|
2016. т. 13. №1
|
Специальная тема выпуска:
Сексуальность и нормализация в психологической перспективе
|
9–26
|
Доступ к текстам статей, относящимся к специальной теме выпуска, ограничен в соответствии с: 1. Федеральным законом от 05.12.2022 № 478-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". 2. Приказом Роскомнадзора от 27.02.2023 N 25 (ред. от 17.10.2024) "Об утверждении Критериев оценки материалов и (или) информации..”. 3. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2023. |
|
27–39
|
Доступ к текстам статей, относящимся к специальной теме выпуска, ограничен в соответствии с: 1. Федеральным законом от 05.12.2022 № 478-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". 2. Приказом Роскомнадзора от 27.02.2023 N 25 (ред. от 17.10.2024) "Об утверждении Критериев оценки материалов и (или) информации..”. 3. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2023. |
|
40–59
|
Доступ к текстам статей, относящимся к специальной теме выпуска, ограничен в соответствии с: 1. Федеральным законом от 05.12.2022 № 478-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". 2. Приказом Роскомнадзора от 27.02.2023 N 25 (ред. от 17.10.2024) "Об утверждении Критериев оценки материалов и (или) информации..”. 3. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2023.
Деятельность Международного общественного движения ЛГБТ и его структурных подразделений в РФ запрещена (решение Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2023). |
|
60–78
|
Доступ к текстам статей, относящимся к специальной теме выпуска, ограничен в соответствии с: 1. Федеральным законом от 05.12.2022 № 478-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". 2. Приказом Роскомнадзора от 27.02.2023 N 25 (ред. от 17.10.2024) "Об утверждении Критериев оценки материалов и (или) информации..”. 3. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2023.
Деятельность Международного общественного движения ЛГБТ и его структурных подразделений в РФ запрещена (решение Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2023). |
|
79–110
|
Доступ к текстам статей, относящимся к специальной теме выпуска, ограничен в соответствии с: 1. Федеральным законом от 05.12.2022 № 478-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". 2. Приказом Роскомнадзора от 27.02.2023 N 25 (ред. от 17.10.2024) "Об утверждении Критериев оценки материалов и (или) информации..”. 3. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2023.
Деятельность Международного общественного движения ЛГБТ и его структурных подразделений в РФ запрещена (решение Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2023). |
Статьи
|
115–153
|
Представлена обновленная версия концепции метаиндивидуального мира. Она рассматривается как разновидность интегративных теорий, основана на идеях каузального плюрализма и холизма, нацелена на реконструкцию жизненного мира людей и предназначена для поиска (теоретического и эмпирического) общего и целого в нем. Целое как бы шнурует свои части в единый непротиворечивый комплекс, а полисистемный подход создает необходимые методологические ориентиры для многоаспектного видения жизненного мира, показывает разнокачественность его целостности. Жизненный мир рассматривается как разнородная целость, поэтому интегративный взгляд на жизненный мир дополняется его дифференциацией. Это дифференциация обобщенных явлений как целого в контрасте к отдельным явлениям, которые нередко исследуются по отдельности и вне контекста целого. Метаиндивидуальный мир подвергается макроанализу с позиций полисистемного подхода. Выделяются две системы, система 1 и система 2, имеющие разные источники происхождения. Психологический квазикаузальный процесс развертывается в каждой из них, но в противоположных направлениях при сопоставлении систем друг с другом. Выделяются два класса психических явлений − внутри систем (гомогенные) и на их пересечении (гетерогенные, с двойными качествами). В каузальном плане, встает вопрос о том, до какой степени метаиндивидуальный мир может быть интегрированным. Так, возникает вопрос об интеграции двойных качеств психических явлений в нечто «третье» − в область, общую для обоих качеств психических явлений, или более широко – в область, общую для систем 1 и 2. В структурном плане, метаиндивидуальный мир распадается на относительно независимые домены. Выделяются четыре домена: авторство, обладание, принятие, связанность. Метаиндивидуальный мир раскрывается как многовершинная полисистема с признаками целого на ее разных уровнях. |
|
154–176
|
Структурирование знаний — один из малоизученных когнитивных процессов, который существенно влияет как на процессы обучения, так и на эффективность процессов передачи знаний в рамках профессиональной деятельности. В статье представлены результаты исследования влияния индивидуальных характеристик когнитивного стиля на процессы структурирования информации при обучении. Акцент ставится на изучение тех характеристик когнитивного стиля, которые значимо влияют на особенности построения концептуальных иерархических моделей (так называемых онтологий), важных для усвоения и понимания материала. Описаны результаты эмпирической проверки гипотез о влиянии таких характеристик индивидуального когнитивного стиля эксперта, как полезависимость/поленезависимость, узость/широта категории и имульсивность/рефлективность на особенности индивидуального и коллективного формирования онтологий. Особый интерес представляют исследования групповой работы (в парах и тройках) по созданию единой структуры предметной области и их связи с индивидуальными представлениями о предмете членов группы. В качестве испытуемых выступали студенты Санкт-Петербургского политехнического университета, которые сначала были протестированы на различия в когнитивных стилях, а затем им было предложено создать онтологии понятия «информатика» как индивидуально, так и в группах. Полученные результаты позволяют предложить ряд рекомендаций по формированию групп для успешной коллективной работы, в частности разработки баз данных, моделей представления знаний, бизнес-моделей и других концептуальных структур. |
|
177–191
|
Существующие исследования свидетельствуют в пользу наличия модально-специфических различий процессов кратковременного удержания информации в рабочей памяти. Практически во всех известных исследованиях варьировались параметры «входной», запоминаемой информации, при этом не рассматривалось возможное влияние на рабочую память той деятельности, в которой эта информация в дальнейшем использовалась. В настоящем исследовании испытуемым было предложено запомнить симультанные последовательности похожих на буквы фигур и воспроизвести их тремя способами: (1) копируя от руки на лист бумаги, (2) перекодируя в печатные буквы, ввести с помощью клавиатуры и (3) ассоциируя с теми же буквами, произнести вслух. Мы предположили, что разные задачи воспроизведения одного и того же набора стимулов повлияют на стратегии перекодирования информации и как следствие будут различаться паттернами ошибок. Хотя качественные характеристики предъявляемых элементов оказали наибольше влияние на характер ошибок при копировании, вводе с помощью клавиатуры и произнесении вслух, было также обнаружено убедительное влияние способа воспроизведения информации. При копировании стимулов от руки на лист бумаги было выявлено статистически значимое преобладание вертикальных инверсий изображений и ошибок порядка. В задаче с вводом ответа при помощи клавиатуры значимо преобладали пропуски элементов. При произнесении вслух значимо возрастало количество зеркальных ошибок, при этом количество поворотов элементов на 90° значимо уменьшалось. Полученные различия свидетельствуют в пользу влияния способа воспроизведения зрительной информации на её хранение в рабочей памяти. |
|
192–213
|
Исследование межличностных отношений ребенка с родителями на материале изображений семьи детьми того или иного национального происхождения важно для понимания роли отличительных черт, размера и расположения фигур родителей и ребенка на рисунках в качестве индикаторов различных моделей взаимодействия в разных культурах. Развернутая база данных научных исследований в области интерпретации детских рисунков может облегчить работу в мультикультурных образовательных учреждениях и расширить наше понимание культурного разнообразия в школах. Италия представляет собой идеальный контекст для изучения детско-родительских изображений, поскольку в данной стране в последние годы наблюдается увеличение культурного разнообразия в связи с иммиграцией различных этнических групп. Предметом данного исследования является степень, в которой этот контекст влияет на изображение ребенком сплоченности (межличностных отношениях), сходства (родстве) и значимости (пространственном расположении) детско-родительских фигур, так как эти три понятия служат информационным ресурсом для формирования актуальных процессов изображения межличностных связей с родителями с учетом культурных особенностей. В исследовании использовалась методика PAIR (The Pictorial Assessment of Interpersonal Relationships/Рисуночный тест межличностных отношений), были интерпретированы 326 рисунков детей албанского (n = 59), сербского (n = 85) и итальянского (n = 182) происхождения. По результатам проведенной оценки был сделан вывод о том, что на рисунках албанских и сербских детей родительские фигуры изображаются похожими на фигуру ребенка и размещаются рядом с ней, что говорит о меньшей независимости их взаимного расположения. Родительские фигуры на рисунках итальянских детей изображаются крупнее, чем детские, и больше удалены друг от друга. Полученные результаты могут стать важной основой содействия работе в мультикультурных образовательных учреждениях, способствуя распространению в школах знаний о культурном разнообразии. |
|
|