|
2016. т. 13. №1
|
Специальная тема выпуска:
Сексуальность и нормализация в психологической перспективе
|
9–26
|
В работе проводится деконструкция бинарной модели гетеронормативной матрицы через проблематизацию трех ее компонентов: пола, гендера и сексуальной ориентации. Показана детерминированность отношения к телесности (полу) и сексуальности на основе доминирующего бинарного дискурса. Приведены результаты изучения сексуальной ориентации в трех группах сравнения: 94 трансгендерных мужчины, обратившихся для получения разрешения на смену пола, 41 гомосексуальный и 30 гетеросексуальных мужчин. Сексуальная ориентация как целостный психологический конструкт включает в себя ряд подсистем, не всегда совпадающих по направленности. Важным результатом было обнаружение относительной независимости параметра «влюбленность» от направленности влечения. Корреляционный анализ показал, что влечение к лицам своего и противоположного пола носит независимый характер, может быть описано как ортогональная, а не альтернативная модель и для чувственного влечения, фантазий, и для влюбленностей. Получено подтверждение факта, что именно гендерная матрица, как социальное предписание довлеет над сексуальностью индивида, самокатегоризация в каждой из групп идет преимущественно через оценку себя «от противного». Срабатывает механизм самопрограммирования и конструирования своей идентичности в соответствии с уже избранной моделью, под которую подстраивают актуальное поведение. Актуальность деконструкции гетеронормативной матрицы состоит в необходимости показать возможность и закономерность сосуществования множества не тождественных друг другу, а вполне равноправных смысловых моделей. Их инаковость должна рассматриваться как нечто самодостаточное, дополнительное, а не взаимоисключающее к любой иной модели отношений. Ослабление жесткой гендерной дихотомии и ломка традиционной системы гендерной поляризации предоставляет возможность для личности обрести и реализовывать ту гендерную идентичность, которая является результатом индивидуального опыта и его творческого переосмысления, соотнесения своих индивидных параметров/желаний с культуральными моделями. |
|
27–39
|
В настоящем тексте предпринята попытка ознакомить практикующего психолога с историческим, культурным и социальным подходами к рассмотрению сексуальности от появления сексологии как отдельного направления в медицине конца XIX в. до 1980-х годов. Замысел статьи связан с ограниченной применимостью в практике психолога доминирующих дискурсов сексуальности в силу их узости и скудности и необходимостью более широкого понимания предмета, позволяющего выйти за пределы редукционизма и эссенциализма, присущих этим дискурсам. В тексте приводятся основные идеи из ключевых работ, посвященных критическому исследованию феномена сексуальности; для ведения полемики используются «История сексуальности» философа Мишеля Фуко, «Тело и сексуальность» историка Джеффри Уикса и «Размышляя о сексе: заметки о радикальной теории сексуальных политик» антрополога Гейл Рубин, на пересечении взглядов которых появляется понимание сексуальности как исторического, социального и культурного конструкта. Отдельно анализируется произошедший в рамках сексологии сдвиг фокуса внимания с сексуальных практик на личность практикующего и необходимость появления в связи с этим сдвигом фигур «гомосексуала» и «гетеросексуала». По результатам обзора изменений, которые претерпевало понятие сексуальности в социологии, культурологии и антропологии в течение последних полутора веков, автор делает вывод о том, что на каждом этапе своего развития общество выстраивает специфическое отношение к сексуальности в зависимости от текущих задач политики, сложившейся общественной иерархии и отношений власти. На уровне практики это подразумевает необходимость для консультирующего психолога быть готовым критически дистанцироваться от социальных представлений о сексуальности и анализировать влияние этих представлений на процессы формирования и становления конкретной личности, в частности собственной, для того, чтобы не воспроизводить их в процессе своей работы. |
|
40–59
|
Статья представляет собой обзор зарубежных и отечественных публикаций, посвященных психологическим проблемам, с которыми сталкиваются гомо- и бисексуальные подростки и юноши с девушками , а также особенностям психологической помощи ЛГБ-подросткам и молодым людям. Авторы поднимают важную проблему уязвимости ЛГБ-подростков и молодых людей в России начала XXI в. Авторы рассматривают особенности социокультурной ситуации, в которой взрослеют ЛГБ-подростки, анализируют факторы риска, которым подвергается ЛГБ-юношество, сопоставляя данные зарубежных и отечественных исследователей, а также защитные факторы, на развитие которых могут быть направлены меры по психологической помощи ЛГБ. К факторам, повышающим риски развития аффективных расстройств, рискованного и суицидального поведения, авторы относят: насилие в семье и отвержение близкими, насилие и отвержение со стороны сверстников, политическую и институциональную гомофобию, травлю, принудительное раскрытие, физическое насилие на почве раскрытия гомосексуальности, стресс меньшинства, интернализованную гомофобию, социальную, эмоциональную и информационную изоляцию. К защитным факторам относятся: доступная объективная и нестигматизирующая информация о гомосексуальности; поддержка других людей, в том числе близких, сверстников, учителей, ЛГБТ-организаций; позитивная эго-идентичность, в том числе гендерная и сексуальная идентичность; доступ к качественной медицинской и психологической помощи. Авторы подчеркивают, что большинство психологических проблем, с которым сталкиваются ЛГБ-подростки, непосредственно не связаны с сексуальностью и сексуальной ориентацией, однако изоляция, в которую попадают ЛГБ-подростки, может существенно обострить свойственные подростковому и юношескому возрасту сложности. В статье выделены общие направления и ключевые особенности психологической работы с ЛГБ-подростками и юношами. |
|
60–78
|
В статье рассматривается проблема взаимоотношений людей, имеющих гомосексуальную и гетеросексуальную идентичность, с родительской семьей. Приведен обзор существующих на сегодняшний день исследований о родительской реакции на столкновение с негетеросексуальностью детей, предполагаемых причинах этой реакции, связи психологического здоровья взрослых негетеросексуалов с наличием или отсутствием родительской поддержки. В эмпирической части статьи описывается методология и результаты проведенного исследования. На первом этапе исследования по результатам 11 глубинных интервью были сформулированы мотивы и препятствия, которые играют роль в принятии решения об открытости в общении с родителями в своей сексуальной идентичности. Кроме того, были сформулированы варианты родительской реакции на обнаружение негетеросексуальности ребенка. На втором этапе исследования был проведен онлайн-опрос среди 102 взрослых гомосексуалов и бисексуалов, среди которых 69 имели опыт открытости перед родителями, им было предложено выбрать из списка те мотивы, препятствия и родительские реакции, которые были актуальны в их личной ситуации. По результатам исследования были выделены наиболее типичные мотивы и препятствия для камин-аута, а также родительские проявления после разговора о сексуальной идентичности ребенка. Одним из способов интерпретации динамики родительских переживаний после камин-аута ребенка признается модель горевания, предложенная Э. Кюблер-Росс. В существующих российских работах данная тема представлена в самом обобщенном виде, в то время как интерес к ЛГБТ-исследованиям на западе в последние годы существенно возрос. С учетом имеющихся данных о том, что взаимоотношения с родительской семьей связаны с психологическим здоровьем взрослых гомосексуалов и бисексуалов, а сами по себе семейные отношения важны для всех участников как источник поддержки и принятия, необходимы не только дальнейшие исследования в этой области, но и рекомендации по практическому приложению полученных знаний. |
|
79–110
|
Несмотря на рост негативного отношения к гомосексуалам в России, эта тема остается крайне малоисследованной. Опираясь на анализ социального дискурса, мы сформулировали набор утверждений и провели три эмпирических исследования, посвященных разработке и валидизации Российского опросника отношения к гомосексуалам (RAHI), а также изучению связей этого отношения с демографическими и психологическими переменными. В исследовании 1 с использованием онлайн-выборки (N = 1007) мы выделили структуру из 8 факторов, 5 из которых отражали различные аспекты воспринимаемой угрозы со стороны гомосексуалов (угроза индивидам, нравственности, обществу, российской культуре, правам гетеросексуалов), а 3 – одобрение социальных стратегий по отношению к гомосексуалам (наказание, лечение, дискриминация/защита). Шкалы показали высокую надёжность (α = .82–.91) и в конфирматорной факторной модели образовали единое измерение, обозначенное как общий показатель гомофобии. Негативное отношение к гомосексуалам было сильнее выражено у мужчин, религиозных респондентов и гетеросексуалов, никогда не испытывавших романтических чувств к представителям своего пола. В исследовании 2 (бумажная выборка, N = 292) факторная структура опросника была успешно воспроизведена. По данным иерархической множественной регрессии авторитаризм оказался наиболее сильным позитивным предиктором гомофобии, а наличие гомосексуалов среди друзей и романтические чувства – ее негативными предикторами, вклад которых сохранялся при контроле сексуальной ориентации. Более слабыми оказались положительные связи гомофобии с религиозностью, социальной идентификацией со своим гендером, маскулинностью, экстраверсией и социальной желательностью, а также отрицательная – с открытостью опыту. В исследовании 3 мы использовали контрастные группы посетителей нейтральных и анти-гомосексуальных онлайн-сообществ (N = 330 и N = 107 соответственно) для проверки критериальной валидности опросника. Результаты трех исследований соответствуют имеющимся данным из других стран, но и раскрывают культурно-специфичные особенности гомофобии в России (например, гомосексуальность рассматривается как следствие влияния Запада). Опросник RAHI является валидным и надежным русскоязычным инструментом, который может быть использован для будущих исследований отношения к гомосексуалам. |
Статьи
|
115–153
|
Представлена обновленная версия концепции метаиндивидуального мира. Она рассматривается как разновидность интегративных теорий, основана на идеях каузального плюрализма и холизма, нацелена на реконструкцию жизненного мира людей и предназначена для поиска (теоретического и эмпирического) общего и целого в нем. Целое как бы шнурует свои части в единый непротиворечивый комплекс, а полисистемный подход создает необходимые методологические ориентиры для многоаспектного видения жизненного мира, показывает разнокачественность его целостности. Жизненный мир рассматривается как разнородная целость, поэтому интегративный взгляд на жизненный мир дополняется его дифференциацией. Это дифференциация обобщенных явлений как целого в контрасте к отдельным явлениям, которые нередко исследуются по отдельности и вне контекста целого. Метаиндивидуальный мир подвергается макроанализу с позиций полисистемного подхода. Выделяются две системы, система 1 и система 2, имеющие разные источники происхождения. Психологический квазикаузальный процесс развертывается в каждой из них, но в противоположных направлениях при сопоставлении систем друг с другом. Выделяются два класса психических явлений − внутри систем (гомогенные) и на их пересечении (гетерогенные, с двойными качествами). В каузальном плане, встает вопрос о том, до какой степени метаиндивидуальный мир может быть интегрированным. Так, возникает вопрос об интеграции двойных качеств психических явлений в нечто «третье» − в область, общую для обоих качеств психических явлений, или более широко – в область, общую для систем 1 и 2. В структурном плане, метаиндивидуальный мир распадается на относительно независимые домены. Выделяются четыре домена: авторство, обладание, принятие, связанность. Метаиндивидуальный мир раскрывается как многовершинная полисистема с признаками целого на ее разных уровнях. |
|
154–176
|
Структурирование знаний — один из малоизученных когнитивных процессов, который существенно влияет как на процессы обучения, так и на эффективность процессов передачи знаний в рамках профессиональной деятельности. В статье представлены результаты исследования влияния индивидуальных характеристик когнитивного стиля на процессы структурирования информации при обучении. Акцент ставится на изучение тех характеристик когнитивного стиля, которые значимо влияют на особенности построения концептуальных иерархических моделей (так называемых онтологий), важных для усвоения и понимания материала. Описаны результаты эмпирической проверки гипотез о влиянии таких характеристик индивидуального когнитивного стиля эксперта, как полезависимость/поленезависимость, узость/широта категории и имульсивность/рефлективность на особенности индивидуального и коллективного формирования онтологий. Особый интерес представляют исследования групповой работы (в парах и тройках) по созданию единой структуры предметной области и их связи с индивидуальными представлениями о предмете членов группы. В качестве испытуемых выступали студенты Санкт-Петербургского политехнического университета, которые сначала были протестированы на различия в когнитивных стилях, а затем им было предложено создать онтологии понятия «информатика» как индивидуально, так и в группах. Полученные результаты позволяют предложить ряд рекомендаций по формированию групп для успешной коллективной работы, в частности разработки баз данных, моделей представления знаний, бизнес-моделей и других концептуальных структур. |
|
177–191
|
Существующие исследования свидетельствуют в пользу наличия модально-специфических различий процессов кратковременного удержания информации в рабочей памяти. Практически во всех известных исследованиях варьировались параметры «входной», запоминаемой информации, при этом не рассматривалось возможное влияние на рабочую память той деятельности, в которой эта информация в дальнейшем использовалась. В настоящем исследовании испытуемым было предложено запомнить симультанные последовательности похожих на буквы фигур и воспроизвести их тремя способами: (1) копируя от руки на лист бумаги, (2) перекодируя в печатные буквы, ввести с помощью клавиатуры и (3) ассоциируя с теми же буквами, произнести вслух. Мы предположили, что разные задачи воспроизведения одного и того же набора стимулов повлияют на стратегии перекодирования информации и как следствие будут различаться паттернами ошибок. Хотя качественные характеристики предъявляемых элементов оказали наибольше влияние на характер ошибок при копировании, вводе с помощью клавиатуры и произнесении вслух, было также обнаружено убедительное влияние способа воспроизведения информации. При копировании стимулов от руки на лист бумаги было выявлено статистически значимое преобладание вертикальных инверсий изображений и ошибок порядка. В задаче с вводом ответа при помощи клавиатуры значимо преобладали пропуски элементов. При произнесении вслух значимо возрастало количество зеркальных ошибок, при этом количество поворотов элементов на 90° значимо уменьшалось. Полученные различия свидетельствуют в пользу влияния способа воспроизведения зрительной информации на её хранение в рабочей памяти. |
|
192–213
|
Исследование межличностных отношений ребенка с родителями на материале изображений семьи детьми того или иного национального происхождения важно для понимания роли отличительных черт, размера и расположения фигур родителей и ребенка на рисунках в качестве индикаторов различных моделей взаимодействия в разных культурах. Развернутая база данных научных исследований в области интерпретации детских рисунков может облегчить работу в мультикультурных образовательных учреждениях и расширить наше понимание культурного разнообразия в школах. Италия представляет собой идеальный контекст для изучения детско-родительских изображений, поскольку в данной стране в последние годы наблюдается увеличение культурного разнообразия в связи с иммиграцией различных этнических групп. Предметом данного исследования является степень, в которой этот контекст влияет на изображение ребенком сплоченности (межличностных отношениях), сходства (родстве) и значимости (пространственном расположении) детско-родительских фигур, так как эти три понятия служат информационным ресурсом для формирования актуальных процессов изображения межличностных связей с родителями с учетом культурных особенностей. В исследовании использовалась методика PAIR (The Pictorial Assessment of Interpersonal Relationships/Рисуночный тест межличностных отношений), были интерпретированы 326 рисунков детей албанского (n = 59), сербского (n = 85) и итальянского (n = 182) происхождения. По результатам проведенной оценки был сделан вывод о том, что на рисунках албанских и сербских детей родительские фигуры изображаются похожими на фигуру ребенка и размещаются рядом с ней, что говорит о меньшей независимости их взаимного расположения. Родительские фигуры на рисунках итальянских детей изображаются крупнее, чем детские, и больше удалены друг от друга. Полученные результаты могут стать важной основой содействия работе в мультикультурных образовательных учреждениях, способствуя распространению в школах знаний о культурном разнообразии. |
|
|