Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 101а

Е-mail:
hsejournal.psychology@gmail.com

 


Организационная психология

Чеснокова М. Г.1
  • 1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, 1

Методологическое значение идей С. Кьеркегора в контексте развития психологической науки

2014. Т. 11. № 2. С. 120–135 [содержание номера]

Целью данной статьи является анализ методологического значения философско-рели­ги­оз­ных взглядов С. Кьеркегора для психологии. Автор рассматривает отношение C. Кьеркегора к философии Р. Декарта как фундаменту эмпирической психологии сознания и вытекающему из этой философии психофизиологическому подходу к изучению человека, вскрывает роль идей C. Кьеркегора в пересмотре предмета психологии и становлении качественной методологии в психологии.  В центре внимания ─ анализ кьеркегоровской концепции индивидуальности. Индивидуальность понимается C. Кьеркегором как некая «качественная определенность», обретаемая индивидом посредством особого этического выбора  ─ выбора между собой и миром («смертью для мира») ─ и субъективно переживаемого как «прыжок в никуда». Человек для C. Кьеркегора есть прежде всего субъект жизни (бытия) и лишь вторично  ─ субъект мышления. Отсюда предметом психологии у C. Кьеркегора оказывается не сознание, а индивидуальность, человеческое Я в его становлении. Развитие индивидуальности с необходимостью пролегает через сферу общего и предполагает нахождение согласия с общим. В зависимости от того, насколько успешно индивид решает эту задачу, он либо остается «случайным исключением», не оказывающим никакого влияния на развитие общего,  либо, отстояв себя перед лицом общего, обретает индивидуальный закон своего существования и возможность раскрытия своего Я через осуществление общих задач («обоснованное исключение»). Рассматривая вопрос о путях развития индивидуальности, автор подробно останавливается на отношении C. Кьеркегора к роли социума в ее становлении. Позиция C. Кьеркегора по этому вопросу сопоставляется с позицией философов-просветителей, а также с взглядами отечественных психологов, в частности, Л.С. Выготского. Формулируется центральная проблема психологии индивидуальности, по C. Кьеркегору, ─ проблема свободы. В статье отмечается связь и отличие концепции индивидуальности C. Кьеркегора от принципов идиографического и феноменологического подходов, прослеживается влияние его идей на теории западной и отечественной психологии ХХ века.

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss