Адмакина Т. А.1Возрастные закономерности использования цвета в проективной методике Несуществующее животное
2015.
Т. 12.
№ 3.
С. 153–164
[содержание номера]
В статье рассматривается возрастной аспект использования цвета в рисунке, что обусловлено запросами клинико-психологической практики, так как определение возрастных особенностей колористических предпочтений позволит с большей точностью дифференцировать норму и патологию. Анализ научной литературы показал, что дети отдают предпочтение длинноволновой части спектра (в основном желтому и красному), однако с возрастом отмечается тенденция к отвержению этих цветов и благорасположение в сторону более темной и спокойной гаммы. В психологической практике достаточно часто специалисты прибегают к использованию проективных рисунков. В данной статье рассматривается широко используемая психологами методика Несуществующее животное. На первом этапе тремя экспертами были отобраны анализируемые изобразительные признаки, затем произведен подсчет степени согласованности мнений экспертов посредством вычисления коэффициента конкордации Кендалла. На втором этапе производилась оценка возрастных закономерностей выделенных рисуночных параметров, в частности, использование цвета. Таким образом, материалом исследования являются колористические свойства художественно-изобразительной деятельности испытуемых. Выборку составили 6 возрастных групп от 10 до 25 лет. Достоверность различий выявлялась посредством подсчета критерия χ2. В результате математико-статистической обработки данных делается вывод: предпочтение цвета у детей менее вариативно, чем у взрослых, поэтому выявление общей закономерности в старшей возрастной группе затруднено – по параметрам яркости/бледности рисунка, а также использования черного цвета обнаружено, что плавная закономерность после 19 лет «сбивается». С возрастом начинают преобладать ахроматичность, цветовая бледность в изображении несуществующего животного, что обусловлено особенностями созревания центральной нервной системы и/или ростом индекса левополушарности. |
|
|