Мкртычян Н. .1, Костромина С. Н.1, Гнедых Д. С.2, Цветова Д. М.3, Благовещенский Е. Д.1Усвоение новых конкретных и абстрактных слов через текстовый и графический контекст
2022.
Т. 19.
№ 1.
С. 110–123
[содержание номера]
Абстрактные слова из-за отсутствия материальных референтов сложнее запоминать и обрабатывать, чем конкретные (эффект конкретности). В настоящей работе мы исследовали данный эффект, оценивая результаты усвоения конкретных и абстрактных слов, значение которых передано через текстовый или графический контекст. Пять заданий, включая Свободное воспроизведение, Узнавание, Лексическое решение, Формулировку и Выбор определений, были использованы для оценки успешности усвоения как словоформ, так и семантики. Внутригрупповой анализ выявил эффект конкретности в обеих экспериментальных группах. Однако он был более выражен после графического, чем текстового предъявления (в трех заданиях против одного), поддерживая ключевую роль невербальной (образной) системы в изучении конкретных слов. Межгрупповой анализ выявил более точное Воспроизведение и Определение конкретных существительных, а также лучшую производительность обоих типов слов с точки зрения качества Определения в графической группе по сравнению с текстовой. Однако участники из текстовой группы распознавали новые абстрактные слова лучше, чем участники из графической. Более того, после поправок Бонферрони межгрупповые различия остались значимыми только по отношению к качеству Определения абстрактных слов. Результаты показали, что (1) обработка конкретных и абстрактных слов может иметь частично различающиеся когнитивные механизмы и (2) зрительные ассоциации могут играть решающую роль в усвоении семантики, особенно в случае конкретных слов.
|
|
|