@ARTICLE{26583223_27497414_2004, author = {М. А. Холодная}, keywords = {}, title = {Профессиональные иллюзии как следствие упрощенных представлений о человеческом интеллекте}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2004}, volume = {1}, number = {4}, pages = {38-44}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2004-1-4/27497414.html}, publisher = {}, abstract = {Профессиональные дискуссии в психологии часть являются следствием "конфликта стилей" ученых, придерживающихся альтернативных точек зрения. На современном уровне психологических знаний в равной мере неприемлемы обе крайние точки зрения: как безоговорочное признание высокой прогностической валидности тестов интеллекта, так и отказ от применения тестов интеллекта в силу несовершенства этой измерительной процедуры.Корреляционная аргументация относительно правомерности объяснения практически всех аспектов человеческой жизни (учебы, работа, конфликты и т.д.) несостоятельна. До сих пор под вопросом остается конструктная валидность тестов интеллекта, поскольку тесты по своей конструкции не имеет прямого отношения к проявлениям интеллектуальной компетентности в разных предметных областях; в них игнорируются интересы и ценности субъекта; не учитывается специализация индивидуальных способностей; не отражается динамика индивидуального развития, в том числе под влиянием "фактора случайного события".В социально-этическом плане тесты интеллекта, оказавшись в руках непрофессионала, часто оказываются средством, направленным против интересов личности. Безусловно, тесты интеллекта можно и нужно применять при соблюдении строго определенных условий, однако нельзя в какой-либо форме дискриминировать людей (в первую очередь детей) по критерию индивидуальных различий в показателях IQ.  }, annote = {Профессиональные дискуссии в психологии часть являются следствием "конфликта стилей" ученых, придерживающихся альтернативных точек зрения. На современном уровне психологических знаний в равной мере неприемлемы обе крайние точки зрения: как безоговорочное признание высокой прогностической валидности тестов интеллекта, так и отказ от применения тестов интеллекта в силу несовершенства этой измерительной процедуры.Корреляционная аргументация относительно правомерности объяснения практически всех аспектов человеческой жизни (учебы, работа, конфликты и т.д.) несостоятельна. До сих пор под вопросом остается конструктная валидность тестов интеллекта, поскольку тесты по своей конструкции не имеет прямого отношения к проявлениям интеллектуальной компетентности в разных предметных областях; в них игнорируются интересы и ценности субъекта; не учитывается специализация индивидуальных способностей; не отражается динамика индивидуального развития, в том числе под влиянием "фактора случайного события".В социально-этическом плане тесты интеллекта, оказавшись в руках непрофессионала, часто оказываются средством, направленным против интересов личности. Безусловно, тесты интеллекта можно и нужно применять при соблюдении строго определенных условий, однако нельзя в какой-либо форме дискриминировать людей (в первую очередь детей) по критерию индивидуальных различий в показателях IQ.  } }