Андринга Т.1, Ангиал Н.2Мудрость: связь с природой помогает понимать жизнь
2019.
Т. 16.
№ 1.
С. 108–126
[содержание номера]
В этой статье описывается процесс, в ходе которого обладающие мудростью совершеннолетние молодые люди формулируют основанные на интуиции феноменологические знания об их отношении к природе, включающие многочисленные отсылки к современным представлениям о жизни и «базовому познанию». Энактивизм, или «бытие через делание», определяется как способность живого субъекта оставаться в живых посредством выбора правильного поведения из набора способов совладающего поведения и совместного творчества. Люди, вовлеченные в процесс совместного творчества, удовлетворяют свои насущные потребности, одновременно повышая ом качество среды, от которой зависит удовлетворение этих потребностей. Они способствуют процветанию и динамичному развитию среды, в которой надолго значительно упрощается удовлетворение потребностей. Мы называем этот навык «адекватностью субъекта» и связываем его с мудростью. Неадекватные субъекты вновь и вновь сталкиваются с необходимостью удовлетворения потребностей. Они могут попасть в «ловушку совладания», когда применяемые стратегии совладания постепенно ухудшают среду обитания, от которой зависит их жизнь в долгосрочной перспективе. При этом они оказываются заключенными в бесконечный цикл удовлетворения критических потребностей. Мы предлагаем краткие и точные формулировки трех основных понятий отношения «субъект-среда»: адекватность – это способность удовлетворять потребности в краткосрочной и долгосрочной перспективе; связность – это личная связь с другими субъектами или природой в целом, переживаемая как взаимная; красота, истоки которой – в способности окружающей среды создавать хрупкое совершенство, являющееся мерой качества окружающей среды. Анализ проведенных интервью показал, что наша (довольно мудрая) группа респондентов оперировала всеми тремя основными понятиями. Мы делаем вывод о том, что наша теоретически разработанная концепция «субъект-среда», находит отражение в реальных примерах отношений между человеком и природой. |
|
|