимым представляется учет поведенческих выборов педагога в ситуации межкультурной коммуникации. Таким образом, в основу исследования была положена гипотеза о том, что межкультурная стабильность, межкультурный интерес, управление межкультурным взаимодействием и отсутствие этноцентризма являются предикторами самоэффективности педагога. При этом связь межкультурной компетентности педагога в форме поведенческих предпочтений и самоэффективности опосредствована компонентами оценки респондентами своей межкультурной компетентности. В исследовании приняли участие российские педагоги Белгородской и Свердловской областей (1261 человек). В ис­следовании были использованы: Интегратив­ный опросник межкультурной компетентности (ИМКК) — тестовая методика, позволяющая дать оценку межкультурной компетентности педагога; Тест ситуационных суждений «Из­мерение межкультурной компетентности педагога» (ТСС-МКК) — набор кейсов, с помощью которого можно выявить поведенческие особенности межкультурной компетентности пе­дагогов; Опросник «Самоэффективность педагога в работе с иностранными студентами» — методика, направленная на определение степени уверенности респондента в том, насколько успешно он осуществляет работу с инокультурными учениками. Анализ результатов исследования показал, что предикторами самоэффективности учителя в условиях мультикультурной среды являются такие компоненты межкультурной компетентности, как меж­куль­турная стабильность, межкультурный интерес и управление межкультурным взаимодействием.
BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss