|
2019. т. 16. №4
|
Специальная тема выпуска:
Психология деятельности
Карпов А. В.
Вступительное слово
|
589–592
|
|
593–607
|
Теоретический обзор работ классиков в области психологической теории деятельности показывает, что деятельностный подход глубоко и всесторонне разработан отечественными психологами и обоснованно приобрел статус научной парадигмы. Предложенные в рамках деятельностного подхода концептуальные модели деятельности нашли свое применение к решению прикладных задач в различных исследовательских программах. Не без основания можно утверждать, что у деятельностного подхода в психологии не только богатое прошлое, но и перспективное настоящее и будущее. В настоящем исследовании обсуждается общая структура психологической функциональной системы деятельности, которая соотносится со структурой физиологической функциональной системы, предложенной П.К. Анохиным. Однако в своем компонентном строении и взаимосвязями между этими компонентами она наполняется другим содержанием, которое главным образом определяется человеческой психикой. Вопросу о месте способности в этой структуре в настоящей работе уделяется особое внимание. В своем исследовании мы показали, что изучение деятельности с позиций системогенеза позволяет понять сущность процесса развития человека и способствует пониманию взаимоотношений между деятельностью и развитием, а также позволяет раскрыть роль способностей в реализации деятельности и понять механизмы развития отдельных действий. Показывается, что способности выступают в качестве механизма реализации деятельности и что деятельность можно представить с позиции реализующей ее системы способностей как постоянно меняющуюся по составу и мере взаимодействия структуру способностей, каждая из которых имеет свое оперативное проявление. |
|
608–625
|
Статья посвящена актуальной проблеме изучения оперативности профессионального развития личности. Показано, что основоположником теории оперативности является Д.А. Ошанин, который исследовал образные формы проявления оперативности. Следующий этап развития теории оперативности связан с именем В.Д. Шадрикова. Средствами теоретического и эмпирического анализа он показал, что в соответствии с принципами оперативности развивается не только оперативный образ, но и подсистема профессионально важных качеств личности. В настоящей статье предпринята попытка эмпирически доказать, что принципам оперативности подчиняются также формирование и реализация системы саморегуляции профессиональной деятельности. С этой целью авторами проведен теоретический анализ понятия оперативности и дано его определение. Обозначен подход к пониманию саморегуляции деятельности, который реализован в исследовании. Осуществлен сопоставительный эмпирический анализ систем саморегуляции деятельности врачей общей практики и хирургов, а также учителей начальной и старшей школы. На количественном, качественном и структурном уровнях определена специфика развития систем саморегуляции различных видов профессиональной деятельности. Выявлены статистически достоверные взаимосвязи между уровнем сформированности компонентов системы саморегуляции и эффективностью деятельности. Было показано, что чем сильнее профессиональные деятельности отличаются друг от друга, тем в большей степени различаются их системы саморегуляции, прежде всего на качественном и структурном уровнях. Полученные результаты были использованы для доказательства оперативности развития системы саморегуляции деятельности. |
|
626–636
|
В теории саморегуляции Ч. Карвера и М. Шейера отказ от цели и ее смена рассматриваются как важная составляющая эффективной саморегуляции, тесно связанная с чувствительностью к обратной связи, особенно негативной. Эмпирические исследования подтверждают, что в норме широко распространены трудности смены стратегии достижения цели и самой цели даже при явной негативной обратной связи (эффект эскалации), а смена цели при невозможности ее достижения связана с субъективным благополучием у пожилых лиц. Целью данной работы является исследование роли когнитивного инсайта как меры чувствительности к обратной связи со стороны окружающих и готовности к смене цели в субъективном благополучии при разных требованиях на рабочем месте. У 600 сотрудников теплоэнергетической компании оценивались готовность к смене цели, уровень когнитивного инсайта, удовлетворенность жизнью, позитивный и негативный аффект, уровень требований на работе, увлеченность работой и эмоциональное истощение. Анализ модераций показал, что эффекты взаимодействия проявляются в отношении позитивных индикаторов общего благополучия и благополучия на рабочем месте. Результаты свидетельствуют в пользу того, что положительные эмоции и увлеченность работой связаны с большей гибкостью и вниманием к мнению окружающих. Можно предполагать, что смена цели сильнее способствует позитивным эмоциям и удовлетворенности жизнью при высоком уровне когнитивного инсайта. Однако чувствительность к обратной связи, особенно при высоких требованиях на рабочем месте, должна быть не выражением неуверенности и тревоги, а проявлением готовности к изменению цели в случае необходимости. |
|
637–653
|
Перспективы развития предпринимательства в России как экономического явления обусловлены как объективными причинами, так и социально-психологической и индивидуально-личностной готовностью к предпринимательской деятельности. Психологический анализ источников продуктивной деятельности базируется на выделении основной внешней функции предпринимательства и ее форм — интенсивного и экстенсивного развития, а также внутренней функции — управления организацией. Аргументируется необходимость такой дифференциации функций для выявления особенностей деятельности и личности предпринимателей малого и крупного бизнеса. Систематизированы теоретические представления и эмпирические данные об условиях и особенностях деятельности, психологических характеристиках предпринимателей малого и крупного бизнеса, а также менеджеров среднего и высшего уровней управления. Ведущей характеристикой деятельности предпринимателей признается новаторство, проявляющееся в появлении и реализации новых общественно значимых целей, новых средств достижения известных целей. Отмечается, что новаторство в малом и крупном бизнесе характеризуется различными механизмами. Для крупных фирм характерно предпринимательское управление, нацеленное на организационные преобразования и принятие решений на всех уровнях сложных иерархических систем, повышающие устойчивость и конкурентоспособность организации. Принятие решений характеризуется взвешенностью, риски оценены и невелики. Для малого бизнеса новаторство приобретает вид более основательных изменений для обеспечения выживания и развития — риски велики и трудно поддаются управлению в силу ограниченности ресурсов. В силу отмеченных различий следует ожидать различий индивидуально-личностных особенностей предпринимателей крупного и мелкого бизнеса, детерминирующих успешность деятельности. Эмпирическое исследование в явном виде не выявило отличий предпринимателей малого и крупного бизнеса, что связано с реальностью: малый бизнес сегодня обеспечивает в основном расширение ресурсов общества, доля инновационных предприятий мала, доступными оказались лишь предприниматели без признаков инноваций – в сферах торговли, связи и мелкого производства. Результаты диагностики индивидуально-личностных характеристик предпринимателей и менеджеров подтвердили приоритет мотивации достижения у предпринимателей, проявляющейся в склонности к риску, а также выявили особенности отдельных характеристик интеллекта и коммуникативных процессов для успешности предпринимательства. Однако нет достаточных оснований для отказа от идеи дифференциации предпринимательства по форме реализации функции развития, как и поиска основной детерминанты или системы детерминант внутреннего стремления к преобразующей деятельности — основной характеристики предпринимателя. |
|
654–673
|
В статье представлена попытка экспликации спинозистских оснований общепсихологической теории деятельности. Рассматриваются возможные причины весьма редкого упоминания имени Б. Спинозы А.Н. Леонтьевым в отличие от Л.С. Выготского, который считал необходимым «оживить спинозизм в марксистской психологии», построенной, по его мнению, на дуализме картезианства. Анализируются работы Л.С. Выготского, в которых обсуждались историческая обусловленность и методологическая ограниченность спиритуализма и механицизма и были представлены возможные пути снятия данной дихотомии в контексте спинозизма. Далее в статье утверждается, что определение в школе А.Н. Леонтьева деятельности как субстанции, полюсами которой являются субъект и объект, а психики, соответственно, как функции этой субстанции прямо вытекает из онтологического монизма Б. Спинозы и его дальнейшего развития в аутентичном марксизме, где субстанция стала пониматься как всеобщее взаимодействие. Показано, что для А.Н. Леонтьева исходной философской категорией также было взаимодействие, одной из форм которого является деятельность, изучаемая в психологии в ее особой функции (ориентировочной в широком смысле слова); отсюда представители школы А.Н. Леонтьева делали вывод, что все психические процессы — вплоть до «элементарных» ощущений — деятельностной природы. Подчеркивается, что в соответствии с принципиальными положениями этой школы психику следует понимать именно как функцию (атрибут, в терминологии Спинозы) деятельности, а не как ее особую форму. Это означает, что психическое не отождествляется с «внутренней деятельностью»: оно выступает как функциональный орган «внешней» (практической) и «внутренней» (теоретической) деятельности, выполняющий свою ориентировочно-регулирующую работу в обеих. Подобное решение проблемы соотношения деятельности и психики позволяет снять дихотомию спиритуализма и механицизма, свойственную современной психологии, и подвергнуть критике популярное определение психики как функции мозга, отражающего внешний мир как таковой. |
Статьи
|
674–689
|
Цель исследования связана с выявлением связи функций третьего блока мозга (по А.Р. Лурии, программирование, контроль, регуляция деятельности и серийная организация) с уровнем социальной активности. Была выдвинута гипотеза: чем выше уровень социальной активности, тем функции третьего блока мозга более сохранны. В исследовании приняли участие 60 человек (55–65 лет). На первом этапе с испытуемыми проводился опрос, направленный на оценку уровня социальной активности. Было выделено три уровня: низкий, средний и высокий. На втором этапе осуществлялась оценка состояния функций третьего блока мозга методами нейропсихологической диагностики, разработанными А.Р. Лурией и модифицированными Т.В. Ахутиной. С разными пробами, оценивающими состояние функций программирования, контроля и регуляции деятельности, успешно справились испытуемые разных групп. Группа с высоким уровнем социальной активности успешнее справилась с пробой на реакцию выбора; группа среднего уровня – с пробой на исключение лишнего понятия; группа низкого уровня – с пробой на пересказ текста. Практически по всем пробам, связанным с оценкой функций серийной организации, высокие показатели были выявлены в группе высокого уровня активности. Выдвинутая гипотеза подтвердилась частично. Не все функции третьего блока более сохранны в группе высокого уровня. Данные нашего исследования доказали наличие связи между состоянием третьего блока мозга и уровнем социальной активности пожилых людей. Можно предположить, что социальная активность обусловливает сохранность функций программирования, контроля и регуляции деятельности. Возможно, сохранность функций серийной организации определяет возможности социальной активности. Сделан вывод о том, что связь между состоянием третьего блока мозга и социальной активностью у пожилых людей носит двусторонний характер. Полученные результаты могут быть использованы при разработке нейрокогнитивных тренингов для пожилых людей. |
|
690–704
|
Базы стандартизированных стимулов широко используются при изучении процессов зрительного восприятия и порождения речи. Они предоставляют исследователям ценную информацию о характеристиках стимульного материала, которые могут влиять на результаты экспериментов как побочные переменные. Настоящая работа посвящена русскоязычной адаптации базы стандартизированных изображений BOSS (The Bank of Standardized Stimuli) – высококачественных фотографий предметов повседневного обихода (посуды, одежды, продуктов питания и т.д.). Процедура адаптации состояла из двух этапов. В первом этапе адаптации приняли участие 45 респондентов в возрасте от 19 до 46 лет (M = 24.9, SD = 6.1). Участники исследования последовательно называли изображения, оценивали их по параметрам «знакомости» и «визуальной сложности» и относили изображения к одной из 18 категорий. Впоследствии для каждого изображения были рассчитаны следующие параметры: наиболее частотное наименование, согласованность наименований (процент респондентов, давших наиболее частотное наименование), средняя визуальная сложность, средняя знакомость, наиболее частотная категория и согласованность категорий. Фотографии, согласованность наименования которых превысила 50% (326 изображений), использовались на втором этапе. Во втором этапе адаптации приняли участие 33 респондента в возрасте от 19 до 44 лет (M = 25.3, SD = 4.9), которые оценивали отобранные изображения по параметрам «согласованность предметов» (насколько изображение объекта согласуется с его ментальной репрезентацией), «согласованность ракурсов» и «очевидность манипуляции» (насколько легко человеку представить действие, связанное с данным предметом). Впоследствии для каждого изображения подсчитывались средние значения оцененных параметров. Результаты исследования находятся в свободном доступе и могут быть использованы при разработке различных экспериментов в области когнитивной психологии и психолингвистики. |
|
705–729
|
В статье приводятся результаты валидизации на русской выборке опросника Круговая структура личностных метачерт (Strus et al., 2014; Strus, Cieciuch, 2017). Кратко описана новая концепция личностных метачерт, которая основывается на концепции Большой пятерки и позволяет решить ряд теоретико-методологических проблем пятифакторной модели личности. В основе Круговой модели личности лежат два ортогональных измерения (метачерты) Альфа и Бета. Авторы модели теоретически обосновывают и вводят в модель две другие метачерты – Гамма и Дельта. Основное преимущество Круговой модели личностных метачерт состоит в том, что она дает основания для интеграции широкого круга различных подходов к исследованию, описанию и типологии личности. Также приводится описание самого валидизируемого опросника, выборки, на которой проводилась валидизация, и других методик, которые дополнительно использовались для оценки эмпирической валидности опросника. В процессе валидизации мы выполняли прямой и обратный перевод пунктов опросника, проводили когнитивное интервью, затем с целью валидизации опросника было опрошено 1156 респондентов. При обработке данных, полученных на этой выборке, оценивалась надежность-согласованность восьми шкал опросника, проводилось многомерное шкалирование для подтверждения круговой структуры и порядка взаимного расположения метачерт. Для оценки эмпирической валидности мы использовали другие методики, позволяющие оценить ряд иных психологических конструктов, которые гипотетически могут быть связаны с определенными метачертами личности. В результате нам удалось получить опросник, отвечающий необходимым требованиям валидности и надежности. Опросник и ключи к нему прилагаются к настоящей статье. |
|
730–751
|
Данная статья представляет собой обзор известных эвристических алгоритмов и различных взглядов на принятие решений на основе эвристик. В статье обсуждаются эвристики и необъективность (смещения), рассмотренные Даниэлем Канеманом и Амосом Тверски, а также быстрые и экономичные эвристики, предложенные Гердом Гигеренцером и коллегами. Мы предлагаем идею о том, что эвристики, будучи естественным инструментом человеческого оценивания, могут использоваться не только для упрощения процесса принятия решений, но также и в продуманных стратегиях, без существенного упрощения рассматриваемой проблемы. В свете данного предположения в статье дается обзор метода аналитических сетей (Analytic Network Process, ANP) как когнитивного процесса. Метод аналитических сетей – описательный психофизический процесс, разработанный математиком, заслуженным профессором Питтсбургского университета Томасом Саати в 1980-x гг. и используемый для крупномасштабного многокритериального подхода к принятию решений. ANP представляет рассматриваемую проблему в качестве сетевой структуры с зависимостями и обратными связями между критериями и альтернативами. В то время как использование эвристик может дать ответ на вопрос «какой из двух рассматриваемых элементов больше влияет на третий элемент», применение системы попарных сравнений элементов (один из основных этапов ANP) дает ответ на вопрос «насколько сильно данное влияние». Данная статья преследует цель обратить внимание психологического сообщества на возможность междисциплинарного исследования метода аналитических сетей, который ранее рассматривался только в качестве математического алгоритма, а не когнитивного процесса. |
Короткие сообщения
|
752–761
|
Данная работа ставит целью выявить вклад моторного и перцептивного компонентов воплощенного познания в обработку языковой информации на материале идиом, в значении которых есть образная составляющая, связанная с идеей пространства, а именно с пространственными локусами верха («вершина славы»), низа («дно социума») и верха-низа («с луны свалился»). Участие сенсомоторных процессов в обработке языковой информации и эффект конгруэнтности, связанный с ними, наблюдаются в экспериментальных исследованиях не всегда. Это ставит под вопрос ключевое положение теории воплощенного познания, согласно которой языковая информация обрабатывается через симуляцию: в частности, при обработке пространственных идиом должны активироваться сенсомоторные зоны мозга, связанные с обработкой пространственной информации. Данное исследование обладает методической новизной: впервые изучается одновременное влияние перцептивного, моторного и семантического факторов на обработку языковой информации и используется материал, сочетающий в себе разнонаправленные пространственные характеристики значений вербальных выражений. По результатам эксперимента (N = 90) обнаружен эффект конгруэнтности моторного ответа и семантического компонента пространственных идиом. Оказалось, что время реакции было наибольшим в случае выполнения задания с «двунаправленными» идиомами («вешаться на шею», «испить чашу до дна», «с луны свалился»). Проведенный трехфакторный дисперсионный анализ не обнаружил значимого взаимодействия перцептивного, моторного и семантического факторов. При этом оказалось, что независимо от типа идиомы и места ее предъявления на экране время реакции было всегда выше в неконгруэнтном условии, чем в конгруэнтном, а идиомы «вверх-вниз» обрабатывались значимо дольше любого другого типа идиом. Таким образом, с определенными оговорками полученные данные демонстрируют участие компонентов воплощенного познания в языковой обработке пространственных идиом. |
|
762–773
|
В рамках пятифакторной теории личности предполагается, что врожденные черты личности влияют на объективную биографию через характерные адаптации (McCrae, Costa, 2013). Установки на черты являются рефлексивной разновидностью характерных адаптаций. Установки на черты определяются как биполярные (положительные/отрицательные) социальные установки индивида на психологический конструкт, хранящиеся в семантической памяти без прямой отсылки к какому-либо индивиду, включая самого респондента (Shchebetenko, 2014). Целью данного исследования было изучение валидности конструкта установок на черты. В результате эмпирического исследования с общей выборкой 1226 человек была получена структура установок на черты, в целом повторяющая пятифакторную структуру черт личности. Все установки коррелировали между собой, но при этом размер корреляций не превышал значения r = 0.48, т.е. установки на разные черты являются разными, хотя и связанными между собой конструктами. Были получены сильные корреляции между открытостью, доброжелательностью, экстраверсией и соответствующими установками; умеренные корреляции между добросовестностью и установкой на нее; слабая корреляция между нейротизмом и установкой на него. Факторный анализ показал, что установки на черты образуют один общий фактор. Структурное моделирование продемонстрировало, что теоретические предположения о влиянии черт личности, образующих факторы Стабильности/Пластичности, на единый фактор, образованный установками на черты в целом, соответствуют эмпирическим данным. Перспективы изучения конструкта установок на черты связаны с исследованиями данного феномена на другой возрастной группе, а также с изучением установок на черты в разных культурах. |
|
774–783
|
В психологии мышления инсайтом называют внезапное решение задачи, которое сопровождается Ага!-переживанием и высокой уверенностью в ответе. При этом такое решение может оказаться ошибочным, что называется ложным инсайтом. С позиций классических теорий это явление не получает объяснения поскольку в них Ага!-переживание и другие метакогнитивные чувства считаются побочным продуктом когнитивных процессов. Соответственно, такая диссоциация между когнитивными и метакогнитивными процессами невозможна. В сигнальных теориях инсайта предполагается, что формирование метакогнитивных чувств, включая Ага!-переживание, происходит в два этапа. Обнаружение решения на неосознанном уровне порождает неспецифический эмоциональный сигнал, который затем атрибутируется какому-либо процессу или задаче. С этой точки зрения, ложный инсайт и другие несоответствия когнитивных и метакогнитивных процессов возникают по причине неверной атрибуции сигнала. Данная работа была направлена на проверку этой гипотезы. Мы предполагали, что неосознанное решение интерферирующей задачи приведет к ложному инсайту или к повышению чувства знания относительно основной задачи. Для моделирования этой ситуации в экспериментальных условиях была сконструирована методика ложной семантической подсказки. В качестве задач использовались анаграммы, содержащие, помимо решения, слово на одну букву короче верного ответа. Ложной подсказкой выступал интерферирующий семантический прайм — изображение, означающее короткое слово внутри анаграммы. Было обнаружено, что испытуемые делают больше быстрых ошибок замены после такого прайма. Это подтверждает валидность нашей методики и говорит о том, что при наличии интерферирующей задачи сигнал, возникший при ее решении, может быть неверно атрибутирован основной задаче. Также было зафиксировано повышение оценок чувства знания после ошибок замены по сравнению с ошибками пропуска. Этот результат может быть интерпретирован как последействие первичного метакогнитивного сигнала и возможность его повторной атрибуции. |
|
|