|
2015. т. 12. №3
|
Юбилей В.А. Петровского
|
5–11
|
Специальная тема выпуска:
Политическая психология
|
15–29
|
Исследование посвящено рассмотрению взаимосвязи социально-психологического капитала личности (СПКЛ) и ее политического поведения. Социально-психологический капитал личности – это системно организованный и сбалансированный ресурс социально-психологических отношений личности к обществу в целом и к своему непосредственному окружению, основанный на доверии и способствующий повышению субъективного благополучия и адаптированности личности в обществе. Данное понятие – новое в социальной психологии, оно помогает описать тот социально-психологический ресурс личности, который связывает ее с обществом и способствует ее успешности в деле его благополучия. Для оценки социально-психологического капитала личности использовалась авторская методика (Татарко, 2014), политическое поведение рассматривалось на примере электорального поведения. Эмпирическое исследование было проведено летом 2012 г. вскоре после выборов в Госдуму и выборов президента РФ. Выборка была репрезентативной по отношению к Центральному федеральному округу (N = 1026) и Северо-Кавказскому федеральному округу (N = 1035). Эмпирические данные обрабатывались при помощи моделирования структурными уравнениями (использовалась программа AMOS). В процессе обработки данных оценивалось влияние двух базовых компонентов СПКЛ – «интегрирующего» и «консолидирующего» на политическую активность и политические предпочтения респондентов в процессе голосования. Исследование показало, что оба компонента позитивно связаны с политической активностью личности, но политические предпочтения у респондентов с преобладанием «интегрирующего» или «консолидирующего» компонентов СПКЛ – разные. «Интегрирующий» компонент связан с предпочтением респондентами текущего политического курса. Люди с преобладанием данного компонента в структуре СПКЛ, на выборах в Госдуму чаще голосовали за партию «Единая Россия», а на президентских – за В.В. Путина. Еще одна особенность людей с преобладающим «интегрирующим» компонентом СПКЛ – они реже голосуют за представителей любых оппозиционных направлений в политике. «Консолидирующий» компонент СПКЛ не продемонстрировал статистически значимых связей с предпочтениями респондентов на думских выборах. В случае с выборами президента обнаружена одна позитивная связь – с предпочтением голосования за М. Прохорова, который воспринимался как новый и «подающий надежды» представитель «правой» оппозиции. |
|
30–40
|
Политические лидеры нуждаются в поддержке граждан. Согласно теории категоризации лидеров люди больше поддерживают лидеров, которые соответствуют прототипу – представлению о том, каким должен быть настоящий лидер. В данном исследовании была рассмотрена связь между верой в справедливый мир, национальной российской идентичностью и представлением об идеальном политическом лидере. Мы предположили, что, чем больше люди верят в справедливый мир, тем сильнее их национальная идентификация. Чем больше они идентифицируются с Россией, тем большей поддержки они ожидают от политического лидера, и тем больше власти ему предоставляют. В исследовании приняли участие члены психологических и политических сообществ в российских социальных сетях (N = 294). Они заполняли онлайн версию опросника, которая включала в себя шкалы для измерения веры в справедливый мир, национальной российской идентификации и представлений об идеальном политическом лидере. Для проверки гипотез использовалось моделирование структурными уравнениями. Результаты исследования подтвердили выдвинутые гипотезы. В то же время, они продемонстрировали, что вера в справедливость мира по отношению к другим людям играет большую роль, чем вера в справедливость мира по отношению к себе. |
|
41–51
|
Психологические исследования показывают, что размышления о смерти вызывают у людей страх. Согласно теории управления страхом смерти, чтобы справиться со страхом, они используют психологическую защиту: стремятся подтвердить правильность своего преставления о мире. Благодаря этому напоминание о смерти оказывает влияние на аттитюды к политическим лидерам. В данном исследовании рассматривается воздействие размышлений о смерти на представление об идеальном политическом лидере. Участники исследования (N=153) были разделены на экспериментальную и две контрольные группы. Члены экспериментальной группы смотрели видеозапись с последствиями террористических актов (напоминание о смерти); члены первой контрольной группы – видеозапись с процессом лечения зубов в кабинете стоматолога (напоминание о боли), а члены второй контрольной группы – видеозапись с рекламой советских автомобилей (нейтральный сюжет). После этого все респонденты заполняли методику для измерения представлений об идеальном политике. Она включала в себя восемь 5-балльных биполярных шкал, которые отражали параметры «заботы» о последователях и «контроля» за ними. Результаты исследования показали, что в целом респонденты воспринимали идеального политика как склонного к заботе и контролю. Напоминание о смерти оказывало влияние на оценку идеального политика по параметру «забота»: участники, которые просматривали видеофрагменты с последствиями террористических актов, воспринимали идеального политика как менее «заботливого», чем те, кому не напоминали о смерти. В то же время, оно не оказывало влияния на оценку политика по параметру «контроль». |
|
52–68
|
Международные конфликты происходят на протяжении всей истории человечества и приводят к серьезным экономическим и политическим последствиям. Стремясь защитить свои интересы, руководители стран используют разные способы взаимодействия: от мирных переговоров до военных действий. В психологических исследованиях уделяется большое внимание факторам, оказывающим влияние на поддержку военного вмешательства в дела других стран как способа разрешения международных конфликтов. Однако данные исследования обладают двумя основными ограничениями. Во-первых, в них рассматриваются аттитюды к военному вмешательству своей страны (ингруппы), но не к аналогичным действиям других стран (аутгрупп). Во-вторых, в качестве основного предиктора аттитюдов к военному вмешательству изучается авторитаризм, но не национальная идентификация. В данном исследовании были рассмотрены два пути формирования аттитюдов к военному вмешательству в дела других стран. В соответствии с теорией авторитарной личности мы предположили, что вера в опасный мир предсказывает уровень авторитаризма, который, в свою очередь, предсказывает отношение к военному вмешательству своей страны (ингруппы) и других стран (аутгрупп). В то же время в соответствии с теорией социальной идентичности мы предположили, что вера в добрый мир предсказывает силу национальной идентификации, которая, в свою очередь, также предсказывает аттитюды к использованию военной силы для разрешения международного конфликта. В исследовании приняли участие 844 жителя России. Они заполняли онлайн-версию опросника, который включал в себя шкалы для измерения веры в опасный и добрый мир, правого авторитаризма, национальной идентификации, а также аттитюдов к вводу на территорию Украины войск России, ООН и НАТО. Для проверки гипотез использовалось моделирование структурными уравнениями. Результаты исследования подтвердили выдвинутые гипотезы. Они показали, что чем больше россияне верили в опасный мир, тем выше был уровень авторитаризма. Чем больше они верили в добрый мир, тем выше был уровень национальной идентификации. Чем выше был уровень авторитаризма и национальной идентификации, тем больше они поддерживали введение на Украину российских войск, и тем меньше – войск ООН и НАТО. |
|
69–85
|
Акции социального протеста часто приводят к изменению общества. В частности, они приводят к структурным изменениям и появлению новых коллективных и социальных идентичностей. Для описания этих изменений была предложена концепция “eventful protests”. Согласно этой концепции, отдельный акт коллективного поведения может усиливать уже существующие или приводить к формированию новых коллективных идентичностей, усиливать эмоции и подчеркивать различие в политических взглядах участников. Мы предположили, что массовые протесты на Украине, которые прошли в ноябре 2013- феврале 2014 года, сначала ослабили, а затем усилили этно-культурный и политический раскол между жителями Западной и Восточной Украины. Для проверки этой гипотезы был проведено 144 неформализованных интервью со сторонниками и противниками Евромайдана. Для анализа этих интервью был использован нарративный анализ. Результаты исследования показали, что первоначально политический протест способствовал формированию общей коллективной идентичности, объединяющей жителей Западной и Восточной Украины. Однако эта идентичность оказалась неопределенной: в ее основе не лежали определенные политические предпочтения, способные объединить участников протеста на долгое время и привести к структурным изменениям в обществе. Как следствие, постепенно эта идентичность была вытеснена более традиционной этно-культурной идентичностью, которая усилила раскол между жителями Западной и Восточной Украины, способствовала взаимной стереотипизации и сделала отношения между ними более враждебными. Эти результаты говорят о том, что существуют факторы (например, неопределенность коллективной идентичности и существование стереотипов), которые ограничивают возможности политического протеста по трансформации общества. |
Статьи
|
86–130
|
Понимая под субъектом вообще «причину себя» и трактуя субъектность индивидуума как его способность быть источником и одновременно результатом собственной активности, автор отвечает на вопрос: чтов индивидууме выступает предметом воспроизводства? По сравнению с более ранней трактовкой субъектности, круг проявлений causa sui специфицируется: рассматриваются возможности индивидуума, реализуемые и обретаемые им в процессе движения к цели. «Субъект» – не тот, кто достигает (не все во власти того, кто действует), а тот, кто делает все, чтобы достичь. «Быть субъектом» – это значит: производить возможности достижения. Критерий субъектности– соответствие между возможностями, вкладываемыми в процесс, и возможностями, аккумулируемыми в процессе достижения цели. В таком понимании «субъектность» есть искусство обращаться со своими возможностями, обеспечивая их воспроизводство. Постулируется, что общий объем потенциальных возможностей индивидуума безграничен (принимается метафора бесконечномерного куба). Возможности «высваиваются» (М.Хайдеггер) в процессе взаимодействия индивидуума с окружением. При этом они не только обслуживают достижение каких-либо сторонних целей, но и сами формируют цели, побуждающие активность. Различаем возможности: внутренние и внешние, наличные и скрытые, новоприобретенные и актуализированные, возможности-опоры и возможности устремления. Принимаем: чем выше уровень наличных (проявленных) возможностей – «могу», тем сильнее стремление воплотить их – «хочу» (таким образом, не только «хочу» вызывает «могу», но и «могу» бросает вызов «хочу»). Динамическое единство «могу и хочу» образует суть того, что автор называет состоятельностьюиндивидуума, – средоточием возможностей, побуждающих активность. Формулируются условия оптимума состоятельности, основанные на математической модели состоятельности, объединяющей в себе представления о многообразии возможностей. В этом контексте субъектность определяется как состоятельность, отвечающая критериям оптимума («Окупай вклады», «Будь эффективен»; «Экономь»; «Не скупись на усилия»). Очевидным следствием принятия модели состоятельности является переход к мультисубъектным моделям личности: они позволяют реализовать условия оптимума состоятельности в тех случаях, когда взаимодействие «один на один с миром» препятствует обнаружению субъектности (ограниченность ресурсов среды, дефицит или избыточность устремлений). Предложено несколько моделей «субъектных сборок»: «единоличник», «автор – эксперт», «лидер - партнеры», «хозяин – работник». На численных примерах проиллюстрирован эффект достижения оптимума состоятельности при разных формах субъектных сборок. В соответствие с «законом развития» высших психических функций (по Л.С.Выготскому), предпринята гипотетическая попытка описать строение личности индивидуума как результат «интериоризации» различных субъектных сборок. Под этим углом зрения рассмотрены проявления саморегуляции индивидуума (волевая, смысловая, целевая, операциональная формы) при решении им «задачи по вкусу». В рамках эмпирического исследования показано, что в процессе решения таких задач каждый из внутренних субъектов в составе личности («самовластное “я”», «сам-друг», «я сам», «распорядительное “я”») достигает соответствия между своими устремлениями и обретаемыми возможностями. Рассмотрены три варианта субъектной организации личности: «моносубъект», «бинарный субъект», «тернарный субъект». Приведены гипотетические, а также реальные примеры «работы» модели состоятельности индивидуума при разных вариантах субъектной организации личности: модель идеального переговорщика («Доверяй, но проверяй! – Насколько?»), модель «Надежды и разочарований в любви», модель триумвирата субъектов, реинтерпретирующая «модель принятия риска» Дж.Аткинсона. Культура, явленная индивидууму в виде символических интеракций между разными «я» («социум в голове»), трактуется как условие достижения оптимума состоятельности, что подразумевает различные по уровню субъектной сложности личностные построения (бинарность, тернарность, тетрарность и т.п.). |
|
131–152
|
Цель статьи – дать анализ возрастных особенностей состояния высших психических функций у детей со слабостью процессов регуляции активности (функций I – энергетического блока мозга, по А.Р. Лурии). В статье описано клинико-психологическое и экспериментальное исследование, используются стандартное нейропсихологическое обследование, по А.Р. Лурии, адаптированное для детей 5–9 лет, и два компьютерных теста: 1) модифицированный вариант методики «Dots» (Davidson et al., 2006; Diamond et al., 2007), а также компьютерная версия известной методики оценки работоспособности – таблицы Шульте-Горбова (Горбов, 1971). В исследовании приняло участие 173 ученика 1-го и 3-го классов. Результаты исследования позволили показать наличие двух вариантов дефицита регуляции активности: обнаружены дети с низким темпом деятельности и утомляемостью и дети с гиперактивностью и импульсивностью. В целом для детей с дефицитом I блока характерны трудности выполнения энергоемких заданий, быстрая истощаемость, низкий (у группы с замедленным темпом) или колеблющийся (у группы с гиперактивностью) темп работы, зависимость выполнения действия от мотивации и эмоционального состояния, слабость функций программирования и контроля и переработки кинестетической информации. Большинство детей из обеих групп имеют трудности обучения. Анализ специфических характеристик вариантов показывает, что и первоклассники, и третьеклассники с замедленным когнитивным темпом выполняют задания тем медленнее и тем хуже, чем более энергоемкой является проба. Наблюдающееся у них нарастание симптомов слабости III блока может быть связано с усилением тревожности. У гиперактивных школьников, имеющих выраженную слабость функций программирования и контроля, отмечается тенденция к выполнению заданий с обратным U-образным влиянием сложности заданий: они выполняют хуже детей группы нормы, как самые простые (из-за слабости мотивации), так и самые сложные (энергоемкие) задания. |
Короткие сообщения
|
153–164
|
В статье рассматривается возрастной аспект использования цвета в рисунке, что обусловлено запросами клинико-психологической практики, так как определение возрастных особенностей колористических предпочтений позволит с большей точностью дифференцировать норму и патологию. Анализ научной литературы показал, что дети отдают предпочтение длинноволновой части спектра (в основном желтому и красному), однако с возрастом отмечается тенденция к отвержению этих цветов и благорасположение в сторону более темной и спокойной гаммы. В психологической практике достаточно часто специалисты прибегают к использованию проективных рисунков. В данной статье рассматривается широко используемая психологами методика Несуществующее животное. На первом этапе тремя экспертами были отобраны анализируемые изобразительные признаки, затем произведен подсчет степени согласованности мнений экспертов посредством вычисления коэффициента конкордации Кендалла. На втором этапе производилась оценка возрастных закономерностей выделенных рисуночных параметров, в частности, использование цвета. Таким образом, материалом исследования являются колористические свойства художественно-изобразительной деятельности испытуемых. Выборку составили 6 возрастных групп от 10 до 25 лет. Достоверность различий выявлялась посредством подсчета критерия χ2. В результате математико-статистической обработки данных делается вывод: предпочтение цвета у детей менее вариативно, чем у взрослых, поэтому выявление общей закономерности в старшей возрастной группе затруднено – по параметрам яркости/бледности рисунка, а также использования черного цвета обнаружено, что плавная закономерность после 19 лет «сбивается». С возрастом начинают преобладать ахроматичность, цветовая бледность в изображении несуществующего животного, что обусловлено особенностями созревания центральной нервной системы и/или ростом индекса левополушарности. |
|
165–174
|
В статье рассматривается различие показателей веры в опасный мир у религиозных, индифферентных по отношению к религии испытуемых и атеистов, а также статистическая взаимосвязь веры в опасный мир с автономной и контролируемой религиозностью в контексте теории самодетерминации. Согласно ряду предшествующих исследований, объективная угроза выживанию и благополучию связана с популярностью религиозных верований и практик, тогда как подъем секуляризма и атеизма последнего времени можно объяснить объективным улучшением качества жизни и, следовательно, субъективного чувства экзистенциальной безопасности. Предполагается, что религиозный способ справляться с неопределенностью и тревогой в окружающем мире является в той или иной степени действенным. Отсюда следует гипотеза, согласно которой в идентичных условиях религиозные испытуемые по сравнению с представителями других групп должны оценивать окружающий мир как не особенно опасный, атеисты – как чрезвычайно опасный. Одним из базовых положений теории самодетерминации является то, что автономная мотивация деятельности, в частности религиозной, имеет положительные психологические последствия, тогда как контролируемая – отрицательные. Данное положение позволило выдвинуть гипотезу, в соответствии с которой в религиозной группе автономная религиозность будет коррелировать с верой в опасный мир позитивно, а контролируемая – негативно. В первом случае подтвердилась контргипотеза – атеисты оценивают мир как достаточно безопасный, религиозные испытуемые – как чрезвычайно опасный, индифферентные по отношению к религии испытуемые демонстрируют средние результаты. Во втором случае не удалось обнаружить сколько-нибудь значимой корреляции между типом религиозности и верой в опасный мир. |
|
|