|
2019. т. 16. №1
|
Специальная тема выпуска:
Теоретические и прикладные исследования жизненных сред человека
|
7–26
|
В статье рассматриваются два примера пребывания людей в некомфортных помещениях зданий, что порождает среди их обитателей неудовлетворённость, вынуждая изменить характер жизнедеятельности, проявляющийся в трансформации назначения или геометрических параметров комнат. Первый случай представляет малоизвестные результаты обширных исследований массового городского жилища, которые проводились перед политическими переменами в СССР в 1978-1985 годах. Известно, что в послевоенный период в стране была создана уникальная жилая среда с особым способом распределения квартир, которая заставила десятки миллионов семей, принадлежащих к разным социальным сообществам, приспособить свою повседневную деятельность к одинаковому образу жизни. Исследование выявило основные недостатки таких жилищ и главные источники дискомфорта в них, а также обнаружило некоторые негативные социальные последствия вызванные намерениями домохозяйств приспособится к неудобным физическим параметрам зданий. Второй случай фокусируется на оценке современной дизайнерской идеи, направленной на создание офисного помещения, в котором сотрудники не имеют собственных (фиксированных, персонализированных) рабочих зон, но могут свободно перемещаться и занимать другие рабочие места, исходя из постоянно меняющегося характера производственной активности персонала. Анализ существующих офисов, основанный на изучении работы административных учреждений, проведённый в Эстонии в 2018 году, указывает на то, что участие сотрудников в планировании и проектировании их рабочей обстановки может помочь им лучше адаптироваться к новой и необычной форме использования рабочего места. Главным содержанием послания авторов статьи специалистам, занятых улучшением качества искусственного окружения, сформированным в результате анализа этих примеров, является предложение по созданию соответствующих социальных условий в среде локальных сообществ, которые были бы способны обеспечить более тесное сотрудничество между конкретными производителями и потребителями. Возможно, активный обмен опытом и знаниями в среде экспертов приведёт к повышению взаимного понимания, столь необходимого современной практике проектирования зданий, которая продолжает пока оставаться для значительной части населения одним из источников растущей неудовлетворённости сложившимся городским образом жизни. |
|
27–49
|
Хотя позитивные эффекты связанности с природой (СП) для психологического благополучия, рассматриваемого в эвдемонистическом и гедонистическом ракурсах, подтверждены многочисленными исследованиями, вопрос о внутриличностных процессах, объясняющих такое влияние, остается открытым. Гипотеза биофилии Уилсона указывает на эволюционную основу СП, в качестве которой может быть рассмотрено пра-доверие как эволюционно сформированное доверие к экологическому миру, к жизни в ее различных проявлениях (Petzold, 2012). Предполагается, что пра-доверие задает вектор позитивного осмысления происходящего, в то время как СП актуализирует доверие, создавая тем самым «систему поддержания психологического благополучия». Гипотеза, что доверие выступает медиатором между СП и психологическим благополучием, проверяется в двух исследованиях с применением множественного регрессионного анализа и моделирования структурными уравнениями (SEM). В исследовании 1 (выборку составили 232 украинских студента) подтверждается модель влияния СП на позитивное функционирование (операционализированное через Шкалу психологического благополучия Ryff и Тест жизнестойкости) с доверием как медиатором. Исследование 2 (выборка включала 276 украинских и белорусских студентов) показало, что латентная переменная, манифестированная показателями доверия и чувства связанности, опосредует отношения между СП и субъективным благополучием. Показано, что доверие к себе включается в поддержку позитивного функционирования, в то время как субъективное благополучие поддерживается переживанием осмысленности происходящего. Обсуждаются ограничения исследований, а также значение полученных результатов для психологии экосохранения. |
|
50–66
|
В статье раскрываются виды мышления с позиций синтеза антропологии, философии и психологии: мифологическое, тотемное, формальное, логическое, ассоциативное, образное, абстрактное. Подчеркивается ценность и уникальность каждого вида мышления как способа познания мира. Описывается преемственность, усложнение, эволюционность видов мышления, которые находятся между собой в определенных иерархических отношениях. Указывается, что все виды мышления присутствуют у каждого человека в потенциале. Констатируется, что каждое явление (ситуацию, событие, предмет) можно рассмотреть ракурсом разных видов мышления: это только обогатит взгляд и дополнит знания о нем. Описывается возможный вклад каждого вида мышления в экологическое образование и изменение экологических установок. Подчеркивается, что виды мышления являются сознательным или не осознанным инструментом, которые возможно и необходимо применять с целью прояснения тех ориентиров и пусковых механизмов, которые лежат в основании экологического поведения, а также помощи человеку любого возраста научиться мыслить интегрально, системно, осмысленно. Осознавание видов мышления поможет людям в поиске их личных смыслов дружественного поведения к окружающей среде и изменении экологических установок. |
|
67–84
|
Статья посвящена описанию валидизации нового опросника Релевантности домашней среды, измеряющему разнообразные параметры дома как экосоциального источника психологического благополучия человека. В исследовании участвовали 1730 респондентов в возрасте от 11 до 72 лет (Mвозр. = 20.4, Meвозр. = 19, SDвозр. = 6,96; 60 % женского пола). Результаты факторного анализа подтвердили наличие семифакторной структуры опросника, состоящей из шкал: Приватность, Ресурсность, Самопрезентация, Эргономичность, Отчужденность от домашней среды, Пластичность и Историчность. Опросник показал высокие коэффициенты надежности (альфа Кронбаха), варьирующие в диапазоне от .91 до .94. Репрезентативность опросника исследовалась путем анализа возрастных и гендерных трендов. На основе анализа данных респондентов была обнаружена возрастная специфика выраженности 4 из 7 шкал. Показатели по шкале Ресурсность оказались значимо выше в женской группе, в то время как показатели Отчужденности от дома – в мужской. Содержательная валидность опросника оценивалась посредством пошкального сопоставления данных респондентов студенческого возраста, проживающих в своих собственных домах, и студентов, проживающих в общежитии. Описаны результаты оценки конвергентной валидности, основанные на результатах корреляционного анализа шкал Релевантности домашней среды со шкалами опросников Функциональность домашней среды и Привязанность к дому. Опросник имеет удовлетворительные психометрические свойства и может быть использован в области психологии домашней среды и психотерапии как инструмент экспертизы жизненной среды человека. |
|
85–107
|
Идентификация с природой - это концепция собственной личности, определяемая отношениями с миром природы; она имеет большую ценность для прогнозирования социальных установок и поведения. В настоящей работе идентификация с природой исследуется в трех эмпирических исследованиях с использованием одноименной шкалы идентификации с природой (ИП). Исследование 1 (n = 222) было посвящено валидизации русской версии шкалы ИП. Наряду со шкалой ИП, мы измеряли отношение к окружающей среде с помощью шкал: Новой экологической парадигмы и Глобальной осведомленности о масштабах последствий. Результаты показали, что, в соответствии с исходной версией опросника, русская версия имеет однофакторную структуру и хорошую внутреннюю согласованность (α = .88), что она также положительно связана с озабоченностью экологией, глобальным осознанием последствий, эгоистическими, альтруистическими и биосферическими ценностями. В исследовании 2 (n = 94) изучалась связь между ИП и отношением к растительному миру с помощью опросника Люди и растения. ИП предсказала все переменные, характеризующие отношение людей к растениям: радость, эстетику, опыт взаимодействия с растениями, близость к природе, экологию. Наконец, в исследовании 3 (n = 200) изучалась связь ИП с эмпатией природе и людям. Использовались шкалы Диспозиционной эмпатии природе и Индекса межличностной реактивности. Выявлено, что ИП была положительно связана с обоими типами эмпатии и предсказывала их, при этом сильнее определяя эмпатию природе. Сделан вывод о том, что русскоязычная версия шкалы ИП является работающим надежным инструментом. Кроме того, концепция ИП, по-видимому, связана с более общей способностью контактировать с внешним миром. Как таковая, она имеет потенциал для формирования психотерапевтических программ и конструирования восстановительных окружающих сред. |
|
108–126
|
В этой статье описывается процесс, в ходе которого обладающие мудростью совершеннолетние молодые люди формулируют основанные на интуиции феноменологические знания об их отношении к природе, включающие многочисленные отсылки к современным представлениям о жизни и «базовому познанию». Энактивизм, или «бытие через делание», определяется как способность живого субъекта оставаться в живых посредством выбора правильного поведения из набора способов совладающего поведения и совместного творчества. Люди, вовлеченные в процесс совместного творчества, удовлетворяют свои насущные потребности, одновременно повышая ом качество среды, от которой зависит удовлетворение этих потребностей. Они способствуют процветанию и динамичному развитию среды, в которой надолго значительно упрощается удовлетворение потребностей. Мы называем этот навык «адекватностью субъекта» и связываем его с мудростью. Неадекватные субъекты вновь и вновь сталкиваются с необходимостью удовлетворения потребностей. Они могут попасть в «ловушку совладания», когда применяемые стратегии совладания постепенно ухудшают среду обитания, от которой зависит их жизнь в долгосрочной перспективе. При этом они оказываются заключенными в бесконечный цикл удовлетворения критических потребностей. Мы предлагаем краткие и точные формулировки трех основных понятий отношения «субъект-среда»: адекватность – это способность удовлетворять потребности в краткосрочной и долгосрочной перспективе; связность – это личная связь с другими субъектами или природой в целом, переживаемая как взаимная; красота, истоки которой – в способности окружающей среды создавать хрупкое совершенство, являющееся мерой качества окружающей среды. Анализ проведенных интервью показал, что наша (довольно мудрая) группа респондентов оперировала всеми тремя основными понятиями. Мы делаем вывод о том, что наша теоретически разработанная концепция «субъект-среда», находит отражение в реальных примерах отношений между человеком и природой. |
Статьи
|
127–144
|
В статье анализируется философская критика психологии во Франции 1940‒1950-х годов в свете спора о психологизме и на материале идей Ж. Политцера, Ж.-П. Сартра, Д. Лагаша, Ж. Кангилема, М. Фуко. Показана продуктивность применения терминологии «спора о психологизме» по отношению к французской ситуации, характеризуется национальная специфика критики. Философская критика психологии развивается во Франции гораздо позже, чем в Германии, что связано с более длительным процессом обособления психологии от философии. Статья выстраивает хронологию развития психологии как двухэтапный процесс ее институционализации как науки (1870–1940-е годы) и специальности (1940–2000-е годы). Всплеск философской критики приходится на 1940–1950-е годы – десятилетие, когда психология получает право на лиценциат. Автор доказывает, что психологи и философы сталкиваются не непосредственно друг с другом, а в поле философской антропологии, и психология здесь претендует занять место не философии, а основной гуманитарной науки. Психологизм во Франции 1940‒1950-х годов связан с претензиями психологии стать основанием антропологии. Антипсихологизм, развитый в рамках философской критики психологии, есть тенденция отстоять философский статус антропологии и доказать, что только при сохранении философской базы антропология может постичь человека как целостность. Философы акцентируют два проблемных момента психологии: 1) отсутствие целостности, разнонаправленность теорий и объяснительных схем, 2) донаучный или мифологический характер ее постулатов. Они расценивают философский критицизм как пропедевтику к антропологии (материалистической или экзистенциальной) и трактуют психологию как исходную точку нового кантианского проекта, а также новой философии науки (как науки о человеке). В этом движении автор выделяет вектор «Политцер – Сартр – Лагаш – Кангилем – Фуко» и подробно анализирует характер критицизма каждого из мыслителей. |
|
145–163
|
В статье рассматривается проблема овладения математическим знанием на примере обучения дошкольников счету на числовой прямой. С помощью записи движений глаз раскрывается многообразие стратегий определения числа на числовой прямой. Показано существенное различие между стратегиями, используемыми взрослыми, стратегиями, используемыми в процессе обучения, и стратегиями детей после обучения (c2 = 44.936; p < 0.001). Выявленные различия в стратегиях по ряду параметров (направление пересчета вверх или вниз по числовой прямой, положение целевой точки в начале или в конце счета) свидетельствуют о том, что самостоятельные решения детей после обучения в большей степени похожи на решения задач взрослыми, чем стратегии, предложенные при обучении. Анализ данных о движениях глаз и видео совместной деятельности родителей и детей в ходе формирующего эксперимента показывает, что взрослые формируют способ восприятия числовой прямой детьми с помощью жестикуляции и синхронизированных с ней вербальных указаний. Однако родители не раскрывают в ходе обучения идеальную форму, т.е. многообразие стратегий, характерное для взрослого восприятия, а выстраивают базовую, учебную формудействия, надежно доступную ребенку. Несмотря на это, дети самостоятельно дополняют предложенную взрослыми базовую стратегию пересчета другими стратегиями, основываясь на интегральном представлении о числе. Недоступной оказывается лишь стратегия, требующая принципиально иного способа действия: рассмотрения числовой прямой как системы равных интервалов, а не последовательного ряда чисел. Согласно результатам нашего исследования, идеальная, культурная форма восприятия существует в скрытом виде, ребенку необходимо самостоятельно переоткрывать ее, используя как предложенную взрослым базовую стратегию пересчета, так и встраивая конкретную задачу в целостную систему знаний. |
|
164–180
|
Управляющие функции могут играть важную роль в решении инсайтных задач, однако их характер, содержание и паттерны динамики могут существенно отличаться от роли управляющих функций в решении неинсайтных задач. Мы использовали парадигму двойной задачи с использованием заданий-зондов для отслеживания динамики загрузки управляющих функций в рабочей памяти. В статье описаны два эксперимента, в которых исследовалась динамика загрузки управляющих функций в процессе решения инсайтных и неинсайтных задач одновременно с выполнением флангового задания Эриксена. Не было выявлено различий в динамике разных типов управляющих функций при решении инсайтных задач. Однако, было обнаружено, что динамика времени реакции при выполнении заданий-зондов отличается при решении инсайтных и неинсайтных задач. Эти результаты показывают, что инсайтные задачи менее требовательны к ресурсам управляющих функций, хотя загрузка значительно выше фонового уровня. Также выявлено, что на различных этапах решения задачи требуется разное количество ресурсов управляющих функций. Неинсайтные задачи проявляют значимую загрузку управляющих функций после этапа чтения задачи. В инсайтных задачах, напротив, наблюдается улучшение выполнения заданий-зондов после этапа чтение задачи в середине процесса решения задачи. Мы считаем, что этот результат выявляет этап тупика, который связан со снижением загрузки управляющих функций. Неожиданно, были получены данные о наличии значимого увеличения активности управляющих функций непосредственно перед осознанием решения. Это может быть связано с необходимостью контролируемого процесса решения после того, как испытуемый замечает новые элементы задачи, ведущие к итоговому решению. |
Короткие сообщения
|
181–190
|
В ситуации, когда испытуемых просят перечислить названия объектов, принадлежащих к лексико-семантическим категориям (члены категорий), члены одних категорий перечисляются быстрее, чем члены других. Результаты исследований процесса выполнения данной задачи позволяют предположить, что фактором данного различия лексико-семантических категорий может быть степень кластеризации их членов: категории, члены которых лучше сгруппированы, имеют в этом отношении преимущество. Для проверки этого предположения использовались категориальные нормы для русского языка, содержащие данные о среднем количестве членов категорий, перечисляемых испытуемыми за единицу времени, и о кластерах, содержащихся в категориях и влияющих на ответы испытуемых. Анализировались данные по 22 категориям («драгоценный камень», «четвероногое животное» и т.д.), для каждой из них было подсчитано число кластеров с парной близостью больше 3, данный показатель выступал как степень кластеризации. Как оказалось, по этому показателю категории значительно варьируют: в то время как у двух категорий («драгоценный камень», «инструмент плотника») он был равен нулю, у четырех других («четвероногое животное», «предмет одежды», «родственник», «птица») он был больше 10. Корреляция степени кластеризации со средним числом перечисляемых членов категории составила 0.838; p < 0.001. Этот результат согласуется с предположением о роли степени кластеризации членов лексико-семантической категории как фактора скорости перечисления входящих в нее объектов. Однако такими факторами могут явиться и другие различия структур лексико-семантических категорий, в частности, может играть роль тип этой структуры. |
|
191–203
|
Феномен креативности привлекает внимание исследователей, однако до сих пор не были определены основные характеристики креативной личности. В ряде исследований креативную личность связывают с такими чертами, как автономия, предприимчивость, радикальность, открытость опыту и нейротизм (Любарт, 2009). В статье производится анализ теорий и исследований, посвященных изучению взаимосвязи креативности с чертами характера и конфликтным поведением. Был сформулирован основной исследовательсикй вопрос, заключающийся в необходимости уточнения данных о конфликтном поведении креативной личности по выборке сотрудников организаций, а также комплексного анализа связи креативности, черт характера и ценностей сотрудника. Цель исследования – изучение связи креативности, ценностей, особенностей характера и конфликтного поведения личности. Основываясь на концепции дивергентного мышления как креативности Д. Гилфорда (Guilford, 1950), было проведено корреляционное исследование на выборке в 720 человек (397 женщин и 323 мужчины). Положительная корреляция получена с ценностями самостоятельности и достижений, и отрицательная – с ценностью скромности и конформизма. Связь с факторами Большой пятерки, экстраверсии и открытости опыту проявилась на слабом уровне. Также креативность положительно связана с копинг-стратегиями принятия решений, принятия ответственности и дистанцирования, а отрицательно – с поиском социальной поддержки, бегством-избеганием и позитивной переоценкой. На основе полученных результатов исследования предлагается эмпирическая модель взаимосвязи креативности, ценностей, факторов большой пятерки и копинг-стратегий. Результаты проведенного исследования могут применяться в различных бизнес-процессах ассессмента и управления персоналом. |
К юбилею Александра Григорьевича Асмолова
|
|