Канонир Т. Н. 1, Федерякин Д. А.2, Логвиненко Т. И.3, Орел Е. А.4, Куликова А. А.4Как современная психометрика может изменить тестирование интеллекта детей и подростков в России
2024.
Т. 21.
№ 1.
С. 101–122
[содержание номера]
Оценка уровня интеллектуального развития у детей и подростков является важным элементом психодиагностики и позволяет понять природу трудностей, связанных с обучением. Тесты на интеллект имеют более чем столетнюю историю, но даже современные версии наиболее популярных тестов интеллекта (например, тест Векслера или Стенфорда–Бине) ограничены наследием своих бумажных версий. В то же время с появлением вычислительных мощностей и компьютеризации тестов психометрика претерпела значительное развитие и открыла новые возможности в оценивании. Применение современной психометрики в полной мере может привести к революционным изменениям в измерении интеллекта. В статье предложено описание текущей ситуации в сфере измерения интеллекта детей и подростков в России и мире и рассмотрено применение новых методологических решений для улучшения качества оценивания. Представлены такие возможности современной психометрики, как использование инновационных типов заданий, использование универсального дизайна при разработке теста, компьютерное адаптивное тестирование и многоступенчатое тестирование, применение многомерных моделей IRT для обоснования конструктной и критериальной валидности, переход от дискретных норм к непрерывному нормированию, лонгитюдные измерения. Совокупность этих свойств компьютерного формата тестирования интеллекта позволит 1) повысить мотивацию респондентов и сократить время прохождения теста, 2) оценивать прогресс ребенка и делать это так часто, как необходимо, предъявляя каждый раз разные версии теста, 3) существенно снизить ошибки при администрировании теста и подсчете результатов, а также обеспечить его защиту от использования непрофессионалами. |
|
|