Холодная М. А.Профессиональные иллюзии как следствие упрощенных представлений о человеческом интеллекте
2004.
Т. 1.
№ 4.
С. 38–44
[содержание номера]
Профессиональные дискуссии в психологии часть являются следствием "конфликта стилей" ученых, придерживающихся альтернативных точек зрения. На современном уровне психологических знаний в равной мере неприемлемы обе крайние точки зрения: как безоговорочное признание высокой прогностической валидности тестов интеллекта, так и отказ от применения тестов интеллекта в силу несовершенства этой измерительной процедуры. Корреляционная аргументация относительно правомерности объяснения практически всех аспектов человеческой жизни (учебы, работа, конфликты и т.д.) несостоятельна. До сих пор под вопросом остается конструктная валидность тестов интеллекта, поскольку тесты по своей конструкции не имеет прямого отношения к проявлениям интеллектуальной компетентности в разных предметных областях; в них игнорируются интересы и ценности субъекта; не учитывается специализация индивидуальных способностей; не отражается динамика индивидуального развития, в том числе под влиянием "фактора случайного события". В социально-этическом плане тесты интеллекта, оказавшись в руках непрофессионала, часто оказываются средством, направленным против интересов личности. Безусловно, тесты интеллекта можно и нужно применять при соблюдении строго определенных условий, однако нельзя в какой-либо форме дискриминировать людей (в первую очередь детей) по критерию индивидуальных различий в показателях IQ. |
|
|