|
2014. т. 11. №2
|
Специальная тема выпуска:
Психология субъектности
|
7–22
|
Статья посвящена саморазвитию как особой форме развития личности и личности как субъекту развития. Обсуждается становление психологии саморазвития как самостоятельной, динамично развивающейся области исследований современной психологии. Показан эвристический потенциал субъектного подхода к разработке проблем саморазвития личности. Саморазвитие личности определяется как качественное, необратимое, направленное изменение личности, осуществляемое под управлением самой личности как субъекта развития. Признается, что саморазвитие, сохраняя родовые признаки развития, отличается осознанным и активным участием личности в его осуществлении посредством управления направленной на саморазвитие деятельностью и образом жизни. Представлено эмпирическое исследование субъектного опыта развития (саморазвития) (N=327), где продемонстрирована правомерность выделения модусов общей субъектности и субъектности развития, а также обнаружена их связанность посредством эмоциональных индикаторов субъектного опыта. Выявлено, что эмоциональное подкрепление опыта субъектности в развитии является значимым фактором воспроизводства такого опыта и превращения его в стратегию жизни. Показаны взаимосвязи субъектности развития с общей субъектностью личности, определяющей меру самоуправления в социальной среде, и субъектностью жизни, проявляющейся в выборе стратегии жизнетворчества. Саморазвитие представлено как частный случай стратегии жизнетворчества, которая реализуется через управление событиями жизни. Посредством управления личностью событиями как элементами жизненного пути становится возможным управление качественными изменениями самой личности – саморазвитие. Выделены четыре типа шкал субъектности-объектности изменений, характеризующих роль и место субъектной стратегии развития в представлениях развивающейся личности. Установлены статистически значимые различия между респондентами, использовавшими различные типы шкал. |
|
23–35
|
Цель исследования – изучить успешность и содержание совладания субъекта с аутомортальной тревожностью (на материале исследования юношей и девушек). Исследование проводилось по корреляционному типу на выборке студентов и учащихся техникума 15Ѿ20 лет (N= 177, 83 юноши и 94 девушки) при помощи опросника Профиль аттитьюдов по отношению к смерти (Death Attitudes Profile – Revisited) П.Т.П. Вонга с соавт. и опросника Танато-совладающие реакции (ТСР) Т.А. Гавриловой и С.А. Поповой. Аутомортальная тревожность операционализировалась по показателям шкалы «Страх смерти» DAP-R. Совладания операционализировались по показателям остальных шкал DAP-R («Избегание темы смерти», «Нейтральное принятие смерти», «Приближающее принятие смерти» и «Избавляющее принятие смерти»), а также – по выраженности каждой из 41 танато-совладающих реакций по ТСР. Получены данные о том, что стратегии совладания с аутомортальной тревожностью имеют гендерную специфику и девушки более успешны и адаптивны в этой сфере. По DAP-R, у юношей аутомортальная тревожность умеренно и позитивно коррелировала с «Избеганием темы смерти», «Приближающим принятием смерти», «Избавляющим принятием смерти» и не коррелировала с «Нейтральным принятием смерти». У девушек выявилась негативная корреляция аутомортальной тревожности с «Нейтральным принятием смерти», позитивная ее корреляция с «Избеганием темы смерти» и с «Приближающим принятием смерти», а также – отсутствие связей с «Избавляющим принятием смерти». По ТСР, аутомортальная тревожность у юношей умеренно негативно коррелировала с реакцией избегающего типа, а у девушек – также негативно и умеренно с реакцией нейтрального принятия. Обсуждаются негативные (суицидальные) и позитивные (жизнеутверждающие) эффекты аутомортальной тревожности. |
|
36–50
|
Приведены методологические основания разрабатываемого автором полисубъектного подхода к педагогическому взаимодействию. Раскрыта сущность понятия полисубъектного взаимодействия среди других видов педагогического взаимодействия. Это понятие определяется автором как такая форма непосредственного взаимодействия субъектов друг с другом, которая способна порождать их взаимную обусловленность, особую степень близости отношений, наиболее благоприятные условия для развития и характеризуется особым типом общности – полисубъектом. Полисубъект понимается как целостное динамическое психологическое образование, отражающее феномен единства развития субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях. Сущность полисубъекта проявляется в способности к творческой активности, к осознанию системы отношений между субъектами, к образованию общего семантического пространства, а также в способности к преобразованию окружающего мира и себя, способности выступать как целостный субъект, развивая субъект-субъектные отношения с другими общностями. В системе развивающего образования полисубъектное взаимодействие в общности «учитель – обучающиеся» является результатом развития субъектности всех членов общности. В качестве видов взаимодействия рассмотрены субъектно-отчужденное, субъект-объектное и субъект-субъектное взаимодействия. В рамках последнего выделяются деятельно-ценностное и собственно полисубъектное. Представлена также типология общностей, образующихся в процессе разных видов взаимодействия, включающая совокупность предсубъектов, атомарный коллективный субъект, корпоративный коллективный субъект и полисубъект. Критериальными признаками полисубъектности, отражающими важнейшие свойства субъектности – способность к познанию, формированию отношения и преобразованию – выступают соответственно способность к рассмотрению себя и общности как целостности, способность к осознанию системы отношений между субъектами и направленность деятельности на развитие себя и другого. |
|
51–67
|
В статье описаны сущность и стадии субъектогенеза, в ходе которого индивид развивается как субъект и обретает возможность самодетерминации. Раскрыты положения субъектогенетического подхода к психолого-педагогической практике, в частности показано, что целенаправленному субъектогенезу и развитию способности индивида к позитивному преодолению жизненных трудностей может способствовать сочетание субъектогенетического подхода (А.С. Огнев, В.А. Петровский), механизмов виртуальной, отраженной и возвращенной субъектности, предложенных В.А. Петровским, и основных положений современной позитивной психологии, изложенных М. Селигманом в концепции PERMA и идеях о ключевых достоинствах успешной личности. В статье раскрыто содержание и особенности методики реализации образовательного курса «Жизненная навигация»® как пример воплощения целенаправленного и позитивно-ориентированного субъектогенеза (автор – А.С. Огнев). С помощью традиционных методик и визуально-вербального семантического дифференциала, реализованного с использованием высокочастотной системы трекинга глаз SMI Hi-Speed 1250, продемонстрированы возможности целенаправленного и позитивно-ориентированного развития субъектности при освоении образовательного курса «Жизненная навигация»®. Показано, что задействование предложенных В.А. Петровским методов виртуальной, отраженной и возвращенной субъектности позволяет максимально индивидуализировать образовательную траекторию студента, контролировать степень психологического воздействия на личность учащегося и укреплять его обоснованную уверенность в своих собственных силах, культивировать здоровый оптимизм. Результаты образовательной деятельности учащихся при описанном подходе одновременно служат и мерой сформированности универсальных компетенций, и важнейшим персонологическим основанием жизненного успеха, благополучия и процветания личности. |
Статьи
|
68–89
|
Социальные верования – это представления о том, какова сущность других людей, как они ведут себя по отношению к окружающим и как надо отвечать на их действия. К их числу относится вера в опасный мир (убеждение в том, что общество хаотично, непредсказуемо и агрессивно) и конкурентный мир (убеждение человека в том, что окружающие люди лгут, манипулируют им и стремятся «обыграть» его). В данной статье представлены результаты исследования, посвященного проверке структурной валидности русскоязычной версии опросников Дж.Даккита для измерения веры в опасный и конкурентный мир. В исследовании приняли участие студенты московских, подмосковных и казанских вузов, а также сотрудники коммерческих организаций (N=1938, Mвозраст=20.24, SDвозраст=4.64). Респонденты заполняли переведенные на русский язык версии опросника для измерения веры в опасный мир, который включал в себя 12 утверждений, и опросника для измерения веры в конкурентный мир, который состоял из 20 утверждений. Для обработки результатов использовался эксплораторный и конфирматорный анализ. Анализ данных, касающихся веры в опасный мир, показал, что наибольшей структурной валидностью обладает полная двухуровневая модель, при которой все утверждения образуют два первичных фактора, которые, в свою очередь, объединяются в один вторичный фактор. В то же время, анализ данных, касающихся веры в конкурентный мир, показал, что наибольшей структурной валидностью обладает сокращенная двухуровневая модель, при которой 12 утверждений образуют два первичных фактора, которые, в свою очередь, объединяются в один вторичный фактор. В обсуждении рассматривается культурная специфика русскоязычной версии опросников для измерения социальных верований. |
|
90–119
|
В статье обсуждается обращение к герменевтике и герменевтическому анализу в российской социогуманитаристике и, в частности, в психологии. Описаны некоторые закономерности понимания текстов на основе интеграции качественного подхода, представленного герменевтическим анализом, и количественного, представленного методами математической обработки категориальных данных. При анализе результатов эмпирического исследования было использовано определение понимания как «набрасывания смыслов» (М. Хайдеггер), а также определение понимания как структуры коммуникации, задающей интерсубъективную значимость познания (Ю.Хабермас). Художественный поэтический, художественный прозаический и научный исторический тексты о Бородинском сражении группой респондентов-читателей были сегментированы и категоризованы на основе индивидуального понимания. Далее группа экспертов классифицировала категории из текста. По результатам классификации тексты были перекодированы, для каждого текста реконструировалась категориальная матрица его интерпретации. В ходе количественного анализа для анализа согласованности был использован K-критерий, основанный на каппа-статистике. Для поиска последовательностей интерпретаций применялись ассоциативные правила. Герменевтический анализ интерпретации текстов с опорой на математические методы показал, что понимание текста личностью относительно уникально, степень согласованности понимания «культурных текстов» зависит не столько от обучения («образованности»), сколько от опыта коммуникации. На основе проведенного анализа интерпретаций с применением математического аппарата было выявлено, что поэтический текст прочитывается читателями более согласованно, а научный – более логичен в последовательности его интерпретаций. Был также идентифицирован и описан феномен поглощения исторических событий «личной историей» героя в том случае, если речь идет о понимании исторической художественной прозы. Авторы считают, что комплексный герменевтический анализ, представленный в русле интеграции качественных и количественных методов, может быть востребован в современной психологии для изучения персональной идентичности, ценностей, переживаний и т.д. |
|
120–135
|
Целью данной статьи является анализ методологического значения философско-религиозных взглядов С. Кьеркегора для психологии. Автор рассматривает отношение C. Кьеркегора к философии Р. Декарта как фундаменту эмпирической психологии сознания и вытекающему из этой философии психофизиологическому подходу к изучению человека, вскрывает роль идей C. Кьеркегора в пересмотре предмета психологии и становлении качественной методологии в психологии. В центре внимания ─ анализ кьеркегоровской концепции индивидуальности. Индивидуальность понимается C. Кьеркегором как некая «качественная определенность», обретаемая индивидом посредством особого этического выбора ─ выбора между собой и миром («смертью для мира») ─ и субъективно переживаемого как «прыжок в никуда». Человек для C. Кьеркегора есть прежде всего субъект жизни (бытия) и лишь вторично ─ субъект мышления. Отсюда предметом психологии у C. Кьеркегора оказывается не сознание, а индивидуальность, человеческое Я в его становлении. Развитие индивидуальности с необходимостью пролегает через сферу общего и предполагает нахождение согласия с общим. В зависимости от того, насколько успешно индивид решает эту задачу, он либо остается «случайным исключением», не оказывающим никакого влияния на развитие общего, либо, отстояв себя перед лицом общего, обретает индивидуальный закон своего существования и возможность раскрытия своего Я через осуществление общих задач («обоснованное исключение»). Рассматривая вопрос о путях развития индивидуальности, автор подробно останавливается на отношении C. Кьеркегора к роли социума в ее становлении. Позиция C. Кьеркегора по этому вопросу сопоставляется с позицией философов-просветителей, а также с взглядами отечественных психологов, в частности, Л.С. Выготского. Формулируется центральная проблема психологии индивидуальности, по C. Кьеркегору, ─ проблема свободы. В статье отмечается связь и отличие концепции индивидуальности C. Кьеркегора от принципов идиографического и феноменологического подходов, прослеживается влияние его идей на теории западной и отечественной психологии ХХ века. |
|
136–149
|
Традиционно, психологический статус терапевта определяется как личность. Тем не менее, терапевтические отношения очень специфичны (нетрадиционны) и, следовательно, не могут рассматриваться лишь как одна из форм межличностных отношений. Это противоречие ставит задачу определения психологического статуса терапевта. Авторы раскрывают следующие полярные измерения субъективности: индивидуальность (личность) и индивидность (сущность). Личность/индивидуальность являются объектом традиционных гуманитарных наук. Индивидность является специфическим, интегрированным воплощением человеческой сущности. Она является примером и результатом процесса индивидуации. Основные особенности индивидности: нуминозные, трансперсональные переживания; чувствительность и открытость опыту; подлинность и конгруэнтность; способность любить. Важнейшим условием психотерапевтического процесса является психологический статус психотерапевта. Этот статус является результатом самоактуализации. Он является не индивидуальностью терапевта, но его / ее индивидностью, находящейся в коммуникации с клиентом. Индивидность терапевта характеризуется не только безусловным позитивным принятием, эмпатическим пониманием клиента и конгруэнтным самовыражением, но и измененным (безусловным) состоянием сознания терапевта, когда его / ее интуитивные, положительные и сущностные характеристики присутствует в терапевтической ситуации.
|
|
150–159
|
В статье представлены результаты экспериментального исследования нисходящих влияний на решение задачи зрительного поиска буквы в больших буквенных массивах. Источником нисходящих влияний может быть как прошлый опыт наблюдателя, так и специальные стратегии решения зрительных задач. В центре данного исследования стоял вопрос о том, могут ли перцептивно не выделенные для наблюдателя слова повлиять на эффективность поиска буквы, входящей в состав слова. Исследование было проведено с использованием авторской модификации классического теста Мюнстерберга для диагностики избирательности внимания. Испытуемые решали задачу поиска заранее заданной буквы в массивах букв, содержащих слова русского языка. В первом условии целевые буквы всегда размещались в словах, о чем испытуемый не был предупрежден. Во втором условии буквы всегда были за пределами слов. В третьем условии массивы букв не содержали слов. Проведенное исследование выявило диссоциацию продуктивных показателей решения задачи и ее субъективной репрезентации: несмотря на то, что условия предъявления объективно не оказали влияния на скорость поиска, испытуемые по-разному оценивали их влияние на решение задачи. Когда целевая буква входила в состав слов, присутствие слов субъективно облегчало решение задачи, а когда целевая буква находилась за пределами слов, присутствие слов субъективно затрудняло ее отыскание. Кроме того, испытуемые вдвое чаще замечали слова в массивах букв, когда целевая буква входила в состав слов. Мы интерпретируем данный результат как диссоциацию нисходящих процессов в обработке зрительной информации и нисходящих влияний на процесс решения задачи зрительного поиска, связанных с укрупнением единиц обработки зрительной информации. |
Короткие сообщения
|
160–168
|
Цель данного исследования – изучение представлений сотрудников различных российских организаций о балансе между работой и личной жизнью. Для сбора информации о представлениях респондентов о балансе между работой и личной жизнью использовалась авторская анкета, разработанная на основе метода незаконченных предложений. Полученные данные обрабатывались при помощи метода контент-анализа. Из 80 респондентов 24% в своих ответах дифференцировали состояние баланса между работой и личной жизнью и определяли его как умение разграничивать работу и личную жизнь, распределяя собственные ресурсы, а также как удовлетворенность обеими сферами жизни: интересная работа и налаженная личная жизнь. 48% респондентов состояние баланса переживают как недифференцированное, но имеющее явно выраженный позитивный знак: хорошее душевное состояние, внутренняя гармония. Только 9% респондентов указывают, что при нарушении баланса в их жизни может не происходить никаких негативных изменений. 23% опрошенных указали: чтобы успешно совмещать работу и личную жизнь, необходимо ставить конкретные цели, расставлять приоритеты и уметь распределять собственные ресурсы. 18% респондентов считают, что для этого нужно четко разграничивать рабочее и личное время. Для 13% опрошенных успешное совмещение данных сфер жизни возможно при наличии работы, которая нравится и соответствует личным ожиданиям. Обобщая ответы респондентов, а также опираясь на современные исследования, мы можем определить термин «Wоrk Life Balance» как умение эффективно распределять собственные ресурсы, уделяя необходимое время своим основным сферам жизни, а также наличие интересной работы не только по условиям труда, но и по содержанию. Состояние баланса между работой и личной жизнью можно отождествить с чувством внутренней гармонии и спокойствия. |
|
169–177
|
Современные исследователи говорят о расширении спектра мотивов эмиграционной активности. Если ранее граждане России эмигрировали преимущественно по политическим и этническим причинам, то к началу XXI в. к ним добавились мотивы экономического и социального характера. В данной статье рассматриваются и анализируются эмиграционные намерения молодежи (N=240) и их взаимосвязь с социально-психологическим капиталом. Социально-психологический капитал, представляет собой динамическую систему отношений личности, ресурс, облегчающий достижение ею различных целей. В структуру социально-психологического капитала входят: доверие (общее, социальное, институциональное), гражданская идентичность, этническая толерантность. Эмиграционные намерения молодежи изучаются с точки зрения теории планируемого поведения А. Айзена и М. Фишбайна. Рассматривается модель планируемого эмиграционного поведения и ее связь с социально-психологическим капиталом на примере представителей молодежи (от 18 до 24 лет). В ходе анализа было построено несколько структурных моделей и проведен конфирматорный факторный анализ. Обнаружено, что на эмиграционные намерения молодежи влияет только собственное отношение респондента к эмиграции, в то время как представления о том, как к эмиграции относятся значимые близкие, и оценка своих возможностей осуществить эмиграцию практически не играют никакой роли. Показано, что гражданская идентичность и институциональное доверие отрицательно взаимосвязаны с эмиграционными намерениями: чем выше уровень социально-психологического капитала, тем слабее намерение эмигрировать. Таким образом, снижение уровня эмиграции молодежи может быть связано с формированием доверия к социальным институтам, институтам власти и гражданской идентичности. Данное исследование может стать основой для создания программ, направленных на развитие и поддержку молодежи России. |
Обзоры и рецензии
|
178–189
|
Последние несколько десятилетий в традиционной нейропсихологической реабилитации больных с повреждениями мозга произошли важные перемены. Часть из них связана с расширением понятия нейрореабилитация и включением в него психотерапевтического компонента как обязательного. Исторически нейрореабилитация понималась как синоним когнитивной реабилитации, не включая в сферу специальной деятельности реабилитационной команды собственно психотерапевтическую составляющую. Такое человекоцентрированное изменение связано с анализом эффективности различных реабилитационных программ и пониманием важности работы с эмоционально-личностной сферой пациентов, их семей, а также сотрудников клиник и реабилитационных центров. В предлагаемой статье содержится обзор таких программ и подходов. Одна из первых программ по реабилитации с применением психотерапевтической помощи больным с повреждениями мозга была разработана и успешно внедрена американским психологом, психотерапевтом Yehuda Ben-Yishay. Реабилитационная программа длилась около двух лет и задействовала как самих пациентов, так и членов их семей. Помимо психотерапевтической и когнитивной составляющих, все участники включались в решение повседневных жизненных задач. Экологическая направленность и психотерапевтическая поддержка обеспечили практически стопроцентную эффективность программы. Не менее известный подход к нейропсихологической реабилитации с включением психотерапевтического компонента как обязательного был разработан другим американским психологом George Prigatano. В своей книге «Принципы нейропсихологической реабилитации» он формулирует тринадцать принципов. Многие из них посвящены психотерапевтической работе как с пациентами, так и с членами их семей, а также с членами реабилитационной команды, которая сталкивается с множеством психологических и поведенческих проблем, сопровождающих повреждения мозга. Указанные программы относятся к холистическому подходу в нейрореабилитации, доказавшему свою высокую эффективность. Комплексный подход к пациенту и его окружению, в котором основное место уделяется мотивационному компоненту и проработке эмоциональных проблем, позволяет повысить результативность всех восстановительных занятий за счет активности самого пациента и адекватного понимания целей, задачей и возможностей реабилитации. |
|
|