TY - JOUR TI - Усвоение новых конкретных и абстрактных слов через текстовый и графический контекст T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - конкретные слова KW - абстрактные слова KW - эффект конкретности KW - усвоение слов KW - усвоение семантики KW - эффект превосходства изображения AB - Абстрактные слова из-за отсутствия материальных референтов сложнее запоминать и обрабатывать, чем конкретные (эффект конкретности). В настоящей работе мы исследовали данный эффект, оценивая результаты усвоения конкретных и абстрактных слов, значение которых передано через текстовый или графический контекст. Пять заданий, включая Свободное воспроизведение, Уз­навание, Лексическое решение, Форму­ли­ровку и Выбор определений, были использованы для оценки успешности усвоения как словоформ, так и семантики. Внутри­групповой анализ выявил эффект конкретности в обеих экспериментальных группах. Однако он был более выражен после графического, чем текстового предъявления (в трех заданиях против одного), поддерживая ключевую роль невербальной (образной) системы в изучении конкретных слов. Межгрупповой анализ выявил более точное Воспроизведение и Определение конкретных существительных, а также лучшую производительность обоих типов слов с точки зрения качества Определения в графической группе по сравнению с текстовой. Однако участники из текстовой группы распознавали новые абстрактные слова лучше, чем участники из графической. Более того, после поправок Бонферрони межгрупповые различия остались значимыми только по отношению к качеству Определения абстрактных слов. Результаты показали, что (1) обработка конкретных и абстрактных слов может иметь частично различающиеся когнитивные механизмы и (2) зрительные ассоциации могут играть решающую роль в усвоении семантики, особенно в случае конкретных слов. AU - Н. . Мкртычян AU - С. Н. Костромина AU - Д. С. Гнедых AU - Д. М. Цветова AU - Е. Д. Благовещенский UR - https://psy-journal.hse.ru/2022-19-1/581962100.html PY - 2022 SP - 110-123 VL - 19