|
2013. т. 10. №1
|
Философско-методологические проблемы
|
3–21
|
В статье автор отвечает на критику современной методологии. Он старается показать, что альтернативы ей не существует, а потребность в методологии постоянно возрастает. Рассматриваются ряд особенностей современной методологии: установка на перестройку неудовлетворительных форм и способов мышления и создание новых способов, контроль за самим методологическим мышлением, опора на техники мышления и знание природы мышления, тесная связь с философией, разделение методологии на общую и частную. В связи с кризисом современной коммуникации обсуждаются критерии правильности методологической работы и мышления. |
Специальная тема выпуска:
Новые методы психологической диагностики
|
25–36
|
Несмотря на первостепенное значение в партнерских (супружеских) взаимоотношениях, сексуальная удовлетворенность относится к явлениям, малоизученным в психологии. Используемые в исследовательской и психотерапевтической практике шкалы или подшкалы основаны лишь на описании нарушений в сексуальной сфере. Данная работа посвящена построению новой шкалы сексуальной удовлетворенности, построенной на представлении о нормальных и постоянных партнерских (супружеских) взаимоотношениях. В отличие от предшествующих клинических и сексологических шкал и подшкал, данная методика направлена не столько на выявление проблем в сексуальной сфере, сколько на выявление полноценности реальных сексуальных взаимоотношений. В результате многоэтапного процесса проверки уже используемых 126 утверждений о характеристиках сексуальных взаимоотношений было отобрано и модифицировано 16 положительных утверждений, снабженных непрерывной оценочной частотной шкалой «Всегда – Никогда». Первые исследования, проведенные с использованием этой шкалы, указывают на достаточную конструктную валидность и высокую надежность по внутренней согласованности. |
|
37–54
|
В статье описывается опыт русскоязычной адаптации шкалы, измеряющей отношение к статистике у студентов факультетов социальных наук. За основу была взята шкала SATS-36 (Schau, 2003). В работе подробно описаны все этапы по адаптации опросника. Исследование проводилось на выборке из 253 студентов трех факультетов НИУ ВШЭ. Была проверена факторная структура опросника, а также доказана его надежность и валидность. Получившиеся факторы несколько отличаются от авторской версии, однако более релевантны русскоязычной образовательной среде. Кроме того, в статье подробно раскрывается история изучения и подходы к измерению понятия «отношение к статистике». |
|
55–81
|
В статье описаны результаты разработки методики «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (ДОПО-3). Методика создана на основе авторской модели отношения к одиночеству, согласно которой принятие одиночества как экзистенциального факта открывает человеку возможность ценить ситуации уединения и использовать их как ресурс для аутокоммуникации и личностного роста. Неприятие или страх одиночества, напротив, приводит к избеганию уединения, постоянному поиску социальных контактов, что становится избеганием встречи человека с самим собой и препятствием для личностного роста. ДОПО-3 состоит из 40 (краткая версия – из 24) утверждений, сгруппированных в 3 шкалы, измеряющих переживание одиночества и два аспекта отношения к нему: позитивное одиночество и зависимость от общения. При разработке методики использовано несколько выборок общим объемом более 2500 респондентов. Шкалы методики надежны (α в диапазоне 0,81-0,90), структурная валидность подтверждена результатами конфирматорного факторного анализа. Конвергентная и дискриминантная валидность установлена путем анализа связей шкал с показателями субъективного благополучия, осмысленности жизни, экстраверсии, мотивации аффилиации, субъективного отчуждения. На основе кластерного анализа шкал ДОПО выделены и описаны 4 качественно специфических типа отношения личности к проблеме одиночества. |
|
82–118
|
В статье охарактеризованы основные направления и результаты исследований копинг-стратегий, а также представлены результаты 3 серий исследования проведенного на выборке из 590 испытуемых и посвященного русскоязычной адаптации методики COPE (Carver, Scheier, Weintraub, 1989). Результаты свидетельствуют о надежности, а также структурной, конвергентной и дискриминантной валидности методики: структура опросника подтверждается с помощью конфирматорного факторного анализа, а копинг-стратегии показывают предсказуемые связи с показателями субъективного благополучия, саморегуляции и личностных ресурсов. Выявлены гендерные и возрастные различия в использовании копинг-стратегий, показаны связи копинг-стратегий с успешностью учебной деятельности, эффективностью саморегуляции и психологическим благополучием в ситуации ограниченных возможностей здоровья. |
Психология образования
|
119–134
|
В статье рассматриваются особенности познавательного отношения на том этапе общественного развития, когда наука становится культурной доминантой, определяющей экономическую и социальную структуру. Введено понятие динамической компетентности, определены ее базовые инструментальные компоненты, показан механизм социальной мобильности когнитивного типа. Рассмотрен исторический пример из эпохи Реформации, иллюстрирующий силу культурного контекста в трансформации эпистемических сообществ. Построена модель исследовательского обучения в локусе научной одаренности. |
Персонология
|
135–149
|
Статья посвящена принципу оппозиций как персонологическому способу познания личности, имманентному европейскому мышлению и концептуально обоснованному в философской диалектике, глубинной психологии и теории жизненных отношений личности Е.Б. Старовойтенко. Принцип оппозиций рассматривается в структуре общей персонологии в аспекте его потенциалов постановки и разработки новых проблем познания личности через различные формы синтеза теории, герменевтики и практики персонологии. Различаются онтологический, гносеологический и рефлексивно-феноменологический «модусы» существования оппозиций жизни личности. В работе представлены результаты герменевтического исследования отношения личности к оппозициям жизни. Описаны интуитивные приемы личности в обращении с оппозициями, реконструированные на материалах европейских и русских волшебных сказок. Обозначена проблематика «Я» как субъекта отношений к оппозициям жизни. |
Интердисциплинарные исследования
|
150–176
|
В статье представлен вариант психолого-социологической проекции предмета критической психологии, которым видится не человек как данность, но человек как процесс становления. Драма целостной субъектности человека рассмотрена в логике развития мира деятельностей в материальном производстве. Задана исходная оппозиция в решении проблемы личности и деятельности. Традиционный психологический подход к этой проблеме противопоставлен деятельностному подходу, который, однако, реализуется в статье не в привычной логике фило- или онтогенеза психики человека, но в логике ее социогенеза, предполагающей рассмотрение процесса становления современного мира деятельностей. Обсуждается противоположность статического и динамического (исторического) анализа мира деятельностей, рассматриваемого в качестве важнейшей детерминанты процессов развития и формирования личности. Представлены основные этапы становления материального производства: ремесло, мануфактура, машинное и автоматизированное производство. Показано, что данная эволюция материального производства неразрывно связана с распадом целостной трудовой деятельности человека, отчуждением человека от этой деятельности и расщеплением его жизнедеятельности на сферу труда и сферу досуга. Намечены основные тенденции в развитии мира деятельностей: генез труда и вытеснение человека из этого труда. Рассмотрены также две различные формы реализации этих противоречивых тенденций в современном мире: отчуждение труда и преодоление отчуждения труда как различные психолого-социологические условия личностного развития. Будущее мира деятельностей видится в сокращении рабочего времени в материальном производстве, в предоставлении людям возможностей для аутентичной реализации и интеграции их целостной субъектности в сфере свободного времени и, тем самым, намечается экзистенциальный и социальный выход из «кризиса» противостояния двух идеологических парадигм ХХ века: «бесконечного тупика» капитализма или бесконечного возрождения «тупикового» социализма. |
Обзоры и рецензии
|
|