|
2020. т. 17. №2
|
Специальная тема выпуска:
Психодиагностика
|
191–209
|
В статье представлены результаты разработки и психометрического анализа новой психологической Шкалы апатии. В трех сериях исследования, в которых в общей сложности приняли участие 727 взрослых русскоязычных респондентов, получены убедительные доказательства психометрической состоятельности шкалы. В первой серии исследования была произведена предварительная апробация Шкалы апатии, которая указала на гомогенную и воспроизводимую факторную структуру шкалы. Во второй серии исследования была оценена надежность и валидность Шкалы апатии. Коэффициент α-Кронбаха – 0.85, а различия между средними значениями апатии, измеренными во время теста и ретеста, оказались статистически не значимыми по графику Бланда–Альтмана. Конвергентная и дивергентная валидность шкалы была установлена посредством прямых связей шкалы с показателями юношеской апатии, отчужденности от учебы, академической амотивации, алекситимии и социальной ангедонии, а также обратных связей с показателями увлеченности учебой, познавательной мотивации, мотивации достижения, мотивации саморазвития, самоуважения, интроецированной и экстернальной мотивации. В третьей серии исследования была произведена оценка социальной желательности Шкалы апатии. С помощью экспериментальной манипуляции с fake-good, стандартной и fake-bad инструкциями, а также анализа корреляционных связей шкалы с Опросником социальной желательности Д. Паулуса было показано, что шкала устойчива и адекватна в условиях высокой социальной желательности. На основании результатов исследования делается вывод о том, что новая психологическая Шкала апатии является надежным и валидным инструментом для психологической диагностики апатии у взрослых русскоязычных респондентов. |
|
210–222
|
В статьеописана процедура разработки семантического дифференциала (СД) «Волевой человек», которая состоит из семи этапов. Семантический дифференциал представляет собой бланковую методику, которая обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционными опросниками. Метод СД позволяет респонденту оценить степень выраженности качеств и характеристик оцениваемого понятия («мои волевые качества»), что создает возможность бо̀льшей дифференциации ответов. Кроме того, СД «Волевой человек» предоставляет возможность максимального охвата многообразия семантического пространства понятия воли как одного из трудно описываемых и многоликих психологических феноменов. На основе анализа релевантной психологической и философской литературы, а также словарных источников был выделен первый набор дескрипторов. Благодаря полученным результатам свободного ассоциативного эксперимента (численность испытуемых 102 человека), метода определения понятия (посредством обращения к экспертному мнению специалистов-психологов) был сформулирован второй набор дескрипторов (1-3 этап разработки СД). Результатом четвертого этапа разработки СД стало появление первичного бланка СД «Волевой человек» на основе построения первичной матрицы результатов оценивания посредством работы с группой (67 человек), которая обрабатывалась с помощью процедур выделения семантических универсалий групповой оценки и факторного анализа (пятый этап). В результате проведенной работы предлагается рабочий вариант семантического дифференциала для оценки волевых характеристик (качеств) человека. Соблюдение структуры семантической оценки доказывает конструктную валидность предлагаемого бланка. Инструментом оценки содержательной валидности выступает метод семантической реконструкции. Разработанная методика может быть использована в исследовательской деятельности, в консультативной и психотерапевтической практике в качестве диагностического инструментария, а также для самопознания и саморазвития. |
|
223–249
|
Авторы предлагают методику ускоренных процедур дискриминантного анализа с использованием Программного комплекса анализа и топографического картирования электрической активности мозга «Brainsys» для проведения дискриминантного анализа ЭЭГ в два класса. Программный комплекс позволяет рассматривать до 10 тысяч спектральных и прочих параметров ЭЭГ, которые могут потенциально выступить в качестве предикторов линейной дискриминантной функции. Предварительно параметры ЭЭГ могут быть приведены к приблизительно нормальному распределению. Предложены различные процедуры отбора параметров ЭЭГ, чтобы они удовлетворяли модели Фишера, а также процедуры поиска наиболее информативных параметров – кандидатов в предикторы. Были рассмотрены процедуры пошагового включения предикторов и процедуры перебора всех возможных комбинаций предикторов. Процедуры включает в себя поиск по нескольким критериям оценки наилучшей дискриминации на обучающих выборках. Особое внимание было уделено проблеме переобучения. Завышенные оценки чувствительности и специфичности, полученные на обучающих выборках, могут возникнуть как из-за отклонений от модели Фишера, так и множественного тестирования в процедуре перебора всех возможных комбинаций. Решение проблемы переобучения следует искать в подтверждении оценки качества различения на независимых выборках, как минимум, одной. Также рассмотрены вопросы получения оценки обобщающей способности (способность к правильному предсказанию на независимых тестовых выборках) линейной дискриминантной функции, полученной в результате дискриминантного анализа. Методика позволяет без рутинных расчетов проверить множество вариантов дискриминантных функций или получить быстрые предварительные оценочные результаты, применив процедуру пошагового включения предикторов. Была получена в качестве примера формула линейной дискриминантной функции, включающая спектральные параметры ЭЭГ, для различения лиц импульсивного поведения и склонных к самоконтролю. |
|
250–263
|
Развитие позитивной психологии, психологии здоровья и биопсихосоциального подхода к здоровью в медицине сместило акцент в диагностике эмоций в сторону позитивных индикаторов стабильных эмоций в рамках скрининговых инструментов, позволяющих сопоставить выраженность позитивных и негативных эмоций с когнитивной оценкой жизни. В подходе Э. Динера субъективное благополучие определяется через три его взаимосвязанных компонента – удовлетворенность как результат когнитивной оценки своей жизни, позитивные и негативные эмоции как аффективные проявления. Наиболее распространенная в мире шкала психодиагностики эмоций PANAS критикуется Э. Динером ввиду того, что большинство ее пунктов оценивают переживания, связанные с высоким уровнем возбуждения, а не качественные особенности эмоций. В виде альтернативы он предложил шкалу позитивных и негативных переживаний (SPANE), отличающуюся большим акцентом на модальности в отличие от интенсивности эмоций и краткостью. Целью работы была апробация русскоязычной версии шкалы. 179 студентов психологических специальностей и 100 взрослых респондентов заполняли русскоязычную версию шкалы и шкалу удовлетворенности жизнью. Студенты отвечали также на вопросы краткой версии опросника качества жизни, краткой версии опросника качества жизни и удовлетворенности и методики COPE. Согласно полученным данным, методика характеризуется достаточной надежностью-согласованностью (альфа Кронбаха = 0,81–0,89), ретестовой надежностью (r = 0,52–0,65) и факторной валидностью, а ее субшкалы ожидаемым образом коррелируют с удовлетворенностью жизнью, качеством жизни, особенно в сферах переживаний и общения, а также копинг-стратегиями, традиционно относимыми к «продуктивным», что свидетельствует о внешней валидности шкалы. Шкала может использоваться для задач скрининговой диагностики позитивных и негативных эмоций в психологических исследованиях. |
|
264–270
|
В статье представлены результаты репликационного исследования, направленного на проверку стабильности двухуровневой ортогональной структуры русскоязычной версии опросника этических позиций Д. Р. Форсайта (Ethics Position Questionnaire). При помощи конфирматорного факторного анализа на выборке из 201 человека показано, что эта структура хорошо соответствует эмпирическим данным и характеризуется лучшей пригодностью по сравнению с оригинальной одноуровневой моделью Д.Р. Форсайта. Также в данном репликационном исследовании установлено, что EPQ имеет хорошую внутреннюю согласованность, конвергентную и дискриминантную валидность. Последняя оценивалась при помощи шкалы лжи краткой формы личностного опросника Айзенка, а не методики Марлоу–Крауна (как в оригинальном исследовании), что позволяет оценить не просто воспроизводимость, но и повторяемость результатов. Полученные в данном репликационном исследовании данные свидетельствуют о воспроизводимости двухуровневой ортогональной структуры EPQ. |
Статьи
|
271–294
|
В статье на фоне краткого анализа истории российского человекознания ХIХ–ХХI вв. охарактеризована системообразующая роль деятельностного подхода в качестве теоретико-методологической доминанты развития психологической науки. Впервые построена целостная периодизация этапов становления парадигмы деятельности и показано значение ее различных концепций для современной психологии. Их системодеятельностное взаимодействие позволило нам построить теоретическую модель, описывающую рефлексивно-личностную регуляцию мыслительной деятельности (при дискурсивном решении творческих задач) и рефлексивный механизм саморазвития личности в процессе продуктивной самодеятельности индивидуальности в сотворчестве с кооперантами. Онтологически деятельность есть преобразование объекта субъектом, опосредованное как орудийно-знаковыми средствами труда и общения (культурно-историческими по своему происхождению), так и субъектно-процессуальной динамикой рефлексивно-личностной регуляции этого преобразования. Ибо рефлексия обеспечивает значимое переосмысление и продуктивную перестройку содержания сознания субъекта для его адекватной ориентировки в биотической среде и социальном окружении как предпосылки адаптации поведения в них и конструктивного целеполагания и саморазвития индивидуальности во взаимодействии и взаимоотношении в процессе диалога с другими людьми – современниками, предшественниками и потомками, которые суть звенья эстафетной трансляции знаний и культур. Системообразующим фактором интеграции этих психических процессов, обеспечивающих в комплексе осуществление человеком социальной (по своей культурно-исторической природе) деятельности и индивидуально-диалогического поведения в коммуникациях, является рефлексия как переосмысление и перестройка субъектом жизнедеятельности переживаний души и содержания индивидуального сознания. В заключение показано перспективное значение для прогресса человекознания ХХI в. парадигмы деятельности во взаимодействии с такими подходами психологии развития, как антропологический, метакогнитивный, психосемантический, рефлексивный, смысловой, персонологический, акмеологический, экзистенциальный, культуральный. Их экспериментальная верификация позволила разработать психотехнологии, эффективные для модернизации образования и управления в современную цифровую эпоху. |
|
295–314
|
На основе анализа публикаций выделены этапы средовых исследований личностного развития в российской психологии: педологический – 1920-е – начало 1930-х гг.; культурно-деятельностный – 1930–1960-е гг.; пространственный – 1970-е гг.; личностно-средовой – с середины 1990-х гг.; эколого-психологический – с начала XXI в.; эколого-педагогический – формируется в настоящее время. Проведен сравнительный анализ основных методологических подходов, на базе которых проводятся исследования образовательных сред в современной российской педагогической психологии и педагогике: коллекционерского, пространственно-предметного, социально-психологического, средового в воспитании, культурно-исторического и экологического подходов. Обоснована возможность разработки обобщенной теории среды развития личности на основе синтеза ключевых положений данных подходов. Выявлен понятийно-терминологический и структурно-содержательный волюнтаризм в понимании и использовании понятия «образовательная среда», снижающий качество психолого-педагогических исследований. Освоение личностью развивающих возможностей среды рассматривается как основной психологический механизм взаимодействия личности со средой и как содержание психологического проектирования личностно развивающей среды. Сформулировано понятие образовательной среды и разработана ее структурно-содержательная модель, синтезирующие ключевые положения различных научных школ. Образовательная среда понимается как пространственно и/или событийно ограниченная совокупность возможностей для развития личности, возникающих при ее взаимодействии со своим социальным и пространственно-предметным окружением.Предложен комплекс системных параметров дескрипции среды, содержательно интегрирующий различные направления исследований среды развития личности: широта, интенсивность, осознаваемость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность, социальная активность, структурированность, мобильность, безопасность и устойчивость. Формирующееся научное направление «экологическая психология образования» может стать основой для создания экологической (средовой) педагогики, обеспечивающей проектирование личностно развивающих социальных и образовательных сред. Экологическая психология образования создает «психологическую матрицу» (процессы, механизмы, принципы, методы), на которую может быть наложена соответствующая педагогическая калька (технологии, приемы, методики). |
|
315–327
|
Динамика настроения играет важную роль в разных аспектах жизни, включая психологическое здоровье и благополучие. Принято считать, что людям с высоким эмоциональным интеллектом (ЭИ) свойственно более положительное и устойчивое настроение. Однако большинство исследований анализируют связь ЭИ лишь с эмоциональными чертами или текущим настроением, в то время как связь ЭИ с динамикой настроения оказывается мало изученной. Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы выяснить, как динамические характеристики настроения связаны друг с другом, в какой степени они являются независимыми и какие аспекты ЭИ связаны с теми или иными динамическими характеристиками настроения. Испытуемые заполняли опросник на ЭИ и затем на протяжении двух недель три раза в день давали самоотчет о своем настроении. Средние оценки настроения, усредненные по всем замерам, рассматривались как статические характеристики настроения, отражающие типичный для испытуемого эмоциональный фон. Также оценивались три динамические характеристики настроения – вариативность, неустойчивость и инерционность. Показатели вариативности и неустойчивости оказались тесно связаны друг с другом, но слабо коррелировали с инерционностью. Высокий ЭИ оказался связан с большей инерционностью настроений, иначе говоря со склонностью испытывать более длительные эмоциональные состояния, и с большей устойчивостью такого измерения настроения, как напряжение. В отличие от предыдущих исследований, учитывавших только статические характеристики настроения, не было получено связи более высокого ЭИ с положительным настроением. В целом результаты свидетельствуют о том, что регулярные замеры настроения позволяют получить принципиально новые сведения о связи ЭИ с настроением. |
|
328–344
|
Поскольку профессиональные интересы являются более сильным предиктором будущего профессионального успеха, чем черты личности или IQ, важно иметь представление о профессиональных интересах будущих руководителей. Целью настоящей статьи было подробное описание актуальных представлений о вариативности профессиональных интересов у представителей разных культур и различной гендерной принадлежности посредством анализа гендерных и национальных различий между польской и словенской выборками. В исследовании приняли участие 226 студентов, обучающихся на факультетах менеджмента в Польше и Словении. В исследовании применялся опросник Vocational Potential Inventory. Гендерные различия были более явными в польской группе: у польских женщин наблюдаются более выраженные просоциальные интересы по сравнению с польскими мужчинами, в то время как польские мужчины проявляли большую заинтересованность в лидерстве. В словенской выборке не было выявлено статистически значимых различий в профессиональных интересах. В целом, у студенток более выражены просоциальные интересы и менее выражены технические интересы. Таким образом, гендерный эффект отражает стереотипную гендерную роль: женщины ориентированы на людей, а мужчины – на предметы. Что касается эффекта национальности, было выявлено три кластера с дифференциацией в отношении национальности. Кластеры были представлены словенской женской группой, польской женской группой и мужской группой. Это означает, что культурные различия ярче выражены в женской группе по сравнению с мужской. Кластеризация показала, что самые сильные технические интересы наблюдаются у представителей мужской группы, и слабее всего они выражены у польских женщин. Сформулированы выводы на основании полученных результатов. |
Короткие сообщения
|
345–355
|
В условиях глобализации мигранты составляют внушительную часть общего населения России: как в сфере образования в качестве иностранных студентов, так и в других сферах, включая трудовых мигрантов. Помимо адаптации самих мигрантов в новом культурном обществе, принимающее население также сталкивается с рядом трудностей, вызванных принятием или непринятием приезжих. Статья посвящена изучению взаимосвязи между личностными характеристиками и аккультурационными ожиданиями принимающего населения России. За теоретическую основу работы была взята круговая модель метачерт личности и теория аккультурации Дж. Берри. В качестве инструментария был использован опросник аккультурационных ожиданий Дж. Берри (4 переменные: Мультикультурализм, «Плавильный котел», Исключение и Сегрегация), опросник метачерт В. Штрус (круговая модель с 8 характеристиками: Самообладание, Стабильность, Интеграция, Пластичность, Поиск стимуляции, Расторможенность, Дисгармония, Пассивность) и демографические данные. Выборка исследования – 103 человека в возрасте от 22 до 30 лет, 43 мужчины и 60 женщин, проживающих в Москве и Московской области. Регрессионный анализ эмпирических данных выявил взаимосвязи между личностными чертами и отношением к мигрантам, среди которых оценивались Дисгармония, Самообладание и Интеграция. Таким образом, можно сказать, что ассоциальные личностные характеристики являются предикторами нетолерантных аккультурационных ожиданий, таких как Сегрегация и Исключение. Индивидуальная характеристика Дисгармония связана практически со всеми аккультурационными ожиданиями (положительно или отрицательно). Аккультурационное ожидание Мультикультурализм положительно связано с Высокой адаптивностью и Открытостью к опыту. Полученные результаты могут быть полезны в разработке кросс-культурных тренингов для студентов и служащих, в работе с персоналом в области миграционных служб. |
|
355–366
|
Работа посвящена проверке гипотезы о возрастании конкретизации осознаваемого значения многозначной информации при наличии альтернативных значений, оставшихся неосознанными. Предполагается, что неосознаваемые значения играют важную роль в процессе интерпретации многозначной информации: они ограничивают диапазон смыслов осознаваемого значения за счет отсева тех из них, которые не имеют отношения к выбранному для осознания значению. Конкретизация воспринимаемого объекта происходит путем уточнения контекста восприятия при отвержении менее релевантных альтернатив, которыми этот объект не является. Тем самым устраняется интерференция наиболее подходящему решению. Кроме того, именно неосознаваемые значения обеспечивают постоянство контекста. Конкретизуясь, воспринимаемый объект все менее становится субъективно похож на другие подобные объекты. Мы связываем этот процесс с сужением ассоциативного поля или диапазона эквивалентности значений воспринимаемого объекта. В качестве удобной модели для изучения многозначной информации мы рассматриваем двойственные изображения. В процессе исследования сопоставляется частота нахождения семантических связей слов и изображений в трех условиях: для однозначных изображений, для двойственных изображений при наличии неосознаваемых значений, а также для двойственных изображений при осознании испытуемыми обоих значений. Результаты эксперимента показывают, что условие неосознаваемой многозначности отличается от других условий как по количеству ошибок пропуска семантических связей, так и по способности замечать эти ошибки. Тем самым показано, что наличие неосознаваемых (или негативно выбранных) альтернатив является фактором, способствующим конкретизации осознанного значения. Сделан вывод о том, что устойчивость смысла задается не столько осознанными значениями, сколько негативно выбранными. |
Обзоры и рецензии
|
367–383
|
В рамках решения проблемы содержательной неопределенности и нечеткости понятия «лояльность» в статье подчеркнута необходимость его дифференциации с сопряженными и смежными понятиями. Проведен сравнительный анализ часто смешиваемых терминов «loyalty» и «commitment». Проанализирована возможность экстраполяции полученных результатов на соотношение русскоязычных терминов «лояльность» и «приверженность». Рекомендованы следующие правила научного применения сравниваемых терминов: 1) термин «лояльность» логично употреблять только в контексте личностно-групповых отношений, а термин «приверженность» – и за его пределами; 2) термин «лояльность» применим лишь для указания на отношения типа «субъект-субъект», что возможно в отношениях личности с группами членства, характеризующимися реальным психоповеденческим единством, а термин «приверженность» применим для указания на отношения типа «субъект-объект» применительно к любым группам; 3) термин «лояльность» применим при рассмотрении соотношения личности с группой как с системой во всех ее взятых в единстве психоповеденческих аспектах, термин «приверженность», применяемый в личностно-групповом контексте, может отражать отношение человека к отдельным характеристикам группы; 4) в психологическом аспекте термин «лояльность» уместнее использовать, чтобы охарактеризовать личность в целом, а термин «приверженность» – чтобы охарактеризовать ее отдельные особенности; 5) указывая на проявления тотальной регуляции поведения нормами группы самоидентификации и фактического членства, рекомендуется употреблять термин «лояльность», а термин «приверженность» лучше подходит при описании поступков, связанных с отдельными выборами и решениями человека, не отражающими направленность личности и социальную самоидентификацию. Отмечена актуальность термина «лояльность» для системных концептуальных исследований личности в группе, а термина «приверженность» – для прикладных исследований конкретных форм социального поведения. |
|
|