|
2024. т. 21. №1
|
Специальная тема выпуска:
Разработка и адаптация психологических инструментов измерения
|
8–31
|
Авторы созданных многочисленных версий «Шкалы оценки жизнеспособности семьи» (FRAS) М. Сиксби пытаются снять ее ограничения путем расширения поля действия методики. Апробация на российской выборке, состоявшаяся в 2021 г., также показала необходимость совершенствования данной методики, проверки ее психометрических характеристик, что стало целью настоящего исследования. В нем приняли участие 627 человек из России (n = 300) и Беларуси (n = 327) в возрасте от 18 до 67 лет (средний возраст россиян 34.3 ± 12.5, средний возраст белорусов 22.5 ± 7). Применялись анкета с социодемографическими данными, «Шкала оценки жизнеспособности семьи» (FRAS-RII), краткая версия теста жизнестойкости, опросник «Семейные эмоциональные коммуникации», модифицированный опросник «Опыт близких отношений». Была разработана оптимальная структура «Шкалы оценки жизнеспособности семьи» (FRAS-RII — вторая версия), психометрические характеристики которой свидетельствуют о высокой внутренней согласованности пяти субшкал. Субшкалы методики коррелируют с показателями жизнестойкости, семейных эмоциональных коммуникаций и опыта близких отношений, что говорит о внешней валидности инструмента. Характеристики жизнеспособности семьи различаются в зависимости от супружеского статуса, количества детей в семье, от типа неблагоприятного события на выборках россиян и белорусов, что также подтверждает пригодность методики для работы с разными типами семей. В результате было установлено, что FRAS-RII, включающая в себя пять субшкал — «семейная коммуникация и связность», «позитивный прогноз и решение проблем», «принятие и гибкость», «социальные ресурсы», «духовность семьи», — является надежным, валидным инструментом для исследований и для практики психологической работы с российскими и белорусскими семьями. |
|
32–54
|
Представлены результаты разработки русскоязычных версий двух методик, предложенных Л.А. Курдеком для анализа особенностей решения конфликтов в близких отношениях: «Опросника неэффективного решения конфликтов» (Ineffective Arguing Inventory) и «Опросника стилей решения конфликтов» (Conflict Resolution Style Inventory). Теоретической основой методик являются результаты исследований, раскрывших важную роль конфликтов в устойчивости семьи и охарактеризовавших непродуктивный паттерн конфликтного поведения. На выборке из 415 человек (43% мужчин) в возрасте от 18 до 66 лет (M = 28.02; SD = 8.05), состоящих в добрачных (45%) или супружеских (55%) отношениях, была подтверждена факторная структура методик с помощью конфирматорного факторного анализа, а также получены данные о приемлемой внутренней согласованности шкал. О валидности предложенных методик свидетельствуют ожидаемые связи неэффективного решения конфликтов и трех шкал стилей (позитивного, вовлекающегося и отстраняющегося) с показателями частоты конфликтов в паре, удовлетворенности отношениями, стиля привязанности, эмпатии и склонности к прощению. Четвертый стиль решения конфликтов (уступчивый) показал слабые корреляции лишь с некоторыми критериями валидности, что отражает значительно менее важное место этого стиля в конфликтах добрачных и супружеских пар. Связи стилей и эффективности решения конфликтов с возрастом и продолжительностью отношений не обнаружены, слабые гендерные различия (в пользу женщин) проявляются лишь в оценке склонности к позитивному стилю решения конфликтов. Предложенные методики могут принести пользу в будущих исследованиях конфликтов в близких отношениях, а также в психопрофилактической и консультационной работе. |
|
55–78
|
Исследование посвящено проблеме разработки и первичной валидизации опросника «Личностный потенциал» для спортсменов. В нем принимали участие 429 членов сборных команд России по разным видам спорта в возрасте от 17 до 40 лет. Психодиагностический инструментарий состоял из авторского опросника «Личностный потенциал», «Самоактуализационного теста», методики «Уровень субъективного контроля», «Теста жизнестойкости», «Теста смысложизненных ориентаций», «Теста общей самоэффективности», опросника «Фасилитатор – медиатор – модератор», методики «Экспресс-диагностика склонности к аффективному поведению». Результаты показали, что шкалы опросника «Личностный потенциал» имеют показатели асимметрии и эксцесс меньше единицы, что демонстрирует нормальность распределения на приемлемом уровне. Эксплораторный факторный анализ проводился методом факторизации главной оси (PАF), косоугольным вращением Oblimin. Выделено пять факторов: включенность, осмысленность, интернальность, независимость, позитивность. Итоговая модель авторского опросника подтверждена конфирматорным факторным анализом, приоритет отдан модели высшего порядка, индексы соответствия CFI = 0.900, SRMR = 0.047 и RMSEA = 0.032. Ретестовая надежность оценивалась с помощью корреляционного анализа (по Спирмену): по общей шкале личностного потенциала ρ = 0.850, включенность ρ = 0.867, осмысленность ρ = 0.603, интернальность ρ = 0.690, позитивность ρ = 0.728, независимость ρ = 0.554, уровень значимости всех показателей p < 0.001. Дискриминантная валидность показала отсутствие связи шкал разрабатываемого опросника с другими методиками, не входящими в конструкт личностного потенциала. Факторная валидность была получена методом главных компонент с использованием косоугольного вращения Oblimin: нагрузка шкалы «Осмысленность» 0.809, «Включенность» – 0.592, «Независимость» – 0.756, «Интернальность» – 0.574, «Позитивность» – 0.610. Статистическая обработка данных проводилась с использованием программ SPSS Statistics 23, Jamovi 2.2.5 и RStudio. Разработанный опросник «Личностный потенциал» является надежным психодиагностическим инструментом, может быть рекомендован для диагностики компонентов личностного потенциала. |
|
79–100
|
Целью статьи является разработка и апробация методики, позволяющей оценить статусы виртуальной идентичности: достигнутой, предрешенной, диффузной и моратория. Цифровой образ Я, моделируемый пользователем в виртуальной среде, образует виртуальную идентичность, но основа этого психологического механизма остается неизвестной. Современные психологи изучают влияние цифрового опыта на виртуальную идентичность, однако до сих пор не было проведено исследований, фиксирующих статусы этого сложного образования. Мы исследовали статусы виртуальной идентичности через призму интеграции неоэриксоновских идей с положениями культурно-исторической теории. Исследование проводилось с помощью опросного метода. Для измерения статусов виртуальной идентичности была разработана и валидизирована авторская методика «Статус ВИ». Измерены пять личностных свойств (экстраверсия, нейротизм, доброжелательность, добросовестность и открытость опыту) и самодетерминация. Выборку составили данные, полученные от 350 студентов (возрастной диапазон от 17 до 25 лет; 44.3% мужчины). Для обработки и анализа данных были использованы: конфирматорный факторный анализ, коэффициент Кронбаха, t-критерий Стьюдента, φ*-критерий Фишера, r-критерий Пирсона. Для обработки данных использовались программы SPSS 21.0 и AMOS 21. Конфирматорный факторный анализ подтвердил двухфакторную структуру, образованную шкалами «интенсивность поиска» и «осмысленность принятия» (χ2/df = 1.17; ρ = 0.08; RMSEA = 0.07; CFI = 0.93). В результате двухосевой круговой интеграции двух измерений в 4 квадранта получены 4 статуса виртуальной идентичности. Мы обнаружили, что открытые к новому опыту и способные к самодетерминации студенты-мужчины часто демонстрировали достигнутую виртуальную идентичность (ρ < 0.01). Статус виртуальной идентичности относительно стабилен в течение двух месяцев (φ* = 0.21). Таким образом, «Статус ВИ» является надежной и валидной методикой и может использоваться как инструмент для решения теоретических, эмпирических и экспериментальных задач, связанных с развитием идентичности в цифровом пространстве. |
|
101–122
|
Оценка уровня интеллектуального развития у детей и подростков является важным элементом психодиагностики и позволяет понять природу трудностей, связанных с обучением. Тесты на интеллект имеют более чем столетнюю историю, но даже современные версии наиболее популярных тестов интеллекта (например, тест Векслера или Стенфорда–Бине) ограничены наследием своих бумажных версий. В то же время с появлением вычислительных мощностей и компьютеризации тестов психометрика претерпела значительное развитие и открыла новые возможности в оценивании. Применение современной психометрики в полной мере может привести к революционным изменениям в измерении интеллекта. В статье предложено описание текущей ситуации в сфере измерения интеллекта детей и подростков в России и мире и рассмотрено применение новых методологических решений для улучшения качества оценивания. Представлены такие возможности современной психометрики, как использование инновационных типов заданий, использование универсального дизайна при разработке теста, компьютерное адаптивное тестирование и многоступенчатое тестирование, применение многомерных моделей IRT для обоснования конструктной и критериальной валидности, переход от дискретных норм к непрерывному нормированию, лонгитюдные измерения. Совокупность этих свойств компьютерного формата тестирования интеллекта позволит 1) повысить мотивацию респондентов и сократить время прохождения теста, 2) оценивать прогресс ребенка и делать это так часто, как необходимо, предъявляя каждый раз разные версии теста, 3) существенно снизить ошибки при администрировании теста и подсчете результатов, а также обеспечить его защиту от использования непрофессионалами. |
Статьи
|
123–143
|
В фокусе внимания представленного исследования находится моральное отчуждение как внутренний механизм неэтичного поведения. В данной работе оно изучалось в контексте консультативной деятельности российских психологов, в частности, в таких ситуациях профессионального взаимодействия, которые несут потенциальную угрозу профессиональной и личностной идентичности. Моральное отчуждение в данном случае служит защите Я-концепции и совладанию с неприятными эмоциями. Выборка исследования составила 200 человек. Для сбора данных были использованы методы онлайн-опроса и глубинного полуструктурированного интервью. Была показана значимая обратная связь морального отчуждения с эмпатией, добросовестностью, доброжелательностью, а также с психологической разумностью. Кластерный анализ позволил выделить четыре профиля респондентов с разным сочетанием морального отчуждения и личностных факторов. Тематический анализ глубинных интервью с респондентами-психологами выделенных групп позволил детально описать проявления морального отчуждения в ситуациях профессионального взаимодействия. Были выявлены факторы, сопровождающие высокие показатели морального отчуждения: отсутствие акцента на теме пользы консультирования для клиента, самообвинения психолога, переживание психологом профессиональной несостоятельности, стигматизация клиента психологом, воспринимаемое психологом противостояние с клиентом, сильные эмоции вины, обиды и гнева, трудности с управлением эмоциональным состоянием, мотив самозащиты, поведение, связанное с рисками эксплуатации клиентов и нанесения им вреда. Данное исследование не только углубляет представление о феноменологии проявления морального отчуждения, но и может помочь снизить риски эксплуатации клиентов и нанесения им вреда за счет повышения степени осознанности психологов в области использования механизмов морального отчуждения в ситуациях профессионального взаимодействия. |
|
144–166
|
Целью исследования стал поиск оптимальных измерений в целостном описании эволюции феномена «способности», проявляющихся в процессах профессионального становления и профессиональной деятельности субъекта. На основании анализа научной литературы мы пришли к следующим выводам: 1) эффективность деятельности и социальная успешность субъекта имеют неоднозначные связи с мерой выраженности способностей (одаренности, таланта, гениальности); 2) изучение способностей на выборках детей и молодежи, у которых способности проявляются в деятельности условной (обучение), в деятельности-увлечении, накладывает ограничения; 3) наименее изученными остаются проявления способностей в совместной деятельности профессионалов высокой квалификации. С помощью методов историко-теоретического и предметно-категориального анализа мы выработали авторский подход к обсуждаемой проблеме, заключающийся в эволюционно-системном описании феномена. Интерпретируя различие содержания понятий «эффективность деятельности субъекта» и «социальная успешность субъекта» как возможность продвинуться к решению открытых вопросов в области изучения проблемы способностей, мы предлагаем обратиться к системно-эволюционному описанию данного феномена посредством его четырех измерений. В «горизонтальном» измерении эволюция феномена представлена как континуум проявлений следующих его ипостасей: задатки, способности, специальные способности, профессиональные способности; в «вертикальном» измерении – последовательными стадиями: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность; в онтогенетическом («возрастном», «продольном») измерении – возрастными изменениями человека как личности и как субъекта, структурными трансформациями его способностей в процессе приобретения им социального опыта, овладения новыми профессиональными функциями и социальными ролями; измерение «самореференция» есть мера представленности психологической системы как целостности «внешнему наблюдателю» и «внутреннему наблюдателю», самой себе. Выводы: способности есть феномен, который может быть распределенным во времени и в пространстве, проявления которого определяются мерой мобилизации возможностей психики и организма, мерой интеграции с другими системами, сохранность которого обеспечивается процессами саморегуляции и самовосстановления, периодическими изменениями компонентов и структур. |
|
167–183
|
Саморегуляция является одним из основных ресурсов, способствующих продуктивной реализации деятельности и получению удовлетворения от жизни. Целью исследования было изучение роли различных аспектов саморегуляции в развитии внутренней мотивации и психологического благополучия при занятиях спортом. Для исследования различных аспектов саморегуляции была использована «Методика исследования самоуправления» Ю. Куля и А. Фурмана, для изучения выраженности внутренней мотивации – «Методика исследования мотивации в спорте», для диагностики степени удовлетворенности жизнью применялись «Шкала удовлетворенности жизнью» и «Шкала негативных и позитивных эмоций» Э. Динера. В исследовании приняли участие 178 спортсменов в возрасте от 17 до 33 лет (М = 19.38; SD = 1.88), имеющие звания (разряды) от юношеского до мастера спорта международного класса. Проведенный регрессионный анализ показал, что такие аспекты саморегуляции, как планирование своей деятельности, чувствительность к собственным ценностям и регуляция эмоционального состояния, способствуют более высокому уровню удовлетворенности спортсменов жизнью, а такие параметры, как развитие воли и способность к регуляции своей деятельности, значимо влияют на поддержание их внутренней мотивации к занятиям спортом. Сравнение групп с различными уровнями выраженности саморегуляции показало, что спортсмены, обладающие более высокими показателями навыка саморегуляции, характеризуются более устойчивой внутренней мотивацией к занятиям спортом и меньшей выраженностью негативных переживаний, а также чаще испытывают положительные эмоции. Кроме того, было впервые продемонстрировано, что наиболее развитые показатели волевой регуляции характерны для спортсменов на начальном и профессиональном уровнях мастерства, по сравнению с теми, кто находится на промежуточном этапе. Установлено, что саморегуляция является одним из важнейших ресурсов спортсмена, имеющих значение не только для повышения эффективности его деятельности и улучшения профессиональных результатов, но и для ощущения благополучия жизни в целом. |
|
184–201
|
Знание иностранного языка помогает людям из разных культур обмениваться опытом, делиться экспертизой и идеями по всему миру. Способность говорить на иностранном языке является конкурентным преимуществом как в профессиональной, так и частной жизни. Языковая тревожность – это страх и нервозность, которые возникают в контексте изучения иностранного языка. Зачастую языковая тревожность способствует снижению эффективности процесса, потере мотивации и избеганию практики иностранного языка. Цель настоящего исследования – выявить, существует ли влияние личностных черт «Большой пятерки» на формирование языковой тревожности. В исследовании приняли участие 452 человека в возрасте от 16 до 70 лет, которые изучают различные иностранные языки. Участникам были предложены краткая версия опросника личностных черт «Большая пятерка» для оценки уровня экстраверсии, доброжелательности, добросовестности, нейротизма и открытости новому опыту, а также шкала тревожности на занятиях иностранным языком для оценки их языковой тревожности, которая состоит из таких компонентов, как тестовая тревожность, боязнь негативной оценки, а также коммуникативное восприятие. В качестве метода анализа данных была выбрана линейная регрессия. Результаты показали, что нейротизм позитивно влияет на боязнь негативной оценки, коммуникационное восприятие и тестовую тревожность. Экстраверсия негативно влияет на боязнь негативной оценки, коммуникативное восприятие и тестовую тревожность. Открытость также негативно влияет все три компонента языковой тревожности. Полученные результаты позволяют сформулировать вывод о необходимости учитывать личностные черты обучающихся в процессе изучения иностранных языков с целью снизить уровень языковой тревожности. |
Обзоры и рецензии
|
202–225
|
В статье рассматривается эволюция методов автоматической оценки вербальных тестов на дивергентное мышление. Основным предметом внимания исследователей становится возможность оценить оригинальность ответов испытуемых с помощью подсчета их семантической удаленности от стимульной задачи. В период с 2009 по 2019 г. главным методом оценки семантических расстояний стал латентно-семантический анализ. В целом, с точки зрения внутренней согласованности и корреляции с экспертными оценками, его применение давало удовлетворительные результаты, позволяя сохранить допустимый баланс качества и затраченных усилий. Однако выявились проблемы (зависимость оценок от используемого корпуса, нестабильность результатов, систематические искажения, связанные с длиной анализируемых ответов), которые заставили исследователей перейти к более продвинутым моделям дистрибутивной семантики (GloVe, Word2Vec), большим языковым моделям и обучению с учителем. Большие языковые модели (особенно дообученные на материале тестов креативности) показали более высокую эффективность, чем модели, оценивающие семантические расстояния, и приблизились к оценкам, которые дают эксперты. Помимо оценки оригинальности, в статье рассматриваются работы, в которых предлагаются методы автоматической оценки разработанности, гибкости, ассоциативного потока и дивергентной семантической интеграции. Приводятся ссылки на онлайн-платформы, позволяющие получать автоматические оценки оригинальности ответов на дивергентные тесты. Обсуждается проблема интерпретации полученных с помощью больших языковых моделей результатов. Недостатком применения этих моделей является отсутствие понимания, на каких основаниях выносится суждение об оригинальности творческих продуктов. Обсуждаются перспективы применения объяснимого искусственного интеллекта для оценки результатов вербальных и невербальных тестов творческого мышления. |
|
226–231
|
В рецензии на книгу Т.Н. Ушаковой «Природа осмысленности слова» рассмотрена основная идея книги – соотношение субъективных и объективных компонентов речи, внешней формы слова и его субъективного содержания, их взаимное дополнение и несводимость суммы к единому целому. Проанализированы ее доказательства, основанные на анализе Т.Н. Ушаковой большого объема литературных и экспериментальных данных, включая ее собственные работы. Подчеркивается, что книга является фундаментальным трудом, обобщающим экспериментальные данные и их глубокое осмысление, позволяющие автору сформулировать новую психофизиологическую концепцию становления речи и освоения языка. Это междисциплинарное исследование, охватывающее разные стороны речевого поведения с позиций психологии, физиологии, лингвистики, психофизиологии и философии, начиная от ранних вокализаций младенцев и их двигательной активности и заканчивая процессами языкового творчества взрослого. В рецензии отмечается, что, расширяя проблему исследования языка и речи, Т.Н. Ушакова обращается к нейропсихологическим и психофизиологическим исследованиям вербальных явлений, описывая подходы, направленные на изучение их механизмов; предлагает поведенческую схему формирования осмысленного поведения – от зарождения в младенческом возрасте и до реализации в старшем возрасте. Книга содержит три логично связанные части – «Справочные данные о психологических и психолингвистических исследованиях слова», «Зарождение и развитие явления осмысленности», «Язык и словесное творчество». Содержание каждой предыдущей части подводит читателя к восприятию усложняющейся информации, изложенной в следующей главе. Логичным заключением многолетних исследований автора является изложенная в книге новая в лингвистике концепция языка. Книга представляет интерес для специалистов разных областей знаний – филологов, лингвистов, психологов, психофизиологов, философов. |
|
|