Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., 4, стр. 2 

Е-mail:
psychology.hse@gmail.com

 


Организационная психология

Солнцева Г. Н. 1
  • 1 МГУ имени М.В. Ломоносова, 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, 1

Предпринимательство: социальные функции, особенности деятельности и  психологические детерминанты успешности

2019. Т. 16. № 4. С. 637–653 [содержание номера]
Перспективы развития предпринимательства в России как экономического явления обусловлены как объективными причинами, так и социально-психологической и индивидуально-личностной готовностью к предпринимательской деятельности. Психологи­чес­кий анализ источников продуктивной  деятельности базируется на  выделении основной внешней функции предпринимательства и ее форм — интенсивного и экстенсивного развития, а также внутренней функции — управления организацией. Аргументируется необходимость такой дифференциации функций для выявления особенностей деятельности и личности предпринимателей малого и крупного бизнеса. Систематизированы теоретические представления и эмпирические данные об условиях и особенностях деятельности, психологических характеристиках предпринимателей малого и крупного бизнеса, а также менеджеров среднего и высшего уровней управления. Ведущей характеристикой деятельности предпринимателей признается новаторство,  проявляющееся в появлении и реализации  новых общественно значимых целей, новых средств  достижения известных целей. Отмечается, что новаторство в малом и крупном бизнесе  характеризуется различными механизмами. Для крупных фирм характерно предпринимательское управление, нацеленное на организационные преобразования и принятие решений на всех уровнях сложных иерархических систем, повышающие  устойчивость и конкурентоспособность организации. Принятие решений характеризуется взвешенностью, риски оценены и невелики. Для малого бизнеса новаторство приобретает вид  более основательных изменений для обеспечения выживания и развития — риски велики и трудно поддаются управлению в силу ограниченности ресурсов. В силу отмеченных различий  следует ожидать различий  индивидуально-личностных особенностей предпринимателей крупного и мелкого бизнеса, детерминирующих успешность деятельности. Эмпирическое исследование в явном виде не выявило отличий предпринимателей малого и крупного бизнеса, что связано с реальностью: малый бизнес сегодня обеспечивает в основном расширение ресурсов общества, доля инновационных предприятий мала, доступными оказались лишь предприниматели без признаков инноваций – в сферах торговли, связи и мелкого производства. Результаты диагностики индивидуально-личностных характеристик  предпринимателей и менеджеров подтвердили приоритет мотивации достижения у предпринимателей, проявляющейся в склонности к риску, а также выявили особенности отдельных характеристик интеллекта и коммуникативных процессов для успешности предпринимательства. Однако нет достаточных оснований для отказа от идеи дифференциации предпринимательства по форме реализации функции развития, как и поиска основной детерминанты или системы детерминант внутреннего стремления к преобразующей деятельности — основной характеристики предпринимателя.
BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss