Ахутина Т. В.1, Корнеев А. А.2,3, Матвеева Е. Ю.1, Агрис А. Р.4Возрастные изменения высших психических функций у детей 7-9 лет с разными типами дефицита регуляции активности (на английском языке)
2015.
Т. 12.
№ 3.
С. 131–152
[содержание номера]
Цель статьи – дать анализ возрастных особенностей состояния высших психических функций у детей со слабостью процессов регуляции активности (функций I – энергетического блока мозга, по А.Р. Лурии). В статье описано клинико-психологическое и экспериментальное исследование, используются стандартное нейропсихологическое обследование, по А.Р. Лурии, адаптированное для детей 5–9 лет, и два компьютерных теста: 1) модифицированный вариант методики «Dots» (Davidson et al., 2006; Diamond et al., 2007), а также компьютерная версия известной методики оценки работоспособности – таблицы Шульте-Горбова (Горбов, 1971). В исследовании приняло участие 173 ученика 1-го и 3-го классов. Результаты исследования позволили показать наличие двух вариантов дефицита регуляции активности: обнаружены дети с низким темпом деятельности и утомляемостью и дети с гиперактивностью и импульсивностью. В целом для детей с дефицитом I блока характерны трудности выполнения энергоемких заданий, быстрая истощаемость, низкий (у группы с замедленным темпом) или колеблющийся (у группы с гиперактивностью) темп работы, зависимость выполнения действия от мотивации и эмоционального состояния, слабость функций программирования и контроля и переработки кинестетической информации. Большинство детей из обеих групп имеют трудности обучения. Анализ специфических характеристик вариантов показывает, что и первоклассники, и третьеклассники с замедленным когнитивным темпом выполняют задания тем медленнее и тем хуже, чем более энергоемкой является проба. Наблюдающееся у них нарастание симптомов слабости III блока может быть связано с усилением тревожности. У гиперактивных школьников, имеющих выраженную слабость функций программирования и контроля, отмечается тенденция к выполнению заданий с обратным U-образным влиянием сложности заданий: они выполняют хуже детей группы нормы, как самые простые (из-за слабости мотивации), так и самые сложные (энергоемкие) задания. |
|
|