Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 101а

Е-mail:
hsejournal.psychology@gmail.com

Битюцкая Е. В.1, Докучаева А. Г.1, Корнеев А. А.1
  • 1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, 1

Профили реагирования на жизненные изменения: восприятие ситуации и копинг-стратегии

2025. Т. 22. № 1. С. 30–48 [содержание номера]
Исследование посвящено выявлению типов реагирования на жизненные изменения с помощью анализа латентных профилей. Мы преследовали две цели: 1) определить профили в зависимости от сочетания стратегий реагирования на ситуацию изменений; 2) выявить различия в восприятии ситуации перемен у людей с разными профилями. Латентные профили выделялись по выраженности шкал опросника «Типы реагирования на ситуацию изменений» (ТРСИ); восприятие ситуации перемен определялось на основе контент-анализа качественных данных. В исследовании приняли участие 216 человек из разных городов России (17–55 лет; средний возраст — 28.5 ± 9.8). Выделены три типа реагирования на ситуацию изменений: 1) принятие изменений; 2) амбивалентный профиль; 3) отвержение перемен. Профиль отвержения перемен характеризуется негативным отношением к изменениям, копингом ухода от ситуации. Напротив, профиль принятия перемен определяется позитивным отношением к изменениям, чувством эмоционального подъема. Амбивалентный профиль описывается большим репертуаром способов копинга, связанных с нахождением положительных смыслов ситуации изменений и высокой активностью по анализу опыта, что позволяет субъекту принять изменения. Это сочетается с копинг-стратегиями ухода от ситуации, позволяющими снять эмоциональное напряжение. В контексте темы данного номера, посвященного общей персонологии мы обсуждаем возможности применения полученных знаний о типах реагирования на изменения в консультативной практике психолога.
Библиографическое описание:
Битюцкая Е.В., Докучаева А.Г., Корнеев А.А. (2025). Профили реагирования на жизненные изменения: восприятие ситуации и копинг-стратегии. Психология. Журнал Высшей школы экономики, том 22, № 1, с. 30-48
BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss