|
2012. т. 9. №2
|
Философско-методологические проблемы
|
1–19
|
В статье дан анализ различных взглядов на понимание качества жизни как предмета полидисциплинарных исследований. Результатом теоретического обзора стала проблематизация содержания понятия «качество жизни» в науках о человеке. Качество жизни связано с такими объективными факторами, как физическое здоровье, экономическое благополучие, различные внешние обстоятельства и условия и т.п. Однако исследователями признается, что качество жизни как субъективная оценка зависит от восприятия личностью своей жизни и отношения к ней. В связи с этим в современной психологической науке происходит смещение акцента исследования на субъективные параметры жизни, а обобщающей категорией для описания субъективных условий формирования психологического благополучия становится понятие субъективного качества жизни. Такой подход к качеству жизни обладает большим исследовательским потенциалом, но нуждается в дальнейшей проработке. |
Специальная тема выпуска:
Кросс-культурная психология: теория, метод, применение
|
23–42
|
Какой вклад может внести кросс-культурная психология в дискуссии по поводу социальных изменений и развития общества? Я утверждаю, что кросс-культурные исследователи могут деятельно участвовать, по крайней мере, в трех областях: a) исследование социально значимых процессов, б) разработка и реализация культурно-сенситивных программ изменений и в) культурно-сенситивная оценка существующих программ изменений с тем, чтобы они в большей степени отвечали потребностям сообществ. Я приведу два примера, которые имеют отношение к первому из этих аспектов, поскольку эта область ближе всего к текущим кросс-культурным исследованиям. Я рассматриваю последнюю работу по пониманию кросс-культурных различий благополучия (Fischer, Boer, 2011) и изучение изменений коррупции с ходом времени (O’Connor, Fischer, 2012). Как кросс-культурное исследование может способствовать развитию и благополучию общества? Каковы те средства, которые психолог, интересующийся культурой, может использовать для информирования политиков и принятия политических решений? Как мы можем сделать кросс-культурные исследования релевантными повседневным действиям и событиям, принимая во внимание широкий круг проблем, с которыми человечество сталкивается в ходе глобализации, изменения климата и растущей взаимозависимости на глобальном уровне? В этой статье я попытаюсь обрисовать три различных пути, которые могут помочь в поиске ответов на этот широкий круг вопросов, обращение к которым может помочь сделать более четкими наши базовые исследовательские теории, так же как и способствовать пониманию глобальных проблем и их регулированию. Я детально рассмотрю два современных примера с использованием традиционного кросс-культурного исследования и попробую показать, как это может помочь в решении злободневных вопросов. |
|
43–70
|
В статье представлена уточненная теория базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварца (A Refined Theory of Basic Personal Values), призванная обеспечить большие эвристические и предсказательные возможности по сравнению с исходной теорией 10 ценностей (Schwartz, 1992), а также результаты ее проверки в российских условиях. Уточненная теория опирается на ключевое положение теории ценностей, которое нередко игнорируется в исследованиях: ценности формируют круговой мотивационный континуум. Теория выделяет 19 ценностей и располагает их на континууме: смежные ценности являются наиболее совместимыми, а противоположные – в наибольшем конфликте друг с другом. Проверка теории осуществляется с помощью русской версии методики на выборке из 506 человек. Конфирматорный факторный анализ и многомерное шкалирование показали наличие 19 ценностей. Порядок ценностей, предсказанный в теории, в целом подтверждается результатами многомерного шкалирования. |
|
71–88
|
Проанализирована феноменология социально-психологического капитала, рассматриваемого в качестве ресурса психологических отношений, на основе которого формируется социальный капитал. Проведен кросскультурный анализ влияния ценностных ориентаций на социально-психологический капитал. На примере представителей трех этнических групп (русские, n=103; чеченцы, n=100; ингуши, n=109) показано, что, хотя влияние индивидуальных ценностей на социально-психологический капитал подчинено ясной логике, оно может иметь культурную специфику. Ценности Выхода за пределы собственного «Я» (Благожелательность, Универсализм) оказывают позитивное влияние на социально-психологический капитал поликультурного общества, а ценности Самоутверждения – негативное. Ценности Открытости изменениям позитивно влияют на гражданскую идентичность, но отрицательно на воспринимаемый социальный капитал. Ценности Сохранения позитивно влияют на гражданскую (российскую) идентичность у представителей этнической группы ингушей. |
|
89–106
|
Выявлены межкультурные различия в имплицитных теориях инновативности: у русских более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа и Тувы – социальные (N=804). С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния имплицитных теорий инновативности на личный опыт инноваций через установки по отношению к инновациям. Влияние имплицитных теорий инновативности на отношение к инновациям более выражено в традиционных культурах (северокавказских, тувинской) и не является значимым в более модернизированной (русской) культуре. Установки по отношению к инновациям влияют на опыт инноваций по всех трех культурах. |
Короткие сообщения
|
107–115
|
В феномене «слепоты, вызванной движением» (СВД) заметный зрительный стимул, предъявляемый на вращающемся фоне, время от времени перестает осознаваться. Возможная причина этих иллюзорных исчезновений − соревнование объектных репрезентаций целевого стимула и маски (Bonneh et al., 2001). Однако ранее не исследовался вопрос о том, какое количество зрительных признаков, различающих целевой стимул и маскирующий паттерн, необходимо, чтобы запустить механизм исчезновений при СВД. Мы систематически варьировали тип и количество отличительных признаков, измеряя продолжительность и количество исчезновений целевого стимула при СВД. Показано, что достаточно любого одного различающего признака, чтобы вызвать исчезновения. Различие между целевым стимулом и маской по цвету влияет на число исчезновений, тогда как различие по признаку движения − на их продолжительность. |
|
116–131
|
В статье представлен анализ существующих подходов к психологическому содержанию когнитивного стиля «диапазон эквивалентности» (ДЭ), предлагается новая интерпретация этого конструкта, интегрирующая ряд предшествующих теорий. Указано направление для исследования детерминант ДЭ, его практической значимости. Описанное в работе эмпирическое исследование посвящено диагностике ДЭ. Выдвинута и получила подтверждение гипотеза: проявление ДЭ связано со способностью к понятийному обобщению (СПО). Разработана и апробирована методика диагностики ДЭ, свободная от влияния СПО – ограниченная сортировка объектов. |
|
132–140
|
Приводятся результаты исследования особенностей волевой регуляции спортсменов-юниоров. Сравниваются группы спортсменов-юниоров (n=195) и студентов, не занимающихся спортом, (n=195) в возрасте от 20 до 24 лет. Обнаружены значимые различия между сравниваемыми группами по показателям «Шкалы контроля за действием» (Ю. Куль), поведенческому и социальному самоконтролю, самооценке ряда волевых качеств (дисциплинированности, целеустремлённости, обязательности, настойчивости, решительности, воли, инициативности, выдержанности, энергичности, деловитости, уверенности, организованности, внимательности). |
Обзоры и рецензии
|
141–148
|
Вопрос о влиянии обучения программированию на умственное и интеллектуальное развитие учащихся является одной из актуальных проблем современной психологии и педагогики. В статье проведен анализ когнитивных навыков и способностей, развиваемых в процессе обучения программированию. Обсуждаются психолого-педагогические факторы, влияющие на результат обучения. |
|
|