Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 101а

Е-mail:
hsejournal.psychology@gmail.com

 


Организационная психология

Алмазова О. В.1, Бухаленкова Д. А.2, Веракса Н. Е.2
  • 1 ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова, 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, 1
  • 2 МГУ имени М.В. Ломоносова, 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1

Диагностика уровня развития регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте

2019. Т. 16. № 2. С. 302–317 [содержание номера]
В статье рассматривается модель регуляторных функций А. Мияке, примененная к дошкольному возрасту. Основной задачей исследования выступила апробация диагностического инструментария NEPSY-II для оценки уровня развития трех основных компонентов регуляторных функций (рабочей памяти, когнитивной гибкости и торможения) у российских дошкольников.  Выборку исследования составили 267 детей (143 мальчика и 124 девочки) в возрасте 5–6 лет (Ме = 5.6 года, SD = 0.3), посещающих старшую группу детских садов в г. Москве. В результате сравнения результатов американских и российских детей 5–6 лет выявлены некоторые кросс-культурные особенности: память на образы в среднем больше развита у российских, а на пространственные представления – у американских детей. Для проверки конвергентной валидности инструментария на части выборки (N = 48), проведен корреляционный анализ результатов выполнения дошкольниками двух батарей методик – апробируемой и разработанной под руководством Л.А. Венгера. Обнаруженные взаимосвязи подтвердили возможность использования рассматриваемого инструментария для диагностики регуляторных функций. Анализ данных исследования показал, что уровни развития слухоречевой и зрительной рабочей памяти старших дошкольников не связаны между собой. Однако слухоречевая память во многом лежит в основе развития когнитивной гибкости внимания (переключения), а зрительная – сдерживающего контроля (торможения). На основании результатов диагностики выделены и описаны четыре различных варианта развития регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте. Дети с достаточно высоким уровнем развития регуляторных функций распределены по двум группам в соответствии с ориентацией: на высокую скорость выполнения заданий и на высокое качество выполнения заданий (избегание ошибок).

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss