Канонир Т. Н. 1Субъективное благополучие в школе и отношения с одноклассниками у учащихся начальной школы с разным уровнем учебных достижений
2019.
Т. 16.
№ 2.
С. 378–390
[содержание номера]
В фокусе данного исследования находятся проблема субъективного благополучия учащихся и связь субъективного благополучия с уровнем учебных достижений в начальной школе. Несмотря на то что субъективное благополучие школьников значимо прогнозирует их жизненные достижения во взрослой жизни, а в современном образовании наряду с учебными достижениями является одним из показателей эффективности образования, оно недостаточно изучено на материале младших школьников. Многие комплексные модели субъективного благополучия в школе среди различных аспектов выделяют отношения со сверстниками, так как эти отношения являются важным показателем адаптации ребенка к школе (Ladd et al., 1996) и способны предсказывать его субъективное благополучие (Tian et al., 2016). Можно выделить два аспекта отношений с одноклассниками – сотрудничество и враждебность, которые показывают связь с учебными достижениями. В данном исследовании уровень учебных достижений определялся с помощью стандартизированного теста SAM (Student Achievement Monitoring; Nezhnov et al., 2015), позволяющего выделить теоретически и эмпирически обоснованные уровни овладения математикой: формальный, рефлексивный и функциональный. Для измерения субъективного благополучия в школе были использованы русская версия Краткого опросника субъективного благополучия в школе (Brief Adolescents' Subjective Well-Being in School Scale; Tian et al., 2015) и русская версия опросника Дружеских отношений в классе для измерения дружеских отношений (Turilova-Miščenko, Raščevska, 2008). Выборка состояла из 144 учащихся 4-х классов, разделенных на группы с разным уровнем учебных достижений. Для анализа был использован однофакторный дисперсионный анализ. Результаты показали, что существуют различия в уровне удовлетворенности школой, количестве друзей, частоте сотрудничества с одноклассниками и частоте враждебности в общении с одноклассниками между группой учащихся с уровнем учебных достижений ниже формального и учащимися с более высоким уровнем учебных достижений. В то же время различий в аффективном компоненте субъективного благополучия обнаружено не было.
Ключевые слова:
субъективное благополучие;
отношения с одноклассниками;
учебные достижения;
начальная школа
|
|
|