TY - JOUR TI - Профессиональные иллюзии как следствие упрощенных представлений о человеческом интеллекте T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики AB - Профессиональные дискуссии в психологии часть являются следствием "конфликта стилей" ученых, придерживающихся альтернативных точек зрения. На современном уровне психологических знаний в равной мере неприемлемы обе крайние точки зрения: как безоговорочное признание высокой прогностической валидности тестов интеллекта, так и отказ от применения тестов интеллекта в силу несовершенства этой измерительной процедуры.Корреляционная аргументация относительно правомерности объяснения практически всех аспектов человеческой жизни (учебы, работа, конфликты и т.д.) несостоятельна. До сих пор под вопросом остается конструктная валидность тестов интеллекта, поскольку тесты по своей конструкции не имеет прямого отношения к проявлениям интеллектуальной компетентности в разных предметных областях; в них игнорируются интересы и ценности субъекта; не учитывается специализация индивидуальных способностей; не отражается динамика индивидуального развития, в том числе под влиянием "фактора случайного события".В социально-этическом плане тесты интеллекта, оказавшись в руках непрофессионала, часто оказываются средством, направленным против интересов личности. Безусловно, тесты интеллекта можно и нужно применять при соблюдении строго определенных условий, однако нельзя в какой-либо форме дискриминировать людей (в первую очередь детей) по критерию индивидуальных различий в показателях IQ.   AU - М. А. Холодная UR - https://psy-journal.hse.ru/2004-1-4/27497414.html PY - 2004 SP - 38-44 VL - 1