|
2009. т. 6. №3
|
Философско-методологические проблемы
|
3–26
|
В статье рассматривается взаимодействие в системе «субъект — объект». Показано, что оно происходит в условиях большей или меньшей, но постоянно присутствующей неопределенности, которая должна преодолеваться, т. к. иначе становится невозможным само существование субъекта. Психика и сознание трактуются как эволюционно складывающиеся механизмы («инструменты») преодоления неопределенности. Рассматривается в общем виде с психологических позиций сам процесс ее преодоления. Обосновывается, что обладающий сознанием человек сталкивается с неопределенностью не только внешнего, объективного мира, но и своего внутреннего, субъективного, которая тоже преодолевается благодаря формированию личности. |
Теоретико-эмпирические исследования
|
27–61
|
Прогноз профессиональной успешности человека на основании диагностики его способностей часто бывает неудовлетворительным, в социономических профессиях прежде всего. Понятием, интегрирующим в себе собственные свойства субъекта, а также потенциально доступные ему состояния и условия среды, в том числе свойства других людей, выступают «ресурсы». Способности как «функциональные системы» и один из видов ресурсов субъекта (исключительно собственные свойства субъекта, или интрасубъектные ресурсы), наиболее действенно проявляют себя в искусственной среде (диагностика, обучение и т. п.). Понятие «ресурсов» органично связанно с деятельностью, протекающей в реальной среде, отражает экологический подход к успешности. Исторически первая парадигма, объясняющая успешность способностями, т. е. «свойствами субъекта», может иметь как дополняющие «отношения субъекта» и др. На репрезентативном эмпирическом материале показано, что важными детерминантами результативности спортсменов (в борьбе дзюдо) можно считать соответствие психофизиологических особенностей тренера и спортсмена (сила нервной системы по возбуждению); стилей борьбы тренера и спортсмена, соответствие профессиональной концепции тренера (его представлений о стилях и их эффективности, предпочтения методов обучения, тренировки и т. п.) индивидуальности спортсмена. При этом более широкий и позитивный эффект дают стили работы «слабых» тренеров. У «слабых» по типологии тренеров воспитанники более результативны во всех возрастных группах, но чаще успеха достигают «слабые» по силе нервной системы борцы. Определяющими успешной карьеры государственных служащих выступают составляющие социальной микросреды, отражающие отношения субъекта: авторитет и роль родителей (отца, прежде всего), друзей, мужчин, непосредственных руководителей, роль ситуаций. |
Специальная тема выпуска:
К 120-летию С.Л. Рубинштейна
|
63–89
|
В статье исследуется жизненный путь С.Л. Рубинштейна, проводится сравнительный историко‑научный анализ перипетий его творческого пути с рядом современников (Г. Когеном, Б.Л. Пастернаком, М.М. Рубинштейном, Л.С. Выготским др.). В связи с этим рефлексируется взаимодействие и дискуссии школы С.Л. Рубинштейна со школами А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и трудами отечественных философов (Э.В. Ильенков) и психологов (Я.А. Пономарев, В.Д. Шадриков, Е.Б.Старовойтенко, М.Г. Ярошевский и др.), а также характеризуется развитие Рубинштейновской концепции его учениками и последователями (К.А.Абульхановой‑Славской, А.В. Брушлинским и др.). В статье эксплицируются неокантианские и марксистские корни Рубинштейновской методологии, предлагается целостная периодизация жизнедеятельности С.Л.Рубинштейна, выделяются и характеризуются различные уровни его научно‑исследовательской деятельности в сфере философии и психологии, а также дифференцируются основные направления развития его научной школы и показано значение для современной психологической науки. |
|
90–96
|
Представлена логика обращения С.Л. Рубинштейна к проблемам психологии восприятия и способы их решения с позиции принципа субъекта. Показано, что в процессе творческого развития принцип наполнялся новым конкретным содержанием и принимал разнообразные формы. Инвариантными оставались 1) представление о включенности воспринимаемого в систему жизненных связей и отношений, 2) идея саморазвития в ходе перцептивной активности как субъекта, так и объекта восприятия, 3) утверждение многокачественности перцептивных явлений и 4) их процессуальности. Намеченный С.Л. Рубинштейном онтологический подход задает новые теоретико‑методологические ориентиры и стратегию исследования психологии восприятия. |
|
97–98
|
Обращается внимание в теоретическом наследии С. Л. Рубинштейна на два фундаментальных положения: о мире и человеке в мире, о чувственном познании и конкретности существования. Мир соотносится и соизмеряется с человеком, с масштабом его жизни. Человек является отправной точкой системы координат своего мира, своей жизни, а жизнь понимается как существование. Человек отделяет себя от окружающего мира, обособляется от него и в то же время связывает, неразрывно соотносит себя с ним. Существование в мире «является» человеку, дано ему в его ощущениях и восприятии. Чувственное познание открывает бесконечную конкретность существования. Чувственное познание, а не абстрактное мышление связано с существованием. Мышление — тоже компонент жизни, но опосредованный и осложненный отходами от непосредственно чувственной данности. |
|
99–103
|
В статье описан эпизод из жизни С.Л. Рубинштейна, связанный с избранием его в Академию наук СССР в 1943 г. Приводится письмо ведущих советских психологов в ЦК ВКП(б), в котором обоснована необходимость представительства психологии в АН и рекомендована кандидатура С.Л. Рубинштейна. Рассказано о гонениях на него в антисемитскую кампанию 1948‑1953 гг. и о мужественной реакции ученого на эти гонения. |
|
104–105
|
В статье обсуждается философские и психологические аспекты творчества С.Л. Рубинштейна. Делается вывод о том, что философское значение трудов С.Л. Рубинштейна сохраняется по сей день. |
|
106–116
|
В статье кратко дается общая характеристика философско‑психологической системы одного из крупнейших отечественных психологов ХХ века С.Л.Рубинштейна. При этом проводится типологический анализ основных направлений развития его творческого наследия на материале текстов докладов юбилейной научной конференции «Проблема человека в современном мире», которая была проведена Институтом психологии РАН и посвящена 120‑летию со дня рождения Сергея Леонидовича Рубинштейна. В статье обоснована структура спецтемы настоящего выпуска журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики», посвященной этому юбилею, а также приводится основная библиография Рубинштейнианы, в частности научно‑биографической литературы о творческой судьбе С.Л.Рубинштейне, его научном наследии и развитии этого наследия в современном человекознании. |
Короткие сообщения
|
117–125
|
В статье кратко описана новая многопрофильная диагностическая батарея Аврора, предназначенная для оценки уровня развития аналитических, творческих и практических способностей детей в возрасте от 9 до 12 лет и разработанная на основе теории интеллекта Р. Стернберга. Представлены предварительные результаты оценки психометрических свойств тестовой батареи Аврора-а на выборке российских школьников. |
|
126–133
|
Статья посвящена изучению фактора восприятия справедливости взаимодействия в организации ее сотрудниками. Психологические исследования показывают, что взаимодействие оценивается как справедливое, если в нем соблюдаются определенные нормы. Организационная специфика этих норм описана в модели Дж. Колкитта, который выделяет четыре аспекта справедливости: дистрибутивный, процедурный, межличностный и информационный. Целью данного исследования стал анализ факторов, оказывающих влияние на оценку справедливости организационного взаимодействия (на примере процедуры аттестации). В качестве таких факторов были взяты размер организации, в которой работают респонденты, стиль управления их непосредственного руководителя, статус этих сотрудников в официальной структуре и их самооценка. Показано, что все выделенные в исследовании факторы позволяют предсказывать оценку справедливости процедуры аттестации. Однако они вносят различный вклад в предсказание различных аспектов справедливости организационного взаимодействия. |
Обзоры и рецензии
|
134–161
|
Выполнен анализ частотно‑пространственной организации активности коры головного мозга при креативном мышлении и проведено ее сопоставление с функциями систем внимания. Преобладание целенаправленного фокусирования внимания при постановке проблемы, планировании ее решения или критическом переборе сгенерированных идей сопровождается повышением активации коры, тогда как переход к дефокусированному вниманию — к противоположным процессам снижения активации: преимущественно в лобной коре, выполняющей функции исполнительного и поддерживающего внимания, а затем и в задних отделах коры, ответственных за воспроизведение ресурсов знания. Результирующая стратегия селекции информации и соответствующий ей уровень активации коры и взаимодействия полушарий определяется дополнительно мотивацией творческой деятельности и структурой интеллекта, от которых зависит субъективно оцениваемая сложность решаемой задачи. |
|
|