Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 101а

Е-mail:
hsejournal.psychology@gmail.com

 


Организационная психология

Поддьяков А. Н.1, Поддьяков Н. Н.
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Интерактивные исследовательские объекты: от лабораторных экспериментов к массовым практикам XXI в.

2018. Т. 15. № 4. С. 656–674 [содержание номера]

В статье обсуждаются истории и современные методы создания и применения интерактивных исследовательских объектов и миров, которые способствуют проявлению любознательности у человека, при этом для их освоения и достижения практических результатов требуются исследования и эксперименты. Разработка, использование и демонстрация разнообразных исследовательских объектов (игровых, образовательных, психодиагностических и др.) в различных сферах жизни отражают все более распространенное представление о том, что одна из основных способностей человека, которая необходима сегодня и окажется востребованной в будущем, — это способность совладания с новизной, в том числе посредством активных исследований и экспериментов. Определены пять взаимосвязанных направлений развития и популяризации исследовательских объектов: наука, образование, инструменты оценивания, игровые практики, а также литература, искусство, официальная и неофициальная журналистика. Обсуждаются особенности специально разработанных интерактивных исследовательских объектов и миров в контексте подготовки к столкновению с новизной и сложностью. Представлен треугольник тестов интеллекта, креативности и исследовательского поведения в пространстве «регламентированность – свобода». Описаны два типа мотивационных проблем, возникающих при исследовании новых объектов: исследование ради самого процесса познания и исследование ради желаемых практических результатов. Возникает вопрос об особенностях исследовательских объектов, стимулирующих постановку и решение эпистемических, а не прагматических задач, и наоборот. В заключении сформулированы возможные причины массового развития и реализации исследовательских объектов и миров.

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss