Логинов Н. И.1, Спиридонов В. Ф.2Основные экспериментальные парадигмы в исследованиях воплощенного познания в области решения мыслительных задач
2023.
Т. 20.
№ 3.
С. 418–427
[содержание номера]
Современные исследования мыслительных процессов всё чаще обращаются к одному из популярных в когнитивной психологии направлений — «воплощенному познанию». Благодаря эвристической ценности этого подхода появляются возможности для проверки новых гипотез и формулирования новых исследовательских вопросов о психологических механизмах решения задач. Целью данной статьи является систематизация предложенных экспериментальных парадигм, позволяющих проверять гипотезы такого рода, в частности, посвященные функциональному вкладу моторной активности в процесс решения мыслительных задач. В обзоре анализируются основные экспериментальные парадигмы в этой области: влияние предшествующей моторной и/или окуломоторной активности на решение задач (когда до начала решения основной задачи решатель выполняет определенные движения, представляющие собой фрагмент будущего решения или семантически связанные с ним), влияние сопутствующей моторной активности на процесс и результат решения (когда выполняемые параллельно с решением задачи движения оказывают значимое влияние на процесс и/или результат мыслительного процесса), влияние эффектов интерактивности на решение задачи (когда за счет непосредственного взаимодействия с материалом задачи испытуемые снижают нагрузку на рабочую память и/или повышают успешность решения), влияние жестов на решение задачи (когда количество жестов определенного типа в ходе описания найденного ответа положительно связано с успешностью решения), а также влияние разных режимов моторного планирования на процесс решения мыслительных задач (когда только один из его вариантов — планирование движения по ходу его выполнения — положительно влияет на успешность решения).
Ключевые слова:
экспериментальная парадигма;
решение задачи;
воплощенное познание;
интерактивность;
моторная активность;
мышление;
движение
|
|
|